г. Самара |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А55-5183/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П.,
судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии: от заявителя - Демичева С.В., доверенность от 08.06.22, от ответчика - Лисин Е.А., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СППССОК "Красноярский" на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июля 2022 года по делу N А55-5183/2022 (судья Матюхина Т.М.)
по заявлению Министерства сельского хозяйства и природопользования Самарской области к СППССОК "Красноярский"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и природопользования Самарской области ( далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему сбытовому снабженческому обслуживающему кооперативу "Красноярский" (далее - ответчик, СППССОК "Красноярский") о взыскании в доход бюджета Самарской области денежных средств в размере 1 457 900 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное разбирательство откладывалось в соответствии со ст.158 АПК РФ.
В судебном заседании представитель СППССОК "Красноярский" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, или предоставить отсрочку или рассрочку исполнения решения суда.
Представитель Министерства возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представителем ответчика также заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Министерство управления финансами Самарской области, в целях возможности урегулирования спора путем заключения мирового соглашения.
С учетом позиции стороны, судебная коллегия полагает необходимым в удовлетворении заявленного ходатайства отказать, ввиду отсутствия правовых оснований, поскольку в силу положений ст. 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Привлечение третьих лиц в суде апелляционной инстанции действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, представленного отзыва, выслушав позицию участвующих лиц, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 -2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 624 (далее - Государственная программа), постановлением Правительства Самарской области от 12.02.2013 N 30 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным потребительским кооперативам на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее -Порядок).
28.05.2020 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, с одной стороны, и сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим сбытовым снабженческим обслуживающим кооперативом "Красноярский", в лице председателя Лисина Евгения Александровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в соответствии с Порядком заключено соглашение N 10-2020-01867 о предоставлении в 2020 году из областного бюджета субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с созданием и развитием сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и достижения результатов региональной составляющей федерального проекта "Система поддержки фермеров и развитие сельской корпорации", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и Государственной программы (далее - Соглашение от 28.05.2020 NN 10-2020-01867, субсидия).
Во исполнение вышеуказанного Соглашения на расчетный счет получателя субсидии, открытый в акционерном обществе "Альфа - банк", министерством перечислены денежные средства в размере 1 457 900 рублей 00 копеек. Факт перечисления соответствующей суммы субсидии подтверждается платежным поручением от 29.05.2020 N 4739.
В соответствии с пунктом 14 Порядка Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
На основании приказа Министерства от 18.11.2021 N 317-п проведена проверка предоставления в рамках заключенного Соглашения от 28.05.2020 N 10-2020-01867 субсидии в размере 1 457 900,00 рублей, в ходе которой установлено, что в целях получения субсидии получателем в установленные сроки представлен в министерство пакет документов, сформированный в соответствии с требованиям Порядка, в том числе с приложением справки, заверенной председателем кооператива, о том, что СППССОК "Красноярский" на дату подачи заявления, а именно на 13.05.2020, не зарегистрирован в фонде социального страхования.
При проведении проверки должностными лицами Министерства выявлено, что СППССОК "Красноярский" зарегистрирован в качестве страхователя в фонде социального страхования 11.07.2019, с присвоением регистрационного номера 6319011260 (уведомление Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.07.2019).
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что если кооператив зарегистрирован в Фонде социального страхования Российской Федерации, в целях предоставления субсидии получателю необходимо представить в министерство справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданную Фондом социального страхования Российской Федерации на дату не позднее, чем за 30 дней до даты подачи кооперативом заявления.
Таким образом, в нарушение условий, предусмотренных абзацем 4 пункта 6 Порядка, в ходе проверки выявлен факт неправомерного получения субсидии, заключающийся в том, что главному распорядителю бюджетных средств представлены документы, содержащие недостоверную информацию, что в соответствии с пунктом 10 Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Кроме того, согласно пункту 4.3.2. раздела IV "Взаимодействие сторон" Соглашения от 28.05.2020 N 10-2020-01867 получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение результата и выполнение показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, установленных Порядком или представителем в соответствии с пунктом 4.1.4. раздела IV "Взаимодействие сторон" данного соглашения.
