г. Санкт-Петербург |
|
30 декабря 2022 г. |
Дело N А21-4670/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Кулак А.А. по доверенности от 01.01.2022
от заинтересованного лица: Иваненко А.С. по доверенности от 27.12.2021, Кожевникова И.Ю. по доверенности от 24.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34866/2022) общества с ограниченной ответственностью "Тотус" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2022 по делу N А21-4670/2022 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тотус"
к Калининградской областной таможне
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тотус" (ОГРН 1203900004538; далее - ООО "Тотус", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Калининградской областной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 08.02.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/230920/0093149.
Решением суда от 06.09.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Тотус" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 06.09.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что таможенным органом неправильно установлено лицо, на которое возлагается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акциза в размерах, определенных на день регистрации таможенным органом спорной ДТ; как указывает податель жалобы, ответственность за уплату ввозных таможенных платежей (в том числе акциза) должна быть возложена на ООО "ПромЗапад99", которое приобрело товар для последующей промышленной переработки.
В судебном заседании 20.12.2022 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Тотус" (декларант) была подана на Акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭД) Центральной акцизной таможни ДТ N 10009100/230920/0093149 с целью помещения под таможенную процедуру свободная таможенная зона, товара N 1: "табак курительный ферментированный, резаный и смешанный, для использования в качестве сырья (материалов) для промышленной переработки (производства сигарет)...", производитель Orion Tobacco Poland Sp.z.o.o, товарный знак отсутствует, ввезенного на территорию особой экономической зоны Калининградской области в рамках внешнеторгового контракта от 18.06.2020 N 06/2020, заключенного с компанией "Orion Tobacco Poland Sp.z.o.o.", на условиях поставки FCA-Якубов.
В графе 33 ДТ заявлен классификационный код 2403 19 900 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции: - курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: -- прочий: --- прочий"; ставка ввозной таможенной пошлины - 15 % от таможенной стоимости товара, НДС - 20%.
Согласно графе 47 ДТ исчисление ввозной таможенной пошлины и НДС произведено условно в соответствии с содержанием заявленной таможенной процедуры (ИМ 78), акциз в отношении товара не исчислялся и не уплачивался.
При таможенном декларировании указанного товара ООО "Тотус" в формализованном виде были представлены контракт от 18.06.2020 N 06/2020 с компанией "Orion Tobacco Poland Sp.z.o.o", инвойс от 22.09.2020 FSE-224/WPOW/2020 (8000 кг курительного табака).
Товар помещен таможенным органом под заявленную таможенную процедуру с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении следующих условий: "Размещение и использование в пределах территории СЭЗ (ОЭЗ)" (гр. А ДТ).
Выпуск товара по ДТ осуществлен 24.09.2020 в соответствии с заявленной таможенной процедурой без уплаты ввозной таможенной пошлины, акциза и НДС.
Впоследствии Таможней на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка ООО "Тотус" по вопросу достоверности сведений, заявленных, в том числе в ДТ N 10009100/230920/0093149 и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, а также соблюдения условий использования товара в соответствии с таможенной процедурой, по результатам которой составлен акт проверки от 27.12.2021 N 10012000/210/27122021/А000321.
На основании статей 336, 340 ТК ЕАЭС в адрес Общества направлено требование от 13.08.2021 о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке, в ответ на которое ООО "Тотус" письмом исх. от 13.09.2021 N 4/09-М (вх N Р-08915 от 13.09.2021) представлены следующие документы: устав ООО "Тотус", уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, решение учредителя, приказ о приеме на работу, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, справки об открытых счетах АО "Альфа-банк" и ПАО "Сбербанк", рабочий план счетов, приказ об утверждении учетной политики, контракт от 18.06.2020 N 06/2020 с приложениями NN1,2; платежное поручение от 22.06.2020 N1, проформа-инвойс NТТ/001/2020, инвойс N160/ wpow/2020, спецификация от 10.08.2020 N 3, платежное поручение от 20.08.2020 N3, инвойс N FSE-224/WPOW/2020, договор поставки от 16.06.2020 N16/06 и спецификация N1 от 16.06.2020 N1 к нему, дополнительное соглашение N 1 к спецификации N1 от 16.06.2020, счет на оплату от 16.06.2020 N2, платежное поручение от 17.06.2020 N52, спецификация от 28.07.2020 N3 к договору поставки от 16.06.2020, счет на оплату от 12.08.2020 N4, платежные поручения от 12.08.2020 N72, от 13.08.2020 N73, УПД от 29.07.2020 N3, спецификация от 02.10.2020 N6 к договору поставки от 16.06.2020, счет на оплату от 02.10.2020 N5, УПД от 05.10.2020 N4.
