г. Ессентуки |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А63-13601/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулейманова З.М.,
судей: Демченко С.Н., Счетчикова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Экострой" - Шматько В.С. по доверенности от 21.04.2022, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Абдуллаева Казбека Шипауттиновича и Абдуллаева Шипауттдина Расуловича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.07.2022 по делу N А63-13601/2021,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экострой", Ставропольский край, Минераловодский район, пос. Первомайский, ОГРН 1142651005749,
к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского фермерского хозяйства Абдуллаеву Казбеку Шипауттиновичу, Ставропольский край, Александровский район, с. Северное, ОГРНИП 317265100093967,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Абдуллаев Шипауттдин Расулович, Ставропольский край, Александровский район, с. Северное,
о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экострой" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского фермерского хозяйства Абдуллаеву Казбеку Шипауттиновичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 18.06.2020 по 31.07.2021 в размере 61 554 рублей 91 копейки, неустойки за период с 13.07.2020 по 31.03.2022 в размере 18 928 рублей 56 копеек (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.07.2022 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции взыскал с предпринимателя в пользу общества 80 483 рубля 47 копеек, в том числе: - основного долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 18.06.2020 по 31.07.2021 в размере 61 554 рублей 91 копейки, - неустойки за период с 13.07.2020 по 31.03.2022 в размере 18 928 рублей 56 копеек. Решение мотивировано тем, что предпринимателем не представлено доказательств погашения задолженности за оказанные услуги и уплаты неустойки.
Не согласившись с решением суда, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 04.10.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Апеллянт ссылается на то, что спорная задолженность оплачена в полном объеме.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru// в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от истца поступило заявление об отказе от части исковых требований, согласно которому истец отказывается от исковых требований в части взыскания основного долга в размере 600,51 руб., неустойки в размере 184,86 руб.
Изучив указанное заявление, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает возможным принять отказ истца от части исковых требований.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Право истца отказаться от заявленных требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Заявление об отказе от части исковых требований подписано генеральным директором ООО "Экострой".
В связи с принятием частичного отказа от иска, суд прекращает производство по делу с отменой ранее принятого судебного акта, в части взыскания основного долга в размере 600,51 руб., неустойки в размере 184,86 руб.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции с учетом частичного отказа от иска оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам конкурсного отбора регионального оператора министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 13.04.2018 N 2-34, в соответствии с которым общество с 01.07.2018 приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края.
Предприниматель согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и договору аренды от 18.06.2020, заключенному с Абдуллаевым Шипауттином Расуловичем, осуществляет предпринимательскую деятельность в объекте "Магазин", расположенном по адресу: Ставропольский край, Александровский район, с. Северное, улица Мира, д 4. Из объяснений сторон следует, что в указанном здании осуществляется предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли продуктами.
Данный объект находится в зоне обслуживания заявителя - регионального оператора по обращению с ТКО.
Ответчику в полном объеме доведена информация о деятельности общества, размещено предложение о заключении договора, проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО и иная документация, однако ответчик договор с обществом не заключил.
Согласно нормативам накопления ТКО на территории Ставропольского края, утвержденных приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства по Ставропольскому краю от 13.08.2021 N 190 годовой норматив накопления ТКО для деятельности - "организации торговли" и категории объекта - "продовольственный магазин" составляет 1,23 куб. м на 1 кв. м общей площади, месячный норматив, соответственно, 0,105 куб. м.
Тариф на услуги регионального оператора установлены постановлениями Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 27.03.2019 N 15 "О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края" с 01.04.2019 по 30.06.2020 составлял 619 рублей 11 копеек за 1 куб. м ТКО, от 28.11.2019 N 67/1 "О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края в области обращения с твердыми коммунальными отходами" с 01.07.2020 по настоящее время составляет 637 рублей 70 копеек за 1 куб. м ТКО.
В период с 18.06.2020 по 31.07.2021 индивидуальный предприниматель оказываемые обществом услуги по обращению с ТКО не оплачивал, в связи с чем у него образовалась задолженность в размере 61 554 рублей 91 копейки. На сумму долга в соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, начислена неустойка за период с 13.07.2020 по 31.03.2022 в размере 18 928 рублей 56 копеек (с учетом уточненных требований).
Истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 15.06.2021 N 6232 (вручено адресату 23.06.2021) о необходимости погашения имеющейся задолженности, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами.
