г. Москва |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А40-159668/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 октября 2022 года, принятого в порядке упрощенного производства по делу N А40-159668/22, по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) к ООО "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" (ИНН 7710293280) о взыскании 499 266 руб. 80 коп,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ООО "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" (далее - ответчик) 488 825 руб. штрафа и 10 441 руб. 80 коп. убытков.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28 июля 2022 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26 октября 2022 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с транспортными железнодорожными накладными N N ЭГ473744, ЭГ473852, ЭГ482787, на станции Новосибирск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги до станции Красная Речка Дальневосточной железной дороги грузоотправителем ООО "Феско Интегрированный Транспорт" к перевозке предъявлен груз в контейнерах N N CBMU7025175, TCLU8172616, TEMU4606917, которые были размещены в вагоне N54971874.
Согласно железнодорожным транспортным накладным N N ЭГ473744, ЭГ473852, ЭГ482787 погрузка груза в контейнеры, а также погрузка контейнеров на вагон была осуществлена силами грузоотправителем ООО "Феско Интегрированный Транспорт" на Западно-Сибирской железной дороги.
Истец указывает, что 10 сентября 2021 г. при прохождении поездом, в состав которого входил вагон N 54971874, системы АСКО ПВ и интегрированного взвешивающего рельса на ст. Карымская выявлена разница нагрузки по тележкам вагона N 54971874, превышающая допустимую норму (допустимая норма 10 000 кг. -ГОСТ-22235), в связи с чем, составлен акт общей формы от 10 сентября 2021 г. N 10/10888, разница нагрузки составила 13 440 кг.
13 сентября 2021 г. при проведении контрольной перевески на весах N 008-043-05, разница нагрузки по тележкам в размере 13 440 кг., которая превышает допустимую норму на 3 440 кг. подтвердилась, также выявлена недостача массы с учетом тары контейнеров и без учета тары контейнеров (коммерческий акт N 285 от 13 сентября 2021 г.).
Недостача массы с применением предельного отклонения в соответствии с "Рекомендациями государственной системы обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем" МИ-3115-2008 (далее рекомендации МИ-3115-2008) с учетом тары контейнеров составила 13 249 кг., без учета тары контейнеров составила 13003 кг., оформлен коммерческий акт от 13 сентября 2021 N ЗБК2103800/919.
Превышение допустимой разницы загрузки тележек вагона угрожало безопасности движения поездов, в связи с чем, вагон с контейнерами отцеплен.
В целях устранения коммерческой неисправности, ООО "Феско Интегрированный Транспорт" представило порожний вагон N 59990473 для перегрузки контейнера, масса тары вагона составила 21 500 кг.
Масса тары вагона установлена при контрольной перевеске 20 сентября 2021 г. (акт общей формы ГУ-23 N 1/3617).
22 сентября 2021 г. произведена контрольная перевеска контейнеров TCLU8172616, TEMU4606917, в ходе перевески было выявлено: в контейнере N TCLU8172616, размещенном на вагоне 54971874, выявлено, что вес брутто составил 35 020 кг., тара нетто 25 000 кг., вес нетто 10 020 кг., согласно транспортной накладной вес брутто 36 850 кг, тара вагона 25 000 кг., вес нетто 11 850 кг., таким образом, масса груза составила 6 170 кг. (10 020 - 3 850, где 3 850 масса тара 40 футового контейнера), по документам масса груза должна была быть 8 000 кг. (11 850 3 850), составлен коммерческий акт NЗБК2103925/929; в контейнере N TEMU4606917, размещенном на вагоне 59990473 вес брутто составил 30 360 кг., тара нетто 21 500 кг., вес нетто 8 860 кг., согласно транспортной накладной вес брутто 47 200 кг, тара вагона 25 000 кг., вес нетто 22 200 кг., таким образом, масса груза составила 6 660 (8 860 - 2 200, где 2 200 масса тары 20 футового контейнера), по документам должна масса груза должна быть 20 000 кг. (22 200 2 200), составлен коммерческий акт N ЗБК2103926/930.
