город Омск |
|
09 января 2023 г. |
Дело N А46-12636/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13858/2022) департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 20.10.2022 по делу N А46-12636/2022, принятое по исковому заявлению департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании реестровой ошибки и об обязании ее исправить,
при участии в судебном заседании представителей:
от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Анненкова В.А. по доверенности от 03.10.2022;
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Поскотина А.А. по доверенности от 10.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании реестровой ошибкой сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о составе и площади помещения с кадастровым номером 55:36:040115:3254, расположенного в здании с кадастровым номером 55:36:040115:3502, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, улица Ленина, дом 14.
В качестве способа восстановления нарушенного права департамент просил обязать регистрирующий орган исправить реестровую ошибку путем исключения из состава здания с кадастровым номером 55:36:040115:3502, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, улица Ленина, дом 14, помещения с кадастровым номером 55:36:040115:3254.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.10.2022 по делу N А46-12636/2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что в ЕГРН содержатся сведения, представляющие собой реестровую ошибку о составе и площади помещения с кадастровым номером 55:36:040115:3254, исправление которых в силу части 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" производится только по решению суда. Также податель жалобы ссылается на необоснованность довода Управления Росреестра об избрании ненадлежащего ответчика.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Управление Росреестра представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель департамент поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить
Представитель Управления Росреестра возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 департамент имущественных отношений Администрации города Омска от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества. Целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества города Омска; обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Омска; защита имущественных интересов муниципального образования город Омск.
Основными задачами департамента являются, в том числе осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества города Омска (пункт 18); распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, в аренду для размещения погребов (подпункт 5 пункта 20).
В рамках осуществления своих функций департамент обращается в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), подведомственные ему государственные учреждения с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков (их частей), находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков (их частей), в отношении которых кадастровые работы организованы департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
02.04.2002 Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 2244,40 кв.м, находящиеся в подвале и на первом этаже двухэтажного кирпичного здания, расположенного по адресу: город Омск, ул. Ленина, д. 14, что подтверждается свидетельством N 261620 серия 55 АА.
Из указанного помещений выделены помещения 5П общей площадью 549,6 кв.м. и 10П общей площадью 58,8 кв.м. В отношении помещения 10П в декабре 2007 года в регистрирующий орган департаментом направлено заявление о переходе права муниципальной собственности в связи с продажей недвижимого имущества ЗАО "ЦУМ Оксана" по договору купли-продажи от 23.10.2007 N 1237.
Помещение 5П по договору от 15.04.2004 N 59 продано МУП города Омска "Город" юридическому лицу ООО "Крылья Родины". В связи с чем площадь исходного нежилого помещения уменьшилась с 2244,40 кв.м до 1636 кв.м, в дальнейшем заявления о прекращении права муниципальной собственности департаментом в регистрирующий орган не подавалось.
Таким образом, истец отмечает, что помещения 5П и 10П площадью 549,6 кв.м и площадью 58,8 кв.м выбыли из собственности муниципального образования.
В соответствии со статьей 5 Решения Омского Городского Совета от 13.06.2007 N 20 "Об управлении муниципальной собственностью города Омска" муниципальное образование город Омск самостоятельно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества.
10.01.2022 департаментом получено уведомление Управления Росреестра по Омской области N КУВД-001/2021-40882516/5 об отказе государственной регистрации прав в отношении нежилых помещений, расположенных по указанному адресу.
На указанной территории расположено двухэтажное здание, учтенное в ЕГРН с кадастровым номером 55:36:040115:3502, общей площадью 6 397,2 кв.м.
По сведениям ЕГРН установлено, что в названном здании расположено 12 нежилых помещений, с кадастровыми номерами: 55:36:040115:3197, 55:36:040115:3198, 55:36:040115:3214, 55:36:040115:3240, 55:36:040115:3254, 55:36:040115:3315, 55:36:040115:3348, 55:36:040115:3363, 55:36:040115:3397, 55:36:040115:3505, 55:36:040115:3506,55:36:040115:3597.
Из них, помещение с кадастровым номером 56:36:040115:3198 площадью 1528 кв.м. находится в федеральной собственности и передано в оперативное управление Управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области; помещение с кадастровым номером 56:36:040115:3254 площадью 1636 кв.м находится в муниципальной собственности. Оставшиеся 10 нежилых помещений принадлежат юридическим и физическим лицам на праве собственности и используются ими для размещения магазинов и ресторанов.