В связи с чем, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно абзацу 21 статьи 1 Закона N 89-ФЗ ТКО - это отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В абзаце 27 статьи 1 Закона N 89-ФЗ определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае (далее - Территориальная схема) утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 01.10.2018 N 425-п "О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п".
На территории Ставропольского края действует Региональная программа "Обращение производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае" (далее - Региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 02.11.2017 N 430-п.
Территориальная схема и Региональная программа устанавливают конкретные конечные места размещения отходов. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности.
Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
13.04.2018 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с обществом заключено соглашение N 2-34 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края, в соответствии с которым обществу присвоен статус регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Поскольку ответчик осуществляет деятельность на территории, обслуживаемой истцом, следовательно, он является фактическим потребителем услуг истца. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Разделом 1(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Ответчик в нарушение законодательства Российской Федерации в спорный период договор на оказание услуг по обращению с ТКО с обществом не заключал.
Истцом совершались действия, направленные на информирование потребителей услуг о деятельности общества и на заключение с ответчиком договора на оказание услуги по обращению с ТКО. Согласно договору возмездного оказания услуг "Директ-Мейл Региональный" от 27.04.2018 N 35/РУ федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" потенциальным потребителям услуг переданы бланки проектов договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку проект договора ответчиком не был подписан, такой договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора на вывоз ТКО.
На официальном сайте общества (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018 в разделе "заявления и договоры" размещены: типовой договор на оказание услуги, предложение о заключении договора, заявка (заявление), графики вывоза отходов, другая информация по оказанию услуг, основные нормативные правовые акты, регулирующие обращение с твердыми коммунальными отходами.
Также обществом в средствах массовой информации опубликованы информационные материалы по вопросам обращения с отходами. Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы подтверждают, что ответчику в полном объеме доведена информация о деятельности общества и иная документация.
Индивидуальный предприниматель от заключения договора уклонился, в связи с чем имеется основание для применения пунктов 8(17) и 8(18) Правил N 1156.
Вместе с тем, поскольку указанный договор является публичным договором (статья 426 ГК РФ), в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) указанных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил N 1156. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пункте 8 (18) Правил N 1156 определено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. С учетом приведенных правовых норм, ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО независимо от наличия между ним и истцом индивидуального договора и причин, по которым такой договор не был заключен. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Таким образом, фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО, в любом случае, подлежали оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На территории Ставропольского края действуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края".
Согласно названным нормативам, годовой норматив накопления ТКО для объекта ответчика - "продовольственный магазин", площадью 68,5 кв. м составляет 1,23 куб. м на 1 кв. м общей площади, месячный норматив, соответственно, 0,105 куб. м
Пунктом 3 Правил N 1156 предусмотрено, что транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS Факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден сведениями системы ГЛОНАСС с информацией о вывозах по геозоне. При этом не имеет правового значения факт принадлежности на праве собственности транспортных средств, которыми осуществлялся вывоз ТКО, а также наличие либо отсутствие у истца соглашений об оказании услуг с иными лицами.
Процесс транспортировки твердых коммунальных отходов является неотъемлемым этапом деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в рамках утверждения тарифа для регионального оператора, следовательно, обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов невозможно осуществить без их транспортировки. Таким образом, чтобы выполнить работы по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, необходимо осуществить эксплуатацию транспортных средств (мусоровозов, погрузчиков, самосвалов и т.п.). Такие основные производственные фонды, как мусоровозы, погрузчики, самосвалы сохраняют свой статус основного производственного фонда, в том числе в части этапов сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов в рамках процесса обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом в Ставропольском крае территориальная схема обращения с отходами, в частности с твердыми коммунальными отходами, утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае", постановлением Правительства Ставропольского края от 21.11.2017 N 462-п "О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п".
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В силу пункта 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Исходя из изложенного, ответчик должен утилизировать ТКО посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключение соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, не представлены. При этом, ввиду того, что единственным региональным оператором является истец, ответчик должен был и мог предположить и оценить возможность возникновения негативных последствий, связанных с не заключением договора по сбору и транспортированию отходов в спорный период с региональным оператором.
Для применения расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО истец руководствовался тарифами на услуги регионального оператора, установленными на основании постановлений Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 27.03.2019 N 15 "О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края" с 01.04.2019 по 30.06.2020 - 619 рублей 11 копеек за 1 куб. м ТКО и от 28.11.2019 N 67/1 "О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края в области обращения с твердыми коммунальными отходами" в период с 01.07.2020 по 31.07.2021 - 637 рублей 70 копеек за 1 куб. м ТКО.
