город Ростов-на-Дону |
|
11 января 2023 г. |
дело N А53-11781/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.09.2022 по делу N А53-11781/2022
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику АО "Таганрогский морской торговый порт"
о взыскании задолженности, процентов,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к АО "Таганрогский морской торговый порт" о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в сумме 3 459 465 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период 14.08.2021 по 07.04.2022 в сумме 216 808,92 руб., процентов по день фактической оплаты задолженности (уточненные требования).
Исковые требования мотивированы тем, что порт нарушил срок нахождения вагонов на пути общего пользования, обусловленный договором с дорогой от 08.06.2015 N 201/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ОАО "ОАО "ТМТП" при станции Таганрог СКЖД.
Решением от 29.09.2022 исковые требования удовлетворены в части. Суд взыскал с акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" задолженность в размере 3 459 465 руб. (полностью), проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.08.2021 по 31.03.2022 в размере 203 539,74 руб. (в пределах срока до введения моратория 2022 года). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебные издержки суд распределил пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Ответчик обжаловал решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил отменить его, отказать в иске в полном объеме, ссылаясь на запрет выполнять грузовые операции на территории порта в неблагоприятных погодных условиях. Настаивал, что соответствующие запрещающие правила действуют не только в отношении грузовых работ, производимых в отношении судов (море), но и в отношении прочих видов транспорта - в данном случае, в отношении железнодорожных цистерн.
В отзыве на апелляционную жалобу истец против доводов жалобы возражал. В то же время, учитывая поставленные апелляционным судом вопросы относительно действия во времени обязательных правил, заявил отказ от иска в части рассмотренных судом первой инстанции требований.
В судебном заседании до его отложения представители лиц, участвующих в деле, правовые позиции по делу поддержали.
Представитель истца поддержал отказ от иска в части задолженности, начисленной за ноябрь и декабрь 2020 года и процентов на соответствующую ее часть, в остальной части просил оставить решение без изменения.
Представитель ответчика настаивал на доводах жалобы, просил в иске отказать в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
Отказ истца от иска в части требований, предъявленных за ноябрь и декабрь 2020 года, включая проценты на задолженность за указанный период, суд апелляционной инстанции принимает как не противоречащий закону, а напротив, соответствующий ему, следовательно, не нарушающий прав третьих лиц. Принятие отказа от иска на стадии апелляционного рассмотрения допустимо в силу норм статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, одновременно с прекращением производства по делу в указанной части подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
В остальной части решение надлежит оставить без изменения на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Таганрогский морской торговый порт" заключен договор от 08.06.2015 N 201/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный пути необщего пользования ОАО "ОАО "ТМТП" при станции Таганрог СКЖД.
Согласно пункту 1 договора, осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 84 к южной горловине станции Таганрог. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом Перевозчика. Пунктом 4 договора предусмотрено, что движение маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Согласно пункту 6 уведомление о подаче передается круглосуточно за 2 часа до подачи вагонов. Маневровый диспетчер станции уведомляет о подаче вагонов сменного диспетчера.
Исковые требования по делу основаны на факте, что в период с ноября 2020 года по май 2021 года ответчиком допускались случаи простоя вагонов с грузом для ОАО "ТМТП" на путях станции Таганрог СКжд в ожидании подачи, по причине занятости фронта выгрузки вагонов (занятости путей необщего пользования) и не способности ответчика к принятию спорных железнодорожных вагонов. Перевозчиком начислена соответствующая плата в порядке ст. 39 УЖТ РФ. Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в указанный период оформлен соответствующими актами обшей формы. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов, период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки. От подписи указанных актов общей формы представителем ответчика отказался, Перевозчиком соответственно были составлены акты общей формы об отказе от подписи (прилагаются в материалы дела).
По расчету истца, общая сумма задолженности составляет 3 459 465 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате задолженности, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Российские железные дороги" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В силу названной статьи УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Статье 39 УЖТ также предусмотрено, что "Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве".
Размер платы с 07.06.2015 определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования в пункте 4.6 предусматривают, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Как усматривается из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (Истец, ОАО "РЖД") и ОАО "Таганрогский морской торговый порт" (Ответчик, ОАО "ТМТП") заключен договор от 08.06.2015 года N 201/1 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный пути необщего пользования ОАО "ОАО "ТМТП" при станции Таганрог СКЖД.
Согласно пункту 1 Договора, осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 84 к южной горловине станции Таганрог.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
Пунктом 4 Договора предусмотрено, что движение маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 уведомление о подаче передается круглосуточно за 2 часа до подачи вагонов. Маневровый диспетчер станции уведомляет о подаче вагонов сменного диспетчера.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в указанный период оформлен соответствующими актами общей формы. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов, период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки. От подписи указанных актов общей формы представителем ответчика отказался, Перевозчиком соответственно были составлены акты общей формы об отказе от подписи.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 20 ноября 2020 г. по 3 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/1037, 4/916. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (10 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки NN 4032, 3791, 3793, 3789, 3832, 3820, 3992,3991, 3965, 3970, 4002, 4052, 4176, 4205, 4199, 4215, 4277, 4345, 124, 57, 695, 798, 911, 1116, 1221 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 677 892 руб. 00 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 20 ноября 2020 г. по 15 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/1037, 4/1029. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (6 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки NN 4032, 3791, 3793, 3789, 3832, 3820, 3992,3991, 3965, 3970, 4002, 4052, 4176, 4205, 4199, 4215, 4277, 4345, 124, 57, 695, 798, 911, 1116, 1221 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 444 340 руб. 80 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 20 ноября 2020 г. по 18 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/1037, 4/1059. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (1 вагон, груз -мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки NN 4032, 3791, 3793, 3789, 3832, 3820, 3992,3991, 3965, 3970, 4002, 4052, 4176, 4205, 4199, 4215, 4277, 4345, 124, 57, 695, 798, 911, 1116, 1221, 1583, 2565 и др. согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 75 714 руб. 00 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 21 ноября 2020 г. по 18 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/1050, 4/1058. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (2 вагона, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки NN 4032, 3791, 3793, 3789, 3832, 3820, 3992,3991, 3965, 3970, 4002, 4052, 4176, 4205, 4199, 4215, 4277, 4345, 124, 57, 695, 798, 911, 1116, 1221, 1583, 2565 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 149 728 руб. 80 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 1 февраля 2021 г. по 23 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/304, 4/1160. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (6 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки NN 385, 378, 462, 493, 551, 562, 567, 569, 593, 596, 602, 617, 620, 695, 751, 1019, 801, 797, 815, 832, 1018, 911, 984, 1280, 1413, 1577, 1663, 1734 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 246 758 руб. 40 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 01 февраля 2021 г. по 25 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/304, 4/1168. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (9 вагонов, груз мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки NN 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854, 815, 841, 1056, 2101, 2104 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 379 317 руб. 60 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 01 февраля 2020 г. по 18 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/304, 4/1057. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (3 вагона, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки NN 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 115 286 руб. 40 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог СКжд в период с 14 января 2021 г. по 07 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/154, 4/942. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (5 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками уборки NN 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 206 904 руб. 00 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск СКжд в период с 14 января 2021 г. по 28 апреля 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/154, 4/1202. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (8 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками приемосдатчика NN 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 417 052 руб. 80 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск СКжд в период с 14 января 2021 г. по 22 мая 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/154, 4/1600. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (3 вагона, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика помимо актов общей формы подтверждается памятками приемосдатчика NN NN 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854, 2268, 2062, 1961, 1056 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 194 256 руб. 00 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск СКжд в период с 14 января 2021 г. по 28 мая 2021 г. оформлены следующими актами общей формы: N 4/154, 4/1714. В актах общей формы на начало и на окончание простоя указаны номера спорных вагонов (9 вагонов, груз - мазут топочный), период их задержки на путях общего пользования и причина задержки, которой явилось занятость мест выгрузки.
Факт занятости путей ответчика, помимо актов общей формы подтверждается памятками приемосдатчика NN NN 3820, 3992, 3990, 4058, 3970, 4012, 4057, 4052, 4060, 4078, 41785, 4278, 4182, 4198, 4206, 4277, 4241, 4274, 4276, 4345, 92, 65, 57, 74, 75,101, 105, 133, 157, 427, 447, 362, 441, 493, 596, 595, 620, 729, 854, 2268, 2062, 1961, 1056 и др., согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях Порта и препятствовали подаче спорных вагонов с грузом.
В рамках досудебного урегулирования спора Ответчику направлялось претензионное письмо N 21/783 от 13.08.2021 на сумму 610 297 руб. 20 коп., которое ответчик оставил без ответа.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что факт и причина задержки вагонов - необеспечение истцом - грузополучателем выгрузки вагонов удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
При этом, судом рассмотрен и правомерно отклонен довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 126 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ иски перевозчиков к грузоотправителям, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления таких исков.
Согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока, исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" от 29 сентября 2015 года N 43, течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В соответствии с положениями части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
В соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
Статья 124 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.
Таким образом, указанные нормы устанавливают при рассмотрении споров обязательный порядок направления претензии перевозчику в предусмотренных Уставом случаях.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что период простоя вагонов с грузом на станции Таганрог носит длящийся характер, сопровождающийся составлением акта на начало задержки вагонов на пути общего пользования и акта на окончание задержки вагонов на пути общего пользования, для расчета срока течения исковой давности следует руководствоваться именно датой составления акта на окончание задержки вагонов на станции Таганрог.
С учетом обстоятельств настоящего спора суд пришел к правомерному выводу, что срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, а именно - со дня составления актов общей формы на окончание простоя вагонов.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, отраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 30-ЭС15-5423 при оценке судебных актов по делу N А76-1061/2014, от 18.08.2016 N 307-ЭС 16-10983 по делу N А56-8864/2015 при оценке судебных актов N А56-8864/2015, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2020 по делу N А32-52506/2019, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2020 по делу N А32-52577/2019.
Судом также проанализирован довод ответчика о действии обстоятельств непреодолимой силы в спорный период и прекращении операций по погрузке-выгрузке грузов железнодорожным транспортом.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельства непреодолимой силы - это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, сделавшее невозможным исполнение обязательства.
Подтверждением обстоятельств непреодолимой силы являются:
- сертификат о форс-мажоре. Его выдает Торгово-промышленная палата России при свидетельствовании наступления таких обстоятельств (п. 3 ст. 15 Закона о торгово-промышленных палатах, п. 2.3 Положения о порядке свидетельствования П III России обстоятельств непреодолимой силы);
- изданные органами власти, документы, выданные МВД России, МЧС России (пожарный надзор) и др.,
- соблюдение установленного договором порядка уведомления кредитора о наступлении форс-мажорного обстоятельства и принятие иных разумных мер для уменьшения ущерба кредитора.
Из представленных ответчиком справок о состоянии погоды по порту Новороссийск следует, что в спорный период наблюдались неблагоприятные метеоусловия, а именно ветер от 15 до 25 м/с, порывы до 20 м/с, дождь.
Исходя из представленных в материалы дела документов, судом сделан вывод, что применительно к заявленным требованиям данные погодные условия не являются форс-мажорными обстоятельствами, так как не обладают критериями чрезвычайности и непредотвратимости. Указанные ответчиком погодные условия не относятся к стихийным бедствиям, которые невозможно разумно предусмотреть, являются обычными и не редкими для соответствующего сезона, в связи с чем, определяя сроки выполнения обязательства перед своими контрагентами, ответчик как лицо, профессионально и на постоянной основе осуществляющий профессиональную деятельность, мог и должен был учитывать погодные условия.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 5.3 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232 прием и отпуск нефтепродуктов нефтебазой осуществляется через специальные сливоналивные устройства в железнодорожные цистерны - на специальных эстакадах, через отдельные стоянки или сливные установки.
Пунктом 5.12 Правил нефтебаз закреплено, что запрещается проводить сливоналивные операции судов на причалах, железнодорожных и автомобильных цистерн на эстакадах при грозе и скорости ветра 15 м/с и более.
При этом, указанные Правила нефтебаз утратил силу с 1 января 2021 года.
Учитывая, что простой вагонов с грузом в соответствии с исковым заявлением фиксируется в период с 20 ноября 2020 года по 28 мая 2021 года, данные Правила нефтебаз распространили действие только на часть спорного периода с 20 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Кроме того, пунктом 18 Правил по охране труда при работе на высотке, утверждено Приказом Минтруда и соцразвития Российской Федерации от 28.03.2014 N 155н не допускается выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости воздушного потока ветра 15 м/с и более. Вместе с тем, действие указанных правил утратило силу с 01.01.2021.
При этом, Приказом Минтруда Российской Федерации от 16.11.2020 N 782н утверждены Правила по охране труда при работе на высоте. Абзацем "а" пункта 45 закреплено, что не допускается выполнение работ на высоте без оформления наряд-допуска в том числе в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более.
Таким образом, с 01.01.2021 прекратил действие запрет на проведение работ на высоте при силе ветра 15 м/с и более, осуществление данных работ допустимо при соблюдении определенных условий.
Из изложенного следует, что в период с 20 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года действовали ограничения на слив мазута при условии неблагоприятных погодных условий - силе ветра 15 м/с и выше.
АО "Таганрогский морской торговый порт" в материалы дела представлены справки ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" от 15 декабря 2020 года N 1/1-16/6928, от 01 марта 2021 года N 1/1-16/1161, от 01 октября 2021 года N 1/7-16/5614 о действии в некоторые дни указанного периода неблагоприятных погодных условий: наличие ветра 15 м/с и выше, что ограничивало слив мазута на путях необщего пользования.
С учетом изложенных обстоятельств, положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению только в отношении требований за период ноябрь-декабрь 2020 года, в части которых истцом заявлен частичный отказ от иска.
Ссылка ответчика на применение к спорным правоотношениям по перевозке грузов железнодорожным транспортом "Обязательных постановлений в морском порту Таганрог", утвержденных Приказом Минтранса России от 13.12.2012 N 429, также подлежит отклонению.
Указанный нормативный акт разработан в соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
Договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Таганрогский морской торговый порт" при станции Таганрог от 08.07.2015 N 201/1 регулирует отношения между сторонами по поводу подачи, расстановки, выгрузки вагонов на путях необщего пользования ответчика. Из содержания указанного договора не следует, что разгрузка груза, в частности мазута (спорная номенклатура груза) осуществляется напрямую в морские суда.
Ответчик ссылается на пункт 67 приказа N 429, согласно которому все грузовые работы в морском порту при ветре свыше 15 метров в секунду не допускается.
При этом, указанный пункт содержится в разделе VI. Правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки, в связи с чем указанный пункт не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, как указано судом, в пункте 3.2.1 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования АО "ТМТП" от 2017 года предусмотрено, что нефтепродукты темные (мазут) являются опасными грузами.
В пункте 89 Постановления в морском порту Таганрог указано, что в морском порту осуществляется перевалка опасных грузов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что спорный груз мазут выгружается с железнодорожных вагонов не на морское судно напрямую, а в резервуары-накопители. Данные факты исключают действие правил, закрепленных в указанном постановлении на процесс разгрузки грузом с железнодорожных путей. Сила ветра свыше 15 м/с не определяет запрет по проведению операций по разгрузке-выгрузки на железнодорожном транспорте на территории Таганрогского порта.
Согласно представленным истцом сведениям с сайта производителя указанных систем слива ООО ПО "ВЗРК" - www.vzrk.ru Поток-175 ГМ - это установка для нижнего слива-налива нефтепродуктов из железнодорожных вагонов-цистерн предназначены для механизации наиболее тяжелых операций по сливу нефтепродуктов из железнодорожных цистерн. Данная система крепится снизу вагона, воздействие ветра на нее исключено. Слив нефтепродуктов осуществляется без помощи козловых кранов, при работе которых при сильной ветре увеличивается маятниковость, что угрожает безопасности.
С учетом изложенного, суд с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в иске виду наличия для ответчика обстоятельств непреодолимой силы.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период 14.08.2021 по 07.04.2022 в сумме 220449,07 руб., процентов по день фактической оплаты задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Проверив произведенный заявителем расчет процентов суд установил, что расчет произведен без учета Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 вступает в силу со дня его официального опубликования (01.04.2022) и действует в течение шести месяцев.
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
С учетом указанных положений, судом установлено, что правомерно начислять проценты за период с 14.08.2021 по 31.03.2022 (до введения моратория).
На основании изложенного судом правомерно удовлетворены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму задолженности, за период с 14.08.2021 по 31.03.2022 в сумме 203 539,74 руб., согласно произведенному судом перерасчету.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с принятием отказа от части иска, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствующей части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ истца от иска в части взыскания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования за период с 20.11.2020 по 31.12.2020 в размере 94 963,82 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5587,24 руб.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2022 по делу N А53-11781/2022 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В части распределения судебных расходов решение изменить.
Изложить абзац первый и третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт" (ИНН 6154010465, ОГРН 1026102571186) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) задолженность в размере 3364501,18 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.08.2021 по 31.03.2022 в размере 197952,50 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 40181 руб.".
"Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) государственную пошлину по иску в размере 876 руб.".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт" (ИНН 6154010465, ОГРН 1026102571186) из федерального бюджета 82,20 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11781/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ТАГАНРОГСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"