В ходе обследования специалистами отдела муниципального земельного контроля установлено, что нежилые помещения, принадлежащие юридическим и физическим лицам, являются частью нежилого помещения с кадастровым номером 55:36:040115:3254, находящегося в муниципальной собственности, при этом названное помещение в базе АС "Имущество" отсутствует.
Согласно техническому паспорту на здание расположенное по адресу: г. Омск, ул. Ленина, д. 14, номера на поэтажном плане нежилых помещений 7П, 3П, 9П, 5П, соответствуют номерам на поэтажном плане нежилого помещения с кадастровым номером 55:36:040115:3254, на которое зарегистрировано право муниципальной собственности города Омска.
Полагая, что в ЕГРН содержатся сведения, представляющие собой реестровую ошибку о составе и площади помещения с кадастровым номером 55:36:040115:3254, департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Следовательно, избранный способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Отношения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также отношения, возникающие в связи с ведением ЕГРН, а также предоставлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и/или государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются на основании документов, представленных заявителями или иными лицами и (или) органами.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведениях (часть 2 статьи 1 Закона о регистрации).
В ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером 55:36:040115:3254 стоит на учете как нежилое помещение (подвал, 1эт) общей площадью 1636 кв.м, право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием город Омск.
Согласно сведениям ЕГРН нежилое помещение с кадастровым номером 55:36:040115:3254 входит в состав здания с кадастровым номером 55:36:040115:3502.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждением в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указанным в части 2 статьи 3.1 Закона о регистрации, предоставляются по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использовании я информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 62 Закона о регистрации).
Из материалов дела следует, что нежилое помещение с кадастровым номером 55:36:040115:3254 поставлено на государственный кадастровый учет 02.12.2014 как ранее учтенный объект недвижимости.
При постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим на 19.06.2012 положением статьи 45 Федерального закона от 20.04.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" сведения о характеристиках нежилого помещения с кадастровым номером 55:36:040115:3254 внесены в соответствии с техническим паспортом, подготовленным ГП Омской области "Омский центр ТИЗ" по состоянию на 18.12.1997.
Согласно вышеуказанному техническому паспорту нежилое помещение с кадастровым номером 55:36:040115:3254 входит в состав здания с кадастровым номером 55:36:040115:3502.
Таким образом, сведения о нежилом помещении с кадастровым номером 55:36:040115:3254 в части указания вида, наименования, а также площади в ЕГРН внесены верно, в соответствии с техническим документом.
Департамент указывает на наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 55:36:040115:3254, при этом в уточненном исковом заявлении не указывает на то, в каких именно сведениях ЕГРН содержится реестровая ошибка.
В силу части 3 статьи 61 Закона о регистрации реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу Закона о регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закона о регистрации исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в ЕГРН сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона о регистрации).
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки, рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Закона о регистрации).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу указанных норм законодательства реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда и в соответствии со статьей 65 АПК РФ бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки.
В случае, если истец полагает, что в сведениях ЕГРН о нежилом помещении с кадастровым номером 55:36:040115:3254 имеется реестровая ошибка, то необходимо представить доказательства наличия такой ошибки. Департаментом такие доказательства не представлены.
Департамент просит суд исправить реестровую ошибку путем исключения нежилого помещения с кадастровым номером 55:36:040115:3254 из состава здания с кадастровым номером 55:36:040115:3502.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Положением части 1 статьи 141.4 ГК РФ установлено, что помещением признается обособленная часть здания или сооружения, пригодная для постоянного проживания граждан (жилое помещение) либо для других целей, не связанных с проживанием граждан (нежилое помещение), и подходящая для использования в соответствующих целях.
Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости Законом о регистрации предусмотрено для следующих случаев: для объектов, которые содержались в ЕГРН со статусом "временные" (часть 7 статьи 72 Закона о регистрации); в случае прекращения существования объекта недвижимости (статьи 14, 15 Закона о регистрации); снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости в связи с преобразованием объекта недвижимости (статья 41 Закона о регистрации).
В заявлении департаментом не приводятся доказательства наличия оснований для снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.
При изменении технических характеристик объекта недвижимого имущества необходимо представление технической документации, в соответствии с которой происходит учет изменений сведений об объекте недвижимого имущества в ЕГРН. Такая техническая документация заявителем не представлена.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований департамента отсутствуют.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.10.2022 по делу N А46-12636/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12636/2022
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