город Омск |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А75-5519/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15015/2022) акционерного общества "Каюм Нефть" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2022 по делу N А75-5519/2022 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) к акционерному обществу "Каюм Нефть" (ОГРН 1108606000920, ИНН 8606014359, адрес: 628180, город Нягань, улица Ленина, дом 3, помещение 4), при участии третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - временного управляющего акционерного общества "Каюм Нефть" Посашкова Алексея Николаевича, общества с ограниченной ответственностью "Юкатекс-Югра" (ОГРН 1118606000468, ИНН 8606014729, адрес: 628181, город Нягань, улица Ленина, 3, 4), о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Каюм Нефть" - Шеховцова Анна Сергеевна по доверенности от 02.06.2022, сроком действия 1 год, диплом;
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к акционерному обществу "Каюм Нефть" (далее - ответчик, Общество, АО "Каюм Нефть") о взыскании 428 252 216 руб. 27 коп., в том числе 384 755 596 руб. 13 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2020 год, а также 43 496 620 руб. 14 коп. пени за несвоевременное и неполное внесение платы за НВОС.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий АО "Каюм Нефть" Посашков Алексей Николаевич (далее - временный управляющий Посашков А.Н.), общество с ограниченной ответственностью "Юкатекс-Югра" (далее - ООО "Юкатекс-Югра").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2022 по делу N А75-5519/2022 заявление Росприроднадзора удовлетворено частично. С АО "Каюм Нефть" взыскана задолженность по плате за НВОС за 2020 год в размере 384 755 596 руб. 13 коп., пени за несвоевременное и неполное внесение платы (пени) за НВОС в размере 36 936 537 руб. 23 коп., всего 421 692 133 руб. 36 коп.
В остальной части требований отказано.
Этим же судебным актом с АО "Каюм Нефть" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 196 940 руб.
Не согласившись с принятым решением, АО "Каюм Нефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы АО "Каюм Нефть" указывает, что Росприроднадзором неправомерно исключены затраты Общества на реализацию мероприятий по снижению НВОС, а именно ссылается на то, что в 2020 году в рамках реализации "Программы мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа на 2013-2020 годы по Западно-Каюмовскому лицензионному участку недр АО "Каюм Нефть" были запланированы и выполнены мероприятия: "Строительство электростанции на базе ГТЭС "ПАЭС-2500" для обеспечения электроэнергией ПНН и сторонних потребителей", в рамках заключенного договора от 20.10.2020 N ПРОФ-СКН-133. АО "Каюм Нефть" утверждает о том, что реконструкция энергоцентра на УПН, монтаж ПАЭС-2500 3 шт. и реконструкция блок подготовки газа (далее - БПГ) предусмотрены вышеуказанной программой мероприятий, так пункт 4.1 программы включает в себя строительство энергокомплекса (к которому также относится энергоцентр). АО "Каюм Нефть" настаивает на том, что Обществом были представлены в Управление надлежащие документы, подтверждающие расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС. Обращает внимание на то, что УПН, на котором производилась реконструкция энергоцентра, монтаж ПАЭС-2500 3 шт. и реконструкция БПГ, является завершенным объектом капитального строительства, право собственности АО "Каюм Нефть" подтверждается записью N 86-86/017-86/017/009/2015-98/1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН). При этом на момент выдачи положительного заключения государственной экспертизы N 0222-14/ХМЭ-3913/02 электростанция и БПГ существовали, а на этапе работ в 2020 году производилась реконструкция энергоцентра, монтаж ПАЭС-2500 3 шт. и реконструкция БПГ.
Исполняющий обязанности конкурсного управляющего АО "Каюм Нефть" Посашков А.Н. представил письменные объяснения, согласно которым пояснил, что решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2022 по делу N А75-21112/2019, вступившему в законную силу 25.10.2022, Общество признано несостоятельным (банкротом). Лицом, полномочным выступать от имени Общества, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции выступает и.о. конкурсного управляющего должником Посашков А.Н., который поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе Общества в полном объеме.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства заинтересованное и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменные пояснения, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
АО "Каюм Нефть" состоит на учете в Управлении Росприроднадзора в качестве субъекта хозяйственной деятельности, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду путем осуществления через принадлежащие ему объекты выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
АО "Каюм Нефть" представило в адрес Управления расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в соответствии с которым сумма платы за НВОС, подлежащая внесению в бюджет составила 384 755 596 руб. 13 коп., из них: 384 755 596 руб. 13 коп. - плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
По состоянию на 24.02.2022 обществом плата за НВОС не была внесена, в связи с чем ответчику начислены пени в размере 43 496 620 руб. 14 коп.