В ходе анализа представленных Обществом документов, таможенный орган пришел к выводу о том, что документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции, Обществом не представлены, также не представлены документы, подтверждающие реализацию подконтрольного товара в адрес организаций, занимающихся производством табачной продукции.
При этом, товары, сведения о которых заявлены в ДТ N 10009100/230920/0093149, под иные таможенные процедуры не помещены.
Изложенные обстоятельства, в совокупности с отсутствием подконтрольного товара и конечной продукции, равно как отсутствием информации об их помещении под иные таможенные процедуры, позволило сделать таможенному органу вывод о том, что ООО "Тотус" (декларант), не соблюдены условия помещения и использования товаров, задекларированных по ДТ N 10009100/230920/0093149, в соответствии с заявленной целью - в качестве сырья для производства табачной продукции, в связи с чем, в отношении данных товаров подлежит уплате акциз.
В свою очередь, поскольку в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10009100/230920/0093149, подлежит уплате акциз, то указанные подконтрольные товары в силу пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", не могут быть помещены по таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в связи с чем в отношении данного товара подлежат уплате суммы ввозной таможенной пошлины и НДС.
На основании выводов, изложенных в акте проверки от 27.12.2021 N 10012000/210/27122021/А000321, Таможней вынесено решение от 08.02.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10009100/230920/0093149, согласно которым в отношении ввезенного ООО "Тотус" товара подлежат доначислению и уплате ввозная таможенная пошлина, акциз и НДС.
Не согласившись указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 06.09.2022 в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Из пункта 1 статьи 132 ТК ЕАЭС следует, что обязанность по соблюдению условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, подлежащих соблюдению после помещения товаров под таможенную процедуру, возлагается на декларанта, а также на иных лиц в соответствии с ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 312 ТК ЕАЭС закреплено, что таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой проводится таможенными органами государства-члена ЕАЭС, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру.
Таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (пункты 1,2 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Согласно статьей 322 и пункту 1 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов (пункт 2 статьи 331 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны установлен главой 27 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 201 ТК ЕАЭС таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
В пункте 1 статьи 202 ТК ЕАЭС определены следующие условия помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ:
1) товары предназначены для размещения и (или) использования резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой), если иное не установлено законодательством государства-члена в соответствии с пунктом 2 статьи 201 ТК ЕАЭС для размещения и (или) использования на территориях отдельных СЭЗ, созданных на территории такого государства-члена;
2) товары предназначены для размещения на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ лицами, не являющимися резидентами (участниками, субъектами) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ и заключившими с резидентами (участниками, субъектами) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ договор об оказании услуг, при условии, что операции, совершаемые с товарами при оказании таких услуг, не изменяют характеристики товаров, связанные с изменением кода в соответствии с ТН ВЭД;
3) соблюдение в отношении иностранных товаров запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Исходя из пункта 5 статьи 202 ТК ЕАЭС, условиями использования товаров в соответствии с таможенной процедурой СТЗ являются:
1) размещение и нахождение товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ в течение срока функционирования СЭЗ или срока применения таможенной процедуры СТЗ на территории СЭЗ либо до утраты лицом статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ, с учетом пункта 4 статьи 205 ТК ЕАЭС;
2) использование товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ в соответствии с:
соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой) либо целями, установленными законодательством государства-члена в соответствии с пунктом 2 статьи 201 ТК ЕАЭС;
договором об оказании услуг, заключенным между лицом, не являющимся резидентом (участником, субъектом) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, и резидентом (участником, субъектом) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, если товары помещены под таможенную процедуру СТЗ на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ для оказания таких услуг;
3) размещение и использование товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ, осуществляемые:
декларантом таких товаров либо иными лицами, определенными ТК ЕАЭС или определяемыми законодательством государств-членов в соответствии с ТК ЕАЭС;
резидентом (участником, субъектом) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, если он осуществляет хранение товаров по договору об оказании услуг и не является декларантом таких товаров;
4) совершение в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, действий в соответствии со статьей 205 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 205 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ допускается совершение любых операций.
Отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, регламентированы Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ).
Согласно частям 4, 5 статьи 10 Закона N 16-ФЗ декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, может выступать резидент либо юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и которые не являются резидентами, помещают товары под таможенную процедуру СТЗ для их размещения и использования в целях, предусмотренных Федеральным законом.
При этом, в силу пункта 1 части 2 статьи 10 Закона N 16-ФЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут быть помещены, в том числе, подакцизные товары;
Пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов, а в случаях, предусмотренных статьей 52 ТК ЕАЭС, - таможенным органом.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом, в частности, по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов.
Согласно положениям статей 143 и 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками акциза и НДС считаются лица, признаваемые налогоплательщиками акциза и НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, определяемые в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 146 и подпункта 13 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения признается ввоз товаров (подакцизных товаров) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В соответствии с пунктом 1 статье 181 НК РФ к подакцизным товарам относится табачная продукция.
Пунктом 1 статьи 185 НК РФ предусмотрено, что при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и СТЗ, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме.
Статьей 193 НК РФ ставки акциза устанавливается в отношении следующей табачной продукции: табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции); сигары; сигариллы (сигариты), биди, кретек; сигареты, папиросы; табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.
При этом необходимо отметить, что если курительный табак ввозится на территорию Российской Федерации предприятием-производителем табачной продукции, то освобождение от уплаты акциза осуществляется при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции).
При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, ООО "Тотус" (декларант) по ДТ N 10009100/230920/0093149 под таможенную процедуру свободная таможенная зона был помещен товар N 1 "табак курительный ферментированный, резаный и смешанный, для использования в качестве сырья (материалов) для промышленной переработки (производства сигарет)...", весом нетто 8000 кг, производитель Orion Tobacco Poland Sp.z.o.o, товарный знак отсутствует, ввезенный на территорию особой экономической зоны Калининградской области в рамках внешнеторгового контракта от 18.06.2020 N 06/2020, заключенного с компанией "Orion Tobacco Poland Sp.z.o.o.", на условиях поставки FCA-Якубов.
В графе 33 ДТ заявлен классификационный код 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции: - курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: -- прочий: --- прочий", ставка ввозной таможенной пошлины - 15 % от таможенной стоимости товара, НДС - 20%.
Согласно графе 47 ДТ исчисление ввозной таможенной пошлины и НДС произведено условно в соответствии с содержанием заявленной таможенной процедуры (ИМ 78), акциз в отношении товара не исчислялся и не уплачивался.
Товар помещен таможенным органом под заявленную таможенную процедуру с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении следующих условий: "Размещение и использование в пределах территории СЭЗ (ОЭЗ)" (гр. А ДТ).
Выпуск товара по ДТ осуществлен 24.09.2020 в соответствии с заявленной таможенной процедурой без уплаты ввозной таможенной пошлины, акциза и НДС.
Впоследствии Таможней на основании статьи 332 ТК ЕАЭС проведена камеральная таможенная проверка ООО "Тотус" по вопросу достоверности сведений, заявленных, в том числе в ДТ N 10009100/230920/0093149 и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, а также соблюдения условий использования товара в соответствии с таможенной процедурой, по результатам которой составлен акт проверки от 27.12.2021 N 10012000/210/27122021/А000321.
