10 мая 2023 г. |
Дело N А21-4670/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Калининградской областной таможни Шлык А.Э. (доверенность от 21.12.2022) и Кожевниковой И.Ю. (доверенность от 19.12.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Тотус" Воронина А.В. (доверенность от 01.01.2022) и Кулака А.А. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев 04.05.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тотус" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2022 по делу N А21-4670/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тотус", адрес: 236006, Калининград, ул. Ю. Гагарина, д. 15, кв. 42, ОГРН 1203900004538, ИНН 3906390556 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), от 08.02.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/230920/0093149.
Решением суда от 06.09.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2022, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы считает, что таможенным органом неправильно установлено лицо, на которое возлагается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциза в размерах, определенных на день регистрации таможенным органом спорной ДТ, поданной для помещения товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее - СТЗ). По мнению Общества, ответственность за уплату ввозных таможенных пошлин, НДС и акциза должна быть возложена на общество с ограниченной ответственностью "ПромЗапад39", которое приобрело товар для последующей промышленной переработки.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты, законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании внешнеторгового контракта от 18.06.2020 N 06/2020 (далее - Контракт), заключенного с компанией "Orion Tobacco Poland Sp.z.o.o.", Общество на условиях поставки FCA-Якубов ввезло на территорию особой экономической зоны Калининградской области и поместило под таможенную процедуру СТЗ по ДТ N 10009100/230920/0093149 товар N 1 - табак курительный ферментированный, резаный и смешанный, для использования в качестве сырья (материалов) для промышленной переработки (производства сигарет), производитель - компания "Orion Tobacco Poland Sp.z.o.o", товарный знак отсутствует.
В графе 33 этой ДТ указан классификационный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 2403 19 900 0 "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции: - курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: -- прочий: --- прочий", и ставка ввозной таможенной пошлины - 15%, НДС - 20%.
В графе 47 ДТ исчисление ввозной таможенной пошлины и НДС произведено условно в соответствии с содержанием заявленной таможенной процедуры (ИМ 78); акциз в отношении товара не исчислен и не уплачен.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением полного условного освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины, акциза и НДС и с отметкой в ДТ "размещение и использование в пределах территории свободной экономической зоны (ОЭЗ)".
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки по вопросу достоверности сведений, заявленных названной ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, а также соблюдения условий использования товара в соответствии с таможенной процедурой, Таможня составила акт от 27.12.2021 N 10012000/210/27122021/А000321 и вынесла решение от 08.02.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10009100/230920/0093149, согласно которому в отношении ввезенного товара подлежат доначислению и уплате акциз, ввозная таможенная пошлина и НДС.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Таможни о том, что Обществом не соблюдены условия помещения и использования товара, задекларированного по спорной ДТ, в соответствии с заявленной целью - в качестве сырья для производства табачной продукции. Таможня установила, что Общество не представило документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции, а также реализацию подконтрольного товара в адрес организаций, занимающихся производством табачной продукции; под иные таможенные процедуры спорный товар не помещен. Поскольку в отношении ввезенного товара подлежит уплате акциз, то в силу пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" спорный товар не мог быть помещен по таможенную процедуру СТЗ, в связи с чем в отношении данного товара подлежали уплате суммы ввозной таможенной пошлины и НДС.
Считая решение Таможни неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о правомерности внесения таможенных органом изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорной ДТ, и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 2, статьи 9 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) особая экономическая зона в Калининградской области - территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура СТЗ.
Согласно пункту 1 статьи 201 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная процедура СТЗ - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 54 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру, условия помещения под которую не предусматривают уплату таможенных пошлин, налогов, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры и при соблюдении условий использования этих товаров в соответствии с такой таможенной процедурой.
В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Закона N 16-ФЗ под таможенную процедуру СТЗ зоны не могут быть помещены, в том числе, подакцизные товары.
В соответствии с пунктом 1 статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к подакцизным товарам относится табачная продукция.
В пункте 1 статьи 185 НК РФ предусмотрено, что при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и СТЗ, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме.
В статье 193 НК РФ установлены ставки акциза в отношении табачной продукции: табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции); сигары; сигариллы (сигариты), биди, кретек; сигареты, папиросы; табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.
Таким образом, указанной нормой установлена возможность не уплачивать акциз в случае, когда табачная продукция ввозится для целей дальнейшего производства товаров, при реализации которых впоследствии будет уплачен акциз. Следовательно, акциз может не уплачиваться только при подтверждении целевого назначения ввезенного сырья, то есть при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование - в качестве сырья промышленного производства табачных изделий.
При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.
Суды установили, что по ДТ N 10009100/230920/0093149 Общество поместило под таможенную процедуру СТЗ "табак курительный ферментированный, резаный и смешанный, код 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС", указав, что он предназначен "для использования в качестве сырья (материалов) для промышленной переработки (производства сигарет)".