В порядке досудебного урегулирования Управление направило ответчику требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС N 1 от 13.01.2021.
Поскольку требование АО "Каюм Нефть" не было исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
22.09.2022 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое АО "Каюм Нефть" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно частям 1 - 3 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.
На основании частей 1, 2 статей 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 17 Закона N 7-ФЗ государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды. Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством: предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации; выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировку ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 10 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 11 статья 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Затраты, указанные в пункте 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (пункт 12 статья 16.3 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в спорном периоде времени установлены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 24 Правил N 255 при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Правил N 255.
Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее - планы снижения выбросов и сбросов) (пункт 25 Правил N 255).
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 26 Правил N 255).
При корректировке размеров платы не учитываются затраты, не указанные в пункте 26 данных правил, в том числе затраты на капитальный ремонт (пункт 27 Правил N 255).
Затраты, указанные в пункте 26 Правил N 255 и не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения планов снижения выбросов и сбросов (пункт 28 Правил N 255).
Расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы и расходы на реализацию мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа при расчете показателя покрытия затрат, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа (пункт 29 Правил N 255).
Пунктом 8 постановления Правительства РФ от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" (вместе с "Положением об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа") (далее - Положение) также предусмотрено, что фактически понесенные затраты на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа учитываются пользователем недр - плательщиком платы за выбросы при определении показателя покрытия затрат.
Так, согласно подпункту "б" пункта 8 к затратам на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа относятся документально подтвержденные затраты на сокращение показателя сжигания, являющиеся капитальными вложениями, в том числе затраты на долевое участие в совместных проектах с юридическими лицами, осуществляющими переработку попутного нефтяного газа, включая затраты на реализацию мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции установок по выработке электрической энергии и тепла, в качестве топлива для которых используются попутный нефтяной газ или продукты его переработки, а также строительство и реконструкция связанных с этими установками распределительных электрических сетей и подстанций.
Из процессуальной позиции АО "Каюм Нефть" следует, что Общество считает, что Росприроднадзором были неправомерно исключены затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС - "Строительство электростанции на базе ГТЭС "ПАЭС-2500" для обеспечения электроэнергией ПНН и сторонних потребителей", предусмотренные "Программы мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа на 2013-2020 годы по Западно-Каюмовскому лицензионному участку недр АО "Каюм Нефть" (л. д. 92-97, далее - Программа мероприятий, Программа).
Действительно, как было выше сказано, из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ.
При этом, затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Таким образом, надлежащими затратами считаются такие затрат, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды и привели к снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Из пояснительной записки Программы АО "Каюм Нефть" следует, что Западно-Каюмовский лицензионный участок, в восточной части которого находится Каюмовское месторождение, находится в Кондинском районе ХМАО Тюменской области, в 85 км на северо-восток от г. Урай.
Согласно пункту 2 пояснительной записки Программы главной целью мероприятий является обеспечение выполнения условий лицензионных соглашений в части рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ) и достижение уровня утилизации ПНГ не ниже 95 % от ресурсов по каждому участку недр.
Пунктом 4 Программы утверждены мероприятия по достижению планируемых уровней утилизации попутного нефтяного газа, в том числе:
по Каюмовскому месторождению:
- аренда энергоцентра для Каюмовского месторождения на базе газотурбинных электростанций типа "ПАЭС-2500" общей мощностью 7,5 МВт в количестве 3 шт.;
- строительство Электростанции на базе приобретаемых ГТЭС "УРАЛ-6000" (2 шт.) общей мощностью 12 МВт для обеспечения электроэнергией потребителей Каюмовского месторождения;
- строительство Установки нагрева рабочего агента (УHPА);
- строительство газокомпрессионной станции и установки подготовки ПНГ для его дальнейшей транспортировки к объектам утилизации;
- строительство газопровода диаметром 159 мм протяженностью 40 км от Установки подготовки нефти (УПН) Каюмовского месторождения до Пункта налива нефти (ПНН);
- строительство электростанции на базе микротурбин Capstone С65 общей мощностью 7,5 МВт для обеспечения электроэнергией контрольно-пропускного пункта;
- строительство электростанции на базе ГТЭС "ПАЭС-2500" общей мощностью 7,5 МВт для обеспечения электроэнергии ПНН и сторонних потребителей.