На основании статей 336, 340 ТК ЕАЭС в адрес Общества направлено требование от 13.08.2021 о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке, в ответ на которое ООО "Тотус" письмом исх. от 13.09.2021 N 4/09-М (вх N Р-08915 от 13.09.2021) представлены следующие документы: устав ООО "Тотус", уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, решение учредителя, приказ о приеме на работу, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, справки об открытых счетах АО "Альфа-банк" и ПАО "Сбербанк", рабочий план счетов, приказ об утверждении учетной политики, контракт от 18.06.2020 N 06/2020 с приложениями NN1,2; платежное поручение от 22.06.2020 N1, проформа-инвойс NТТ/001/2020, инвойс N160/ wpow/2020, спецификация от 10.08.2020 N 3, платежное поручение от 20.08.2020 N3, инвойс N FSE-224/WPOW/2020, договор поставки от 16.06.2020 N16/06 и спецификация N1 от 16.06.2020 N1 к нему, дополнительное соглашение N 1 к спецификации N1 от 16.06.2020, счет на оплату от 16.06.2020 N2, платежное поручение от 17.06.2020 N52, спецификация от 28.07.2020 N3 к договору поставки от 16.06.2020, счет на оплату от 12.08.2020 N4, платежные поручения от 12.08.2020 N72, от 13.08.2020 N73, УПД от 29.07.2020 N3, спецификация от 02.10.2020 N6 к договору поставки от 16.06.2020, счет на оплату от 02.10.2020 N5, УПД от 05.10.2020 N4.
В ходе анализа представленных Обществом документов, таможенный орган пришел к выводу о том, что документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции, Обществом не представлены, также не представлены документы, подтверждающие реализацию подконтрольного товара в адрес организаций, занимающихся производством табачной продукции.
Как установлено таможенным органом и не опровергнуто заявителем, ООО "Тотус" осуществившее ввоз и таможенное декларирование спорных товаров (курительного табака), производством табачной продукции не занимается.
В ходе проведения таможенной проверки Обществом были представлены следующие документы о реализации спорного товара:
- договор поставки от 16.06.2020 N 16/06, заключенный между ООО "Тотус" (продавец) и ООО "ПромЗапад39" (покупатель), в том числе на поставку резанного табака. Согласно пункту 1.3. договора поставки от 16.06.2020 N16/06 товар поставляется покупателю отдельными партиями в рамках договора по каждой спецификации;
- спецификация N 6 от 02.10.2020 к договору поставки от 16.06.2020 на поставку товара "табак ферментированный, резанный" в количестве 8000 кг на общую сумму 2104160 руб.,
- счет на оплату от 02.10.2020 N 5,
- УПД от 05.10.2020 N 4 о реализации товара "табак ферментированный, резанный" в адрес ООО "ПромЗапад39" в количестве 8000 кг, с указанием ДТ N10009100/230920/0093149.
Вместе с тем, как обоснованно указывает таможенный орган, из содержания представленных документов не представляется возможным установить цель приобретения табачной продукции. Информация о том, что ООО "ПромЖапад39" имеет какие-либо договорные отношения с третьими лицами на производство/переработку табачной продукции отсутствует.
По результатам анализа выписок по операциям на счетах, предоставленных филиалом "Санкт-Петербургский" АО "Альфа-банк", таможенным органом установлено, что в адрес ООО "Тотус" от ООО "ПромЗапад39" (плательщик) осуществлено перечисление денежных средств за реализацию товара "табак курительный ферментированный, резанный и смешанный для использования в качестве сырья для промышленной переработки производства сигарет", задекларированного по ДТ N 10009100/220720/0055202 в количестве 3000 кг в рамках договора поставки от 16.06.2020 N 16/06. При этом доказательства оплаты ООО "ПромЗапад39" счета от 02.10.2020 N 5 на сумму 2104160 руб.на поставку товара в количестве 8000 кг по ДТ N10009100/230920/0093149 не представлены.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "ПромЗапад39" является торговля оптовая легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствам; в качестве дополнительного вида деятельности производство табачной продукции также не указано.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки в адрес ООО "ПромЗапад39" таможенным органом направлено требование о предоставлении документов и (или) сведений) от 18.08.2021 N 06-23/17741, которое ООО "ПромЗапад39" не исполнено.
Согласно имеющимся в материалах проверки объяснениям от 11.05.2021, 01.07.2021 и 16.07.2021 директора ООО "Тотус" Ненашева А. В. и директора ООО "ПромЗапад39" Ежихина А.С, полученных в рамках оперативно-розыскных мероприятий, ООО "Тотус" создано с целью осуществления финансово-хозяйственной деятельности, основными контрагентами ООО "Тотус" выступают ООО "Глобал" и ООО "ПромЗапад39". Директор ООО "ПромЗапад39" пояснил, что организация осуществляет деятельность в сфере грузоперевозок, а также оказывало услуги по таможенному оформлению грузов; иных видов деятельности ООО "ПромЗапад39" не осуществляет.