Согласно представленному истцом расчету размер задолженности ответчика за услуги по обращению с ТКО за период с 18.06.2020 по 31.07.2021 составил 61 554 рублей 91 копеек.
Истцом в суд апелляционной инстанции представлен частичный отказ от иска, а так же дополнительный расчет исковых требований в соответствии с которым истец отказывается от иска в части взыскания основного долга в размере 600,51 руб., неустойки в размере 184,86 руб.
Проверив представленный обществом расчет задолженности, суд апелляционной инстанции, считает его арифметически верным и соответствующим вышеназванным нормативным правовым актам министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и Региональной тарифной комиссии Ставропольского края.
Между тем, оказанные истцом услуги индивидуальный предприниматель не оплатил.
Каких-либо документов, подтверждающих отсутствие задолженности на момент рассмотрения спора, а также документов опровергающих факт оказания услуг в объеме, указанном истцом, либо наличия претензий по качеству и срокам оказанных обществом услуг, не представил.
Учитывая, что ответчик обязательства по оплате оказанных истцом услуг в срок, который уже наступил, не исполнил, доказательств погашения долга суду в порядке статьи 65 АПК РФ не представил, а также, что в силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, спорная задолженность подлежит взысканию с ответчика.
Также истец просил взыскать с ответчика неустойку, рассчитанную в порядке пункта 22 типового договора за период с 13.07.2020 по 31.03.2022.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 22 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате названного договора региональный оператор вправе требовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В силу положений статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой названной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В связи с этим не имеется оснований в отсутствие прямого указания в законе или договоре при расчете неустойки учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования (ключевой ставки) в течение периода просрочки.
Учитывая изложенное, исходя из буквального толкования приведенного пункта типового договора, а также в целях правовой определенности, суд пришел к выводу о том, что при расчете неустойки подлежала применению ключевая ставка Банка России, действующая на день объявления резолютивной части решения суда (9,5%).
В связи с тем, что ответчик оплату за оказываемые истцом услуги в спорный период не производил (доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено), истец начислил ответчику неустойку за период с 13.07.2020 по 31.03.2022 в размере 184 руб. 86 коп., с учетом уточнении иска представленных в суд апелляционной инстанции.
Проверив представленный расчет неустойки, суд апелляционной инстанции считает его арифметически верным.
Ответчиком не заявлено ходатайство о снижении размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорная задолженность оплачена в полном объеме подлежит отклонению, поскольку таких доказательств в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что в результате ведения им предпринимательской деятельности образуются отходы, которые он на основании договора от 14.01.2021 N 2 сдает индивидуальному предпринимателю Хараборкину А.В., отклоняется на основании следующего.
В соответствии с разъяснениями, данными Минприроды России в письме от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий".
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), в соответствии с которым "твердые коммунальные отходы" включены в блок N 7 "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению", в который включены следующие группы: отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код 7 35 000 00 00 0); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 7 35 100 01 72 5); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптоворозничной торговли промышленными товарами (код 7 35 100 02 72 5).
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей одним из видов деятельность индивидуального предпринимателя является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 47.11).
Индивидуальный предприниматель согласно договору аренды от 18.06.2020, заключенному с третьим лицом, осуществляет предпринимательскую деятельность в объекте "Магазин", расположенном по адресу: Ставропольский край, Александровский район, с. Северное, улица Мира, д 4, что сторонами не отрицалось.
В ходе предпринимательской деятельности ответчика (предприятия торговли (магазин)) неизбежно образуются ТКО, соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории субъекта Российской Федерации осуществляется региональным оператором.
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в рассматриваемый период оказывал иной оператор, ответчиком в материалы дела не представлено.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Экострой" от исковых требований в части взыскания основного долга в размере 600,51 руб., неустойки в размере 184,86 руб.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.07.2022 по делу N А63- 13601/2021 в части взыскания основного долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 18.06.2020 по 31.07.2021 в размере 600 руб. 51 коп., неустойки за период с 13.07.2020 по 31.03.2022 в размере 184 руб. 86 коп. отменить, производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.07.2022 по делу N А63-13601/202 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13601/2021
Истец: ООО "Экострой"
Ответчик: Абдуллаев Казбек Шипауттинович
Третье лицо: Абдуллаев Ш.Р., Усков Игорь Александрович