город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2022 г. |
дело N А32-49123/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Попова А.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии в судебном заседании:
от истца: директора Охрименко А.В., представителя Серкина И.В. по доверенности от 20.04.2021,
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представителя Крохмаль Д.А. по доверенности от 27.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 по делу N А32-49123/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лесные угодья" (ИНН 2315156781, ОГРН 1092315006376)
к ответчику министерству природных ресурсов Краснодарского края
при участии третьего лица Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лесные угодья" (далее - ООО "Лесные угодья", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) об урегулировании разногласий при заключении договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 6/21 от 01.03.2021 в предложенной обществом редакции; обязании министерства подписать договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 6/21 от 01.03.2021 в соответствии с типовой формой договора аренды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка" в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда согласно редакции общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что при расчете арендной платы в отношении нелесных участков подлежат применению понижающие коэффициенты.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 06.10.2022 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы министерство указывает, что согласно пункту 7.5 договора включение в него положений, не предусмотренных Типовым договором, не допускается. Указанные обществом разногласия не принимаются. Неприменение к спорным лесным участкам понижающих коэффициентов подтверждается письмом Рослесхоза от 20.01.2017 N ЕК-07-27/576. Расчет арендной платы произведен министерством верно.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на то обстоятельство, что на нелесных участках - пастбищах и сенокосах в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы, в связи с чем, к данным участкам подлежит применению коэффициент 0,75. К нелесным участкам, представляющим собой крутые склоны, подлежит применению понижающий коэффициент 0,5.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.08.2020 ООО "Лесные угодья" обратилось в министерство с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов.
10.03.2021 в адрес общества министерством направлен договор аренды лесного участка N 6/21 от 01.03.2021 для подписания.
04.04.2021 в адрес министерства обществом направлен протокол разногласий к договору.
В письме от 14.05.2021 министерство указало, что договор аренды подготовлен в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков". Согласно пункту 7.5 договора включение в него условий, не предусмотренных Типовым договором, не допускается. В связи с чем, разногласия, указанные в протоколе не принимаются. Коэффициенты 0,5 и 0,75 применяются только к лесным землям. Министерство также указало, что не возражает против указания в договоре иного адреса арендатора.
Ссылаясь на то обстоятельство, что между министерством и обществом при заключении договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 6/21 от 01.03.2021 в части, касающейся расчета арендной платы за пользование лесными участками, указания в договоре обременений и адреса арендатора, имеются разногласия, ООО "Лесные угодья" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел следующего.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с этим кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 2 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного кодекса, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу статьи 73.1 (частей 6 и 7) Лесного кодекса Российской Федерации порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается Гражданским и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом. Типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов.
Типовая форма договора аренды лесных участков утверждена приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце четвертом пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановления N 73), к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления N 73).
Постановлением постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что при определении размера арендной платы за лесные участки, передаваемые в аренду истцу, министерство руководствовалось таблицей 16 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов" постановления N 310, в которой установлены следующие ставки платы за гектар в год для Краснодарского края: хвойные группы древесных пород - 4 457,62 руб., мягколиственные группы древесных пород - 3 749,28 руб., твердолиственные группы древесных пород - 6 976,4 руб.
В Приложении N 3 к договору аренды приведен расчет арендной платы в соответствии с указанными тарифами.
В настоящем деле между сторонами возник спор относительно возможности применения к подлежащим передаче арендатору в составе нелесных земель участков - пастбищ, сенокосов и крутых склонов понижающих коэффициентов.
Так, по мнению арендатора к нелесным участкам, представляющим собой крутые склоны, подлежит применению понижающий коэффициент 0,5, а в отношении участков, занятых пастбищами и сенокосами - коэффициент 0,75.
Указанный довод истца суд апелляционной инстанции считает ошибочным по следующим основаниям.
Так, пунктом 8 примечаний к таблице N 16 Ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых постоянными лесосеменными участками, лесосеменными и маточными плантациями и лесными культурами (лесными насаждениями, созданными посевом или посадкой), применяется наибольший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
При использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не покрытых лесной растительностью, но предназначенных для ее восстановления (гари, вырубки, прогалины, пустыри и иные), ставка платы определяется исходя из породы лесных насаждений, обеспечивающей наибольшую продуктивность леса и устойчивость лесных насаждений на этом лесном участке к вредителям и болезням леса, с коэффициентом 0,9.
Согласно части 3 статьи 6.1 Лесного кодекса к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
К нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы) (пункт 65 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции").