Пунктом 4.1.4.1. раздела IV "Взаимодействие сторон" Соглашения от 28.05.2020 N 10-2020-01867 установлено, что показатели результативности, отраженные в приложении N 2, являются неотъемлемой частью данного соглашения.
Согласно вышеуказанному приложению показателем результативности предоставления является неснижение объема денежной выручки, в том числе от реализации продукции членов кооператива, оказания услуг и работ для членов кооператива, в течение двух лет (за исключением случаев невозможности выполнения данного условия вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств природного и (или) техногенного характера): начиная с года получения субсидии по отношению к предыдущему году - если получатель осуществлял деятельность в предыдущем году; начиная с года, следующего за годом предоставления субсидии - если получатель не осуществлял деятельность в году, предшествующем году получения субсидии.
Нормы аналогичного содержания закреплены в абзаце 3 пункта 6 и пункте 11 Порядка.
На момент проведения проверки установлено, что начиная с 2021 года СППССОК "Красноярский" деятельность не ведет, соответственно, выручка отсутствует, что свидетельствует о невыполнении получателем субсидии показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии.
Пунктом 7 Порядка установлено, что получатели обязаны представлять в министерство: - ежегодно в течение двух лет со дня предоставления субсидии информацию о показателях деятельности по форме и в сроки согласно приложению 2 к Порядку; ежегодно в течение двух лет начиная с года получения субсидии справку об использовании имущества, сельскохозяйственной техники, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции и мобильных торговых объектов по форме согласно приложению 3 к Порядку.
В рамках проверки проведен осмотр просубсидированной в 2020 году сельскохозяйственной техники трактора Беларус 82.1, по результатам которого установлено, что использование соответствующей техники осуществлялось только в 2020 году для заготовки кормов для животных, принадлежащих членам кооператива, в 2021 году трактор не эксплуатировался, технический осмотр не проводился.
Информация о показателях деятельности СППССОК "Красноярский" представлена получателем в Министерство за 2020 год, за 2021 год указанные показатели не представлены ни за один отчетный период, в связи с отсутствием деятельности.
В соответствии с пунктом 13 Порядка в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии или ее части возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или ее часть.
В случае если субсидия или ее часть не возвращены в установленный срок, они взыскиваются в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
В связи с тем, что с начала 2021 года СППССОК "Красноярский" деятельность не осуществлял, отсутствовала выручка, что свидетельствует о недостижении получателем результата предоставления субсидии, не эксплуатировалась просубсидированная сельскохозяйственная техника, а также установлен факт неправомерного получения субсидии, министерство направило в адрес получателя требование от 30.12.2021 N МСХ -20/4678 о возврате в доход областного бюджета денежных средств в размере 1 457 900,00 рублей.
Факт направления соответствующей корреспонденции подтверждается материалами дела.
В ответ на требование Министерства от 30.12.2021 N МСХ-20/4678 поступило информационное письмо от 18.01.2022 N1 об отсутствии финансовой возможности произвести получателем субсидии возврат денежных средств в размере 1 457 900,00 рублей в связи с реорганизацией СППССОК "Красноярский".
В связи с тем, что ответчиком сумма субсидии в размере 1 457 900 руб. в доход бюджета Самарской области в добровольном порядке не возвращена, истец обратился в арбитражный суд Самарской области с рассматриваемым исковым заявлением.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает общие основания ответственности за нарушение обязательств. Гражданским кодексом Российской Федерации для субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность, предусмотрена повышенная ответственность за нарушение обязательств, которая наступает независимо от наличия вины в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ субъект гражданского права, осуществляющий предпринимательскую деятельность, может быть освобожден от ответственности за ненадлежащее исполнения обязательства только, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.06.2012 N 3352/12, следует, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам рассмотрения поданного ответчиком заявления о предоставлении субсидии между Минсельхозом (Министерство) и СППССОК "Красноярский" (получатель) было заключено Соглашение от 28.05.2020 N N 10-2020-01867.