по Лумутинскому месторождению:
- строительство электростанции для обеспечения собственных нужд месторождения электроэнергией на базе ГТЭС "ПАЭС-2500" общей мощностью 5 МВт.
- строительство установки нагрева рабочего агента (УНРА).
- строительство газопровода протяженностью 6 км, от точки врезки в газопровод диаметром 159 мм УПН-ПНН до куста N 1.
Таблица N 1 "Направления использования попутного нефтяного газа" программы предусматривает направления использования попутного нефтяного газа с указание объемов использования за период с 2012 по 2020 годы (л. д. 95). Так, процент утилизации нефтяного (попутного) газа по состоянию на 2013 год составлял 20,2 %, планируемый на 2020 год - 98,8 %.
Согласно таблице N 2 Программы "План строительства объектов для повышения уровня использования попутного нефтяного газа" (л. д. 96) уровень утилизации НПГ по лицензионному соглашению 95 %, фактический уровень утилизации НГ (на момент составления программы) - 10,9 %.
Из графы "наименование мероприятий строящихся объектов, кол-во, основные технически характеристики" таблицы N 2 следует, что с марта 2012 года и по 2020 год предусмотрена аренда энергокомплекса на базе ПАЭС-2500 на УПН Каюмовского месторождения. Иных мероприятий на 2020 год в Программе не запланировано.
При этом согласно графе "дата выполнения мероприятий" таблицы N 2 Программы следует, что мероприятия по закупу электростанции УРАЛ-6000 и строительству газопроводов и компрессорных установок, БПГ на УПН на Каюмовском месторождении были предусмотрены в 2013-2014 годах.
Объем капиталовложений, помимо затрат по аренде энергокомплекса на базе ПАЭС-2500 на УПН Каюмовского месторождения (48 000 тыс. руб. в год), по иным мероприятиям за 2015 по 2020 годы составляет 0.
Из указанного следует, что основные мероприятия по строительству объектов для повышения уровня использования попутного нефтяного газа Программы должны были выполняться в 2013-2014 годах, на период 2015-2020 годы запланирована исключительно аренда энергокомплекса на базе ПАЭС-2500 на УПН Каюмовского месторождения.
Между тем, из акта от 22.12.2021 N 8 проведения контроля за исчислением платы за НВОС (л. д. 43-48) следует, что в 2020 году уровень утилизации ПНГ составил только 30,66 %, то есть АО "Каюм Нефть" не были достигнуты плановые результаты уровня сжигания утилизации попутного нефтяного газа в 98,8%.
Из представленной АО "Каюм Нефть" Росприроднадзору пояснительной записке к декларации о плате за НВОС за 2020 год следовало, что Обществом выполнены мероприятия "Строительство электростанции на базе ГТЭС "ПАЭС-2500" для обеспечения электроэнергией ПНН и сторонних потребителей. В соответствии с представленными документами Обществом выполнены мероприятия "Реконструкция энергоцентра на УПН, монтаж ПАЭС-2500 3 шт. и реконструкция БПГ" (далее - реконструкция).
Однако ни Программой, ни планом мероприятий Программы, реконструкция не предусмотрена.
Поскольку реконструкция не предусмотрена Программой, то Обществом при исчислении суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания, при расчете показателя покрытия затрат за 2020 год неправомерно приняты к зачету расходы на сумму 88 108 243 руб. 20 коп. на мероприятия "Реконструкция энергоцентра на УПН, монтаж ПАЭС-2500 3 шт. и реконструкция БПГ (блок подготовки газа)".