При таможенном декларировании и входе таможенного контроля Общество представило Контракт с приложениями N 1, 2, спецификацию от 10.08.2020 N 3, проформу-инвойс N ТТ/001/2020, инвойс N 160/wpow/2020, инвойс от 22.09.2020 FSE-224/WPOW/2020 (8000 кг курительного табака), платежные поручения от 22.06.2020 N 1, от 20.08.2020 N 3, договор поставки от 16.06.2020 N 16/06 и спецификацию от 16.06.2020 N 1 к нему, дополнительное соглашение N 1 к спецификации от 16.06.2020 N 1, спецификации от 28.07.2020 N 3, от 02.10.2020 N 6, счета на оплату от 16.06.2020 N 2, от 12.08.2020 N 4, от 02.10.2020 N 5, платежные поручения от 17.06.2020 N 52, от 12.08.2020 N 72, от 13.08.2020 N 73, универсальные передаточные документы (далее - УПД) от 29.07.2020 N 3, от 05.10.2020 N 4, устав Общества, уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), решение учредителя, приказ о приеме на работу, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, справки об открытых счетах АО "Альфа-банк" и ПАО "Сбербанк", рабочий план счетов, приказ об утверждении учетной политики.
При этом документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции и реализацию подконтрольного товара в адрес организаций, занимающихся производством табачной продукции, а также первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отражающие поступление (оприходование) и дальнейшее движение задекларированного товара, Общество в таможенный орган не представило.
Таможенным органом установлено, что Общество, осуществившее ввоз и таможенное декларирование спорного товара (курительного табака), производством табачной продукции не занимается.
В подтверждение реализации спорного товара Общество (продавец) представило договор поставки от 16.06.2020 N 16/06, заключенный с ООО "ПромЗапад39" (покупатель), спецификацию от 02.10.2020 N 6 к этому договору, счет на оплату от 02.10.2020 N 5, УПД от 05.10.2020 N 4.
Однако из содержания указанных документов не усматривается цель приобретения ООО "ПромЗпад39" табачной продукции.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "ПромЗапад39" является оптовая торговля легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами; в качестве дополнительного вида деятельности производство табачной продукции не указано; сведений о наличии у названной организации договорных отношений с третьими лицами на производство/переработку табачной продукции Обществом не представлено и в материалах дела отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждаются полученными в ходе оперативно-розыскных мероприятий объяснениями директора ООО "ПромЗапад39", который показал, что организация осуществляет деятельность в сфере грузоперевозок, оказывает услуги по таможенному оформлению грузов; иных видов деятельности ООО "ПромЗапад39" не осуществляет.
Более того, суды установили, что с момента постановки на учет в налоговых органах Калининграда и Калининградской области Общество и ООО "ПромЗапад39" применяют УСН, что в силу подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ исключает производство названными организациями подакцизных товаров.
Специальные марки для маркировки табачной продукции, приобретение которых предусмотрено пунктом 3 Правил изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 27, Обществу и ООО "ПромЗапад39" не выдавались; налоговые декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме указанными организациями не представлялись.
Согласно письмам Калининградской торгово-промышленной палаты от 18.01.2021 N 21, от 02.07.2021 N 709 за оформлением каких-либо экспертных документов (экспертиз) с целью освидетельствования производственных площадей и производственных мощностей Общество и ООО "ПромЗапад39" не обращались.
С учетом установленных обстоятельств суды согласились с доводом таможенного органа о том, что Общество и ООО "ПромЗапад39" не являются производителями табачной продукции (сигарет).
По результатам проведенного контроля таможенным органом наличие подконтрольного товара, равно как и произведенной из него табачной продукции, не установлено.
В результате анализа базы данных ДТ таможенным органом выявлено, что с момента выпуска товар, задекларированный по спорной ДТ, под иные таможенные процедуры (в том числе экспорта и выпуска для внутреннего потребления) не помещался.
Поскольку в рамках камеральной таможенной проверки документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции из сырья, ввезенного по спорной ДТ, Общество не представило, что в совокупности с отсутствием подконтрольного товара и конечной продукции, равно как и информации об их помещении под иные таможенные процедуры, позволяет сделать вывод о несоблюдении Обществом (декларантом) условий помещения и использования товара в соответствии с заявленной целью, а именно, в качестве сырья для производства табачной продукции, Таможня обоснованно посчитала, что в отношении ввезенного по спорной ДТ товара Обществом подлежит уплате акциз, а также в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 16-ФЗ суммы ввозной таможенной пошлины и НДС.
Ввиду того, что в данном случае декларантом товара по спорной ДТ являлось Общество, и оно не подтвердило факта целевого использования спорного товара, является обоснованным вывод судов о том, что оспариваемое решение Таможни соответствуют закону.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.03.2023 по настоящему делу Обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания производства по кассационной жалобе. Поскольку государственная пошлина не уплачена, она подлежит взысканию в размере, установленном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2022 по делу N А21-4670/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тотус" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тотус" (ОГРН 1203900004538, ИНН 3906390556) в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Специальные марки для маркировки табачной продукции, приобретение которых предусмотрено пунктом 3 Правил изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 N 27, Обществу и ООО "ПромЗапад39" не выдавались; налоговые декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме указанными организациями не представлялись.
...
Поскольку в рамках камеральной таможенной проверки документы и сведения, подтверждающие осуществление производства табачной продукции из сырья, ввезенного по спорной ДТ, Общество не представило, что в совокупности с отсутствием подконтрольного товара и конечной продукции, равно как и информации об их помещении под иные таможенные процедуры, позволяет сделать вывод о несоблюдении Обществом (декларантом) условий помещения и использования товара в соответствии с заявленной целью, а именно, в качестве сырья для производства табачной продукции, Таможня обоснованно посчитала, что в отношении ввезенного по спорной ДТ товара Обществом подлежит уплате акциз, а также в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 16-ФЗ суммы ввозной таможенной пошлины и НДС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 мая 2023 г. N Ф07-3782/23 по делу N А21-4670/2022