Согласно информации, предоставленной в таможенный орган УФНС России по Калининградской области, ООО "Тотус", ООО "ПромЗапад39" с момента постановки на учет в налоговых органах Калининграда и Калининградской области применяют упрощенную систему налогообложения.
Главой 26.2 НК РФ, регулирующей порядок применения упрощенной системы налогообложения, установлен ряд ограничений по применению данного специального налогового режима, в том числе по видам деятельности.
Так, согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, занимающиеся производством подакцизных товаров.
Специальные марки для маркировки табачной продукции, приобретение которых предусмотрено пунктом 3 Правил изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 N 27, ООО "Тотус", ООО "ПромЗапад39" не выдавались, налоговые декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме указанными организациями не представлялись.
Калининградская ТПП письмами от 18.01.2021 N 21 и от 02.07.2021 N 709 сообщила, что ООО "Тотус", ООО "ПромЗапад39" в Калининградскую ТПП за оформлением каких-либо экспертных документов (экспертиз) с целью освидетельствования производственных площадей и производственных мощностей не обращались.
Таким образом, таможенным органом в ходе проверки установлено, что ни декларант - ООО "Тотус", ни организация, которой был передан/реализован подконтрольный товар (ООО "ПромЗапад39", не являются производителями табачной продукции (сигарет) и не могут являться таковыми, в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, в ходе камеральной таможенной проверки Обществом не представлены первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отражающие поступление (оприходование) и дальнейшее движение товаров, задекларированных по ДТ N 10009100/230920/0093149.
Обществом также не была представлена отчетность в отношении подконтрольных товаров, предусмотренная приказом ФТС России от 28.07.2009 N 1351 "Об утверждении формы отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и порядка представления в таможенный орган отчетности по таким товарам", что повлекло привлечение Общества к административной ответственности по статье 16.15 КоАП России.
Таким образом, в ходе проведения проверки таможенный орган пришел обоснованному выводу о том, что документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции, Обществом не представлены, как не представлены и документы, подтверждающие реализацию подконтрольного товара в адрес организаций, занимающихся производством табачной продукции.
По результатам проведенного контроля таможенным органом наличие подконтрольного товара, равно как и произведенной из него табачной продукции, не установлено (доказательства обратного заявителем в таможенный орган и в суд не представлены).
В результате анализа базы данных ДТ таможенным органом выявлено, что товары, сведения о которых заявлены в ДТ N 10009100/230920/0093149, под иные таможенные процедуры (в том числе экспорта и выпуска для внутреннего потребления) не помещались.
Таким образом, в рамках проведения таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции из сырья, ввезенного по ДТ N 10009100/230920/0093149, Обществом не представлены, что в совокупности с отсутствием подконтрольного товара и конечной продукции, равно как и информации об их помещении под иные таможенные процедуры, позволяет сделать вывод о несоблюдении Обществом (декларантом) условий помещения и использования товара в соответствии с заявленной целью, а именно, в качестве сырья для производства табачной продукции, в связи с чем таможенный орган обоснованно посчитал, что в отношении ввезенного Обществом по спорной ДТ товара подлежит уплате акциз.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указанные выводы таможенного органа Обществом не опровергнуты.
В свою очередь, поскольку в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10009100/230920/0093149, подлежит уплате акциз, то указанные подконтрольные товары в силу пункта 1 части 2 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, не могут быть помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в связи с чем в отношении данного товара также подлежат уплате суммы ввозной таможенной пошлины и НДС.
В силу статьи 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно положениям статей 143 и 179 НК РФ)налогоплательщиками акциза и НДС считаются лица, признаваемые налогоплательщиками акциза и НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, определяемые в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В рассматриваемом случае, именно ООО "Тотус" (а не ООО "ПромЗапад39") являюсь декларантом товара по ДТ N 10009100/230920/0093149 и не подтвердило факта целевого использования спорного товара.
С учетом изложенных обстоятельств Таможней правомерно вынесено оспариваемое решение от 08.02.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10009100/230920/0093149.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда 06.09.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 сентября 2022 года по делу N А21-4670/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тотус" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4670/2022
Истец: ООО "Тотус"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