г. Томск |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А27-15844/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зайцевой О.О., рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-10637/2022) на решение от 24.10.2022 (решение в виде резолютивной части принято 19.10.2022) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15844/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Сарафанникова М.А.), по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740), город Кемерово к Ассоциации перевозчиков "АВТОТРАНС" (ОГРН 1164200050849, ИНН 4205331610), город Кемерово о взыскании штрафа в размере 500 руб. (с учетом ходатайства в порядке статьи 49 АПК РФ об уменьшении суммы исковых требований от 19.09.2022).
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кемеровской области 25.08.2022 поступило заявление Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Пенсионный фонд) к Ассоциации перевозчиков "АВТОТРАНС" (далее - Ассоциация) о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в размере 500 руб., по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 500 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 24.10.2022 (решение в виде резолютивной части принято 19.10.2022) требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), Ассоциация перевозчиков "АВТОТРАНС" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из материалов дела, в УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) 28.03.2019 Ассоциация перевозчиков "АВТОТРАНС" представила сведения, предусмотренные подпунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год на 1 застрахованное лицо.
В связи с представлением страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока в отношении 1 застрахованного лица, специалистом УПФР 16.04.2019 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования N 052S18190006761.
27.05.2019 начальником УПФР принято решение N 052S19190007793 о привлечении Ассоциации перевозчиков "АВТОТРАНС" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб., направленное в адрес страхователя 03.06.2019.
Требование об уплате финансовых санкций от 26.06.2019 N 052S01190011963, направленное в адрес страхователя 28.06.2019, в добровольном порядке не исполнено.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исходил из того, что заявление о взыскании финансовых санкций подано Пенсионным фондом по истечении предельного срока. Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N27-ФЗ).
Как следует из текста решения суда, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что заявитель пропустил шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций, предусмотренный пунктом 3 статьи 46, пунктом 2 статьи 48, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Ходатайство о восстановлении пропущенного срока управление не заявляло.
Согласно статье 115 НК РФ, регламентирующей срок давности взыскания штрафов, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Частью 5 статьи 3 АПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований.
С учетом данных разъяснений, применимым к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на сумму более 3 000 рублей либо 3 года плюс 6 месяцев, если сумма санкций меньше 3 000 рублей, на обращение в арбитражный суд с заявлением применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации)), решение территориального органа пенсионного фонда о привлечении к ответственности не может быть принудительно реализовано, иначе как в пределах совокупности указанных сроков.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018.
Кроме того, порядок применения норм НК РФ при взыскании штрафов в области пенсионного страхования, изложен в ответе на вопрос N 1 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019.
Далее этот правовой подход нашел отражение в изменениях, внесенных Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ в Федеральный закон N 27-ФЗ.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
При этом, из содержания части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, страховщик должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, с момента непредставления в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
Из картотеки арбитражных дел судом установлено, что судебным приказом от 13.11.2019 по делу N А27-26098/2019 с Ассоциации перевозчиков "АВТОТРАНС" были взысканы в пользу Пенсионного фонда финансовые санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в размере 5 500 рублей за период с апреля 2018 года по февраль 2019 года.
Основанием для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа послужило неисполнение страхователем требования от 27.06.2019 со сроком исполнения 22.07.2019
Следовательно, при совокупном сложении суммы штрафов, в том числе по требованию от 26.06.2019 N 052S01190011963, требования к должнику превысили 3000 руб. с даты направления требований от 27.06.2019, приложенных в деле NА27- 26098/2019.
На тот период времени взыскатель должен был обратиться с заявлением в арбитражный суд в течение установленного шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. По состоянию на 2019 год сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, однако Пенсионный фонд не заявил требования по взысканию финансовых санкций за непредставление в установленный срок формы отчетности СЗВ-СТАЖ за 2018 год. Были заявлены требования о взыскании штрафа за несвоевременное представление форм отчетности СЗВ-М за период с апреля 2018 года по февраль 2019 года (заявление от 21.10.2019 N ю/4987).
Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд по требованию от 26.06.2019 N 052S01190011963 начал течь не с 20.07.2022 по истечении трех лет, а с 23.07.2019 и истек 23.01.2020.
Страховщик подал настоящее заявление в суд 25.08.2022, то есть с нарушением шестимесячного срока, установленного законом для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Учитывая, что срок для обращения в суд с рассматриваемым заявлением пропущен, в отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных управлением требований, поскольку пропуск срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Пенсионный фонд освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.10.2022 (решение в виде резолютивной части принято 19.10.2022) по делу N А27-15844/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Постановление изготовлено в полном объеме 29.12.2022.
Судья |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15844/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области- Кузбассу
Ответчик: Ассоциация перевозчиков "АвтоТРАНС"