Факт перечисления ответчику субсидии в размере 1 457 900 руб. во исполнение условий указанного соглашения подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В результате проведенной Министерством проверки установлено, что начиная с 2021 года СППССОК "Красноярский" деятельность не ведет, соответственно, выручка отсутствует, что свидетельствует о невыполнении получателем субсидии показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии.
Пунктом 4.1.4.14 Соглашения установлено, что если получателем субсидии допущены нарушения обязательств по снижению объема денежной выручки, в том числе от реализации продукции членов кооператива, оказания услуг и работ для членов кооператива, предусмотренных соглашением, осуществляется возврат полученных бюджетных средств.
В случае если получателем субсидии не достигнут результат предоставления субсидии, субсидия или ее часть подлежит возврату в областной бюджет в порядке, установленном пунктом 4.5 настоящего Порядка, в объеме, рассчитанном по формуле
V возврата = V субсидии x k,
где V субсидии - размер субсидии, полученной получателем субсидии; k - коэффициент возврата субсидии.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле k = 1 - T / S,
где T - фактически выполненное значение результата, достигнутое в году получения субсидии, на отчетную дату;
S - фактическое значение результата, достигнутое в году, предшествующем году получения субсидии.
В соответствии с показателями деятельности за 2020 выручка от реализации продукции составила 10 691 000 руб., за 2021 год - 0 руб. k = 1 -10691 000/0; k = 1
V возврата = 1 457 900 *1; V возврата = 1 457 900 руб.
На основании части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по государственному контракту в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить.
Доказательств того, что ненадлежащее исполнение, а именно, отсутствие деятельности СППССОК "Красноярский", было вызвано чрезвычайными и непредвиденными обстоятельствами СППССОК "Красноярский", в материалы дела не представлено.
В данном случае апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции относительно того, что, поскольку СППССОК "Красноярский" начиная с 2021 деятельность не осуществлял, отсутствовала выручка, указанное свидетельствует о недостижении получателем результата предоставления субсидии, не эксплуатировалась просубсидированная сельскохозяйственная техника, сумма полученной субсидии подлежит возврату в полном объеме в размере 1 457 900 руб.
Указанные обстоятельства в настоящем случае подтверждаются материалами дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае полученные кооперативом средства представляют собой вид публичной поддержки участнику гражданского оборота, осуществляющему деятельность, заинтересованность в которой проявлена государством, имеют целевое назначение и именно использование им поддержки в соответствии с ним составляет суть таковой.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив исковые требования Министерства, взыскав сумму гранта в размере 1 457 900 руб., суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции при расчете суммы возврата субсидии не учел показатели выручки за 2019 год, отклоняется судебной коллегией как основанный на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что установление прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором, является обязательным условием для выдачи заключения об обстоятельствах непреодолимой силы, что прямо следует из абз. 12 письма ТПП РФ от 10.04.2020 N 04в/0086 "О порядке подготовки заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Указанное также следует из абз. 11 (Вопрос 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, согласно которому для признания обстоятельства форс-мажором необходимо установить причинную связь между таким обстоятельством и неисполнением обязательства.
Таким образом, довод заявителя о том, что судом не были в полной мере установлены обстоятельства непреодолимой силы, с которыми заявитель связывает невозможность достижения результата предоставления субсидии, является несостоятельным.
Заявленная в судебном заседании позиция подателя апелляционной жалобы о предоставлении возможности отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, остается судебной коллегией без рассмотрения, поскольку рассмотрение указанного вопроса предусмотрено в порядке ст. 324 АПК РФ и СППССОК "Красноярский" не лишен права и возможности обратиться с соответствующим заявлением, в арбитражный суд принявший решение, после его вступления в законную силу.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 26 июля 2022 года по делу N А55-5183/2022, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июля 2022 года по делу N А55-5183/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5183/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Ответчик: СППССОК "Красноярский"