г. Красноярск |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А33-19174/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Свинокомплекс "Красноярский" (ИНН 3445112681, ОГРН 1103460004361)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 октября 2022 года по делу N А33-19174/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Свинокомплекс "Красноярский" (ИНН 3445112681, ОГРН 1103460004361, далее - заявитель, общество, АО "Свинокомплекс "Красноярский") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (ИНН 2460001790, ОГРН 1022402478009, далее - таможня, административный орган) о признании постановления о привлечении к административной ответственности от 12.07.2022 N 10606000-1965/2022 не подлежащим исполнению.
Решением от 10.10.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество ставит вопрос об изменении состоявшегося по делу судебного акта по мотиву необходимости признания постановления административного органа не подлежащим исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Таможней в материалы дела представлен отзыв.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Свинокомплекс "Красноярский" не позднее 14.09.2021, включительно, обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в августе 2021 года по счетам-фактурам от 25.08.2021 N 4509, от 18.08.2021 N 4391, от 10.08.2021 N 4240 в соответствии с договором от 31.05.2021 N 59-133719.
Вместе с тем, статистическая форма учета перемещения товара представлена в надзорный орган 29.04.2022 с нарушением срока, установленного пунктом 9 Порядка ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Порядок N 891).
По факту допущенного нарушения, 28.06.2022 Красноярской таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10606000-1965/2022.
Постановлением от 12.07.2022 по делу N 10606000-1965/2022 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса установлена административная ответственность.
Правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила N 891), установлен порядок ведения данной статистики, в соответствии с которыми формирование данных статистики ведется в порядке, установленном Федеральной таможенной службой.
На основании статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору), пункта 3 части 1 статьи 12, частей 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), пунктов 9, 10, 16 Порядка N 891, статистическая форма представляется российскими лицами, в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка.
Факт нарушения срока предоставления в таможенный орган статистической формы на вывоз продукции за август 2021 года подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении и, по сути, обществом не оспаривается.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований не представлено.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований действующего законодательства Российской Федерации в части предоставления спорных статистических форм.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии доказательств, свидетельствующих о виновном совершении обществом противоправных действий, подпадающих под часть 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, являются правильными.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса не имеется.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение также не имеется.
С учетом изложенного суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В апелляционной жалобе общество настаивает на применении названных положений закона в настоящем деле.
Возражая, таможенный орган указывает на отсутствие необходимого условия применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ - выявления правонарушений в ходе проведения одного контрольного мероприятия.
В соответствии с частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Ведение статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации обеспечивается Федеральной таможенной службой и выключает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, проверку их достоверности.
Правила N 891 возлагают на таможенные органы контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12).
В ходе анализа представленных обществом статистических форм за период времени с июня по декабрь 2021 года таможней выявлены факты нарушения обществом требований пункта 9 Правил N 891, послуживших основанием для привлечения 12.07.2022 года общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Суд полагает, что таможенный орган неверно толкует понятие "государственный контроль (надзор)", необоснованно сужая сферу его осуществления, по сути, сводя лишь к регламентируемым по форме проверкам, инициированным самим административным органом.
Положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должны применяться при любом виде государственного контроля (надзора), поскольку иное не следует из содержания нормы.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение общества.
В силу пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определениях от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
Сведения об уплате АО "Свинокомплекс "Красноярский" административного штрафа по постановлению от 12.07.2022 N 10606000-1965/2022 в материалах дела отсутствуют.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Поскольку постановлением таможни от 12.07.2022 N 10606000-1962/2022 обществу уже назначено административное наказание в виде штрафа, обжалуемое постановление не подлежит исполнению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2022 года по делу N А33-19174/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать постановление Красноярской таможни от 12.07.2022 N 10606000-1965/2022 о привлечении акционерного общества "Свинокомплекс "Красноярский" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей не подлежащим исполнению.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19174/2022
Истец: АО "СВИНОКОМПЛЕКС "КРАСНОЯРСКИЙ"
Ответчик: Красноярская таможня