23 сентября 2021 г. контейнер N CBMU7025175 перегружен на предоставленный грузоотправителем порожний вагон N 59990473, контейнер погрузили дверями на запад согласно Распоряжения N 1656/р от 8 августа 2006 г.
В вагоне N 54971874 контейнер N TEMU4606917 разместили над восточной тележкой дверями на запад, контейнер N TCLU8172616 над западной тележкой дверями на восток, согласно Распоряжения N 2776/р от 29 западной тележкой дверями на восток, согласно Распоряжению N 2776/р от 29 декабря 2016 г.
После перегруза контейнера N CBMU7025175 на вагон N59990473 произведена контрольная перевеска, излишки массы с применением предельного отклонения в соответствии с рекомендациями МИ-3115-2008 в норме, составлен акт общей формы ГУ-23 N 2/1866.
Кроме того, после перестановки контейнеров N N TCLU8172616, TEMU4606917 на вагоне N 54971874 произведена контрольная перевеска, разница загрузки по тележкам 1940 кг., что не превышает допустимую разницу, установленную ГОСТом 22235, составлен акт общей формы ГУ-23 N 2/1865 от 24 сентября 2021.
Разница загрузки по тележкам в размере 1940 кг. не превышает максимально допустимую норму равную 10т, следовательно, грузоотправитель при размещении контейнеров мог разместить их в ином порядке и не превысить максимальную разницу загрузки по тележкам.
Как установлено судом, между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 98 Устава железнодорожного транспорта РФ ответственность грузоотправителя предусмотрена за искажение в транспортной ж.д. накладной, в т.ч. сведений о грузе, в результате чего, снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 43 установлено, что в соответствии со статьей 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
В соответствии со статьей 18 УЖТ РФ грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность грузов, вагонов.
В соответствии с правовой регламентацией статьи 23 УЖТ РФ погрузка грузов в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
Размещение и крепление грузов, в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Пунктом 23 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса от 7 декабря 2016 N 374 установлено, что погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.
Порядок внесения сведений в железнодорожную накладную установлен Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения от 18 июня 2003 N 39, согласно которым в железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о массе груза.
При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа (пункт 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 N 43).
Пунктом 5.1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС РФ 27 мая 2003 за N ЦМ-943, установлено, что предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров.
В целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители и грузополучатели должны соблюдать требования ГОСТ 22235-2010 (п. 5.2 указанных технических условий).
ГОСТ 22235-2010 устанавливает требования к загрузке (развесовке) вагонов при их погрузке и передвижении именно с целью того, чтобы подвижной состав - вагоны, грузились грузоотправителями единообразно и правильно, и в дальнейшем не повреждались сами, не повреждали пути и не влияли на безопасность движения при их перевозке.
Требования ГОСТ 22235-2010 регламентируют правила погрузки грузов в вагоны именно с целью их дальнейшей безопасной и безаварийной эксплуатации, а так же, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров.
В соответствии с пунктом 38 Приложения N 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 N 286 "Организация движения поездов на железнодорожном транспорте", не допускается ставить в поезда платформы и полувагоны, загруженные с нарушением технических условий размещения и крепления грузов.
Таким образом, соблюдение технологии перевозок грузов и выбор перевозчиком режима перевозки, напрямую зависят от правильного заполнения грузоотправителем транспортной железнодорожной накладной, включая указание грузоотправителем сведений о массе груза, соблюдении технических условий размещения и крепления груза, а вагоны, загруженные с нарушением требований технических условий (ТУ ЦМ-943), не могут быть приняты к перевозке, в связи с угрозой безопасности движения поездов.
В связи с тем, что по вине грузоотправителя ООО "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" создана потенциальная угроза безопасности движения, и в данном случае, установлен факт искажения сведений в накладной ЭГ473852, ЭГ473852, перевозчиком заявлено о взыскании штрафа.