Поскольку пастбища, сенокосы и крутые склоны относятся к нелесным землям, не предназначенным для лесовосстановления, следовательно, коэффициент 0,9 не подлежит применению.
В абзаце 4 пункта 8 примечания к таблице 16 постановления N 310 определено, что наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5 применяется при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями. Данный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
В приложении N 2 к договору аренды N 6/21 от 01.03.2021 "Характеристики лесного участка" отсутствуют сведения о наличии в составе нелесных земель, передаваемых в аренду, участков, относящихся к дорогам, просекам, болотам, либо каменистым россыпям. Доказательств фактического наличия таких участков истцом также не представлено.
Нелесные участки крутых склонов в абзаце 4 пункта 8 примечания к таблице 14 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых" постановления N 310 не указаны.
Учитывая изложенное, применение арендатором к нелесным участкам крутых склонов понижающего коэффициента 0,5 необоснованно.
Абзацем 3 пункта 8 примечания к таблице 16 постановления N 310 предусмотрено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
Ссылаясь на необходимость применения понижающего коэффициента 0,75 к нелесным участкам, занятым пастбищами и сенокосами, истец указывает, что на данных участках не могут произрастать древесные породы.
Между тем, доказательств того, что на указанных участках в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, в деле не имеется.
Из буквального толкования абзаца 3 пункта 8 примечания к таблице 16 постановления N 310 следует, что возможность его применения поставлена законодателем в зависимость только от наличия факта нарушения земель (отнесения участка к нелесным землям) в силу естественно-географических условий.
Понижающие коэффициенты применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказано в силу каких естественно-географических условий на нелесных участках Геленджикского лесничества, занятых пастбищами, не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что пунктом 8 примечания к таблице 16 постановления N 310 не предусмотрено применение понижающих коэффициентов ко всем лесным участкам, не предназначенным для лесовосстановления, перечень которых приведен в пункте 65 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", а приведен конкретный перечень таких нелесных участков. Оснований для расширительного толкования положения указанного пункта у суда не имеется.
Учитывая изложенное, основания для применения к арендуемым истцом нелесным участкам понижающих коэффициентов отсутствуют.
Расчет арендной платы, приведенный министерством в договоре N 6/21 от 01.03.2021, соответствует действующему законодательству.
Принимая во внимание, что арендуемый обществом лесной участок, является федеральной собственностью и пунктом 2.1 договора N 6/21 от 01.03.2021 прямо предусмотрено, что арендная плата за этот участок определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае такая плата является регулируемой и стороны не вправе применять иной размер платы, независимо от внесения изменений в условия спорного договора (пункты 16, 19 постановления N 73).
В рамках настоящего дела истец также просит урегулировать разногласия путем включения в Приложения N 2 и N 5 договора сведений о наличии обременений спорных лесных участков в виде указания на договор аренды лесного участка от 23.04.2020 N 10-04а-20, ранее заключенный сторонами, а также на наличие незарегистрированного строения - декорации к к/ф "Грозовые ворота" и отсутствие межевых знаков.
Между тем, порядок заключения договора аренды лесных участков регламентирован нормами Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат применению нормы специального законодательства, включая совокупность подзаконных нормативных актов.
Типовая форма договора аренды лесного участка утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 542.
В пункте 7.5 договора N 6/21 от 01.03.2021 предусмотрено, что включение в него положений, не предусмотренных типовым договором аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, не допускается.
Кроме того, необходимость отражения в характеристиках лесного участка (Приложение N 2) и акте приема-передачи лесных участков (Приложение N 5) сведений о ранее заключенном с обществом договоре аренды от 23.04.2020 N 10-04а-20, а также о наличии строения, истцом нормативно не обосновано.
Отражение таких сведений типовой формой договора не предусмотрено.
Ссылка истца на наличие разногласий по указанию в реквизитах сторон договора иного адреса арендатора отклоняется судебной коллегией, поскольку в ответ на протокол разногласий министерство в письме от 14.05.2021 указало, что не возражает против указания в договоре иного адреса арендатора.
Кроме того, указанные истцом разногласия в части обременений и реквизитов сторон не касаются существенных условий договора, следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отсутствие воли истца, понуждение его к включению в договор аренды данных условий является необоснованным.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 по делу N А32-49123/2022 отменить. В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лесные угодья" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49123/2021
Истец: ООО "Лесные угодья", ООО "Лесные угодья"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17417/2024
07.10.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49123/2021
10.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2752/2023
28.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20441/2022
06.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49123/2021