Доводы АО "Каюм Нефть" о том, что пункт 4.1 программы включает в себя строительство энергокомплекса (к которому относится энергоцентр), в силу чего реконструкция энергоцентра на УПН, монтаж ПАЭС-2500 3 шт. и реконструкция БПГ предусмотрены программой мероприятий, отклоняются судом, так как таблицей N 2 Программы "План строительства объектов для повышения уровня использования попутного нефтяного газа" предусмотрена аренда энергокомплекса на базе ПАЭС-2500 на УПН Каюмовского месторождения, а не строительство энергокомплекса.
Ссылки АО "Каюм Нефть" на то, что УПН, на котором производилась реконструкция энергоцентра, монтаж ПАЭС-2500 3 шт. и реконструкция БПГ, является завершенным объектом капитального строительства, право собственности на который подтверждается записью N 86-86/017-86/017/009/2015-98/1 в ЕГРН, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Действительно, в материалы дела представлено свидетельство от 03.08.2015 о государственной регистрации права на объект - установка подготовки нефти (УПН), (сооружение нефтяных месторождений, площадь 47 318,9 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Кондинский район, территориальный отдел Урайское лесничество, Урайское Участковое лесничество, квартал N 214, выдел 30, 51, 72, 2, 9, 69 (озу водоохранная зона), 95, 73, 62. Верхнее-Кондинское участковое лесничество, Супринское урочище: квартал N174 выдел 58, квартал N 192: выдел 12, квартал N 106 выдел 91) (доступно в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение к отзыву Общества от 14.09.2022).
Между тем, из таблицы N 2 плана мероприятий Программы не следует, что к строительству планировалась установка подготовки нефти (УПН).
Представленное в материалы дела свидетельство от 07.09.2012 о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства (Электростанция (ГПЭС) на УПН) (доступно в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение к отзыву Общества от 14.09.2022) также, вопреки позиции Общества, не подтверждает, что объект возводился в рамках плана мероприятий Программы.
Из таблицы N 2 плана мероприятий Программы, составленной в 2013 году, следует, что предусмотренные к строительству 3 электростанции (электростанция мощностью 5 МВт на Лумутинском месторождении, электростанция мощностью 7,5 МВт на ПНН, электростанция мощностью 130 МВт на КПП) должны были быть построены в декабре 2013 года и декабре 2014 года.
В то время как свидетельство на объект незавершенного строительства электростанцию (ГПЭС) на УПН датировано 2012 годом. Ни представленное свидетельство, ни технический паспорт на данную электростанцию не позволяют сделать вывод о том, что объект строился в рамках плана мероприятий Программы.
Вопреки позиции АО "Каюм Нефть", из представленного договора от 20.10.2020 N КН-133/20, заключенного с ООО "ПРОФ-С" и технического задания к нему (приложение N 1 к договору), также не следует, что подрядчиком проводились работы в рамках плана мероприятий Программы.
Представленные акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки по форме КС-3 содержат указание на реконструкцию энергоцентра, которая не предусмотрена Программой.
Ссылки АО "Каюм Нефть" на внесение дополнений к технологической схеме разработки Лумутинского месторождения протоколом от 04.12.2018 N 87-18 заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС, судом апелляционной инстанции также не принимаются, поскольку указанные дополнения предусматривают использование растворенного газа в 95 % c 2021 года (л. д. 109).
Между тем, актом от 22.12.2021 N 8 проведения контроля за исчислением платы за НВОС подтверждает, что в 2020 году уровень утилизации ПНГ составил только 30,66 %, то есть АО "Каюм Нефть" не были достигнуты плановые результаты уровня сжигания утилизации попутного нефтяного газа даже с учетом дополнений.
Таким образом, Росприроднадзор пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом занижен размер исчисленной платы за НВОС (в том числе за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа) за 2020 год.
С учетом того, что плата за НВОС за 2020 год Обществом не вносилась, то по расчету Росприроднадзора задолженность за 2020 год составила 384 755 596 руб. 13 коп. (расчет Управления представлен в приложении к акту проверки и по существу не оспаривается АО "Каюм Нефть").
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат по результатам рас смотрения дела отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Каюм Нефть" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2022 по делу N А75-5519/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5519/2022
Истец: Посашков Алексей Николаевич, СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: АО "Каюм Нефть"
Третье лицо: ООО "Юкатекс-Югра"