Провозная плата за перевозку груза в контейнере TCLU8172616 по отправке ЭГ473852 Новосибирск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги до станции Красная Речка Дальневосточной железной дороги, составляет 64 509,00 руб. (без НДС), в связи с чем, ответчику начислен штраф в размере 64 509,00 * 5 = 322 545,00 руб.
Провозная плата за перевозку груза в контейнере TEMU4606917 по отправке ЭГ473852 Новосибирск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги до станции Красная Речка Дальневосточной железной дороги, составляет 33 256,00 руб. (без НДС), в связи с чем, ответчику начислен штраф в размере 33 256,00 * 5 = 166 280,00 руб.
Сумма штраф согласно расчету истца составляет 488 825,0 руб. (322 545,00 руб. + 166 280,00 руб.).
В соответствии со ст. 19 ФЗ "Устава железнодорожного транспорта РФ" грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур, иные физические и юридические лица несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки, в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.
Расходы ОАО "РЖД" за маневровые работы, связанные с устранением по станции Карымская коммерческой неисправности на вагоне N 54971874, возникшей по вине ответчика, составили согласно расчету истца 10 441,80 руб. с НДС.
В соответствии с ч.1 ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Пунктам 1, 2 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришёл к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы, на основании следующего.
В соответствии со ст.19 ФЗ "Устава железнодорожного транспорта РФ" грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур, иные физические и юридические лица несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций. Расходы ОАО "РЖД" за маневровые работы, связанные с устранением по станции Карымская коммерческой неисправности на вагоне N 54971874, возникшей по вине ответчика составили 10 441,80 руб. с НДС.
В соответствии со ст.25 ЖТ РФ, грузоотправитель предоставляет перевозчику на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
В соответствии со ст.27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагажа, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 УЖТ РФ.
При прохождении вагона через взвешивающий рельс (РТВ-Д) ст.Карымская выявлена разница загрузок по тележкам. Вагонные весы РТВ-Д предназначены для контроля и выявления вагонов, угрожающих безопасности движения. Для подтверждения результатов взвешивающего рельса вагоны должны быть перевешаны на стационарных вагонных весах.
Перевозчик, воспользовавшись своим правом в рамках в рамках ст.27 УЖТ РФ, произвел контрольную перевеску вагона на стационарных вагонных весах. В результате такой перевески разница загрузки тележек подтвердилась.
Для удостоверения, какой именно контейнер повлиял на выявленную разницу загрузки по тележкам, перевозчиком была произведена контрольная перевеска каждого контейнера по отдельности, в результате чего, было выявлено несоответствие массы груза в каждом контейнере.
Контрольная перевеска каждого контейнера в отдельности подтвердила, что грузоотправитель исказил сведения, внесенные в железнодорожные транспортные накладные, что привело к разнице загрузки тележек, что так же непосредственно влияет на сохранность вагонного парка и является прямой угрозой безопасности движения.
Кроме того, данный факт привел к нарушению требований п. 2.2.4. Местных технических условий размещения и крепления крупнотоннажных контейнеров типоразмеров 1А (1АА, 1ААА), 1С (1СС), перевозимых ОАО "РЖД" на специализированных платформах модели 13-1281, 13-1281-01 утвержденных Распоряжением ОАО "РЖД" от 28.12.2016 г. N 2738р (далее МТУ), на основании которых была произведена погрузка груза в контейнера, в части максимально допускаемой разницы брутто контейнеров 6,0 т. (таблица N 4 МТУ), фактически разница брутто контейнеров составила 17,129 т., что влечет за собой также угрозу безопасности движения.
Тем самым, факт недостоверного указания грузоотправителем массы груза в контейнерах перевозчиком доказан, что послужило основанием для начисления штрафа на основании ст.98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Таким образом, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, материалам дела подтверждается факт искажения внесенных ответчиком в транспортный документ сведений, в связи с чем, истцом правомерно начислен штраф в соответствии со ст. 98 УЖТ РФ.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ ответчик не представил бесспорных доказательств в опровержение факт правонарушения.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2022 года по делу N А40-159668/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159668/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ"