г. Москва |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А40-59507/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким,
судей О.Н. Лаптевой, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Солодовниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Общества с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт",
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 февраля 2024 года по делу N А40- 59507/22,
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН: 1027739456084, ИНН: 7717127211)
к 1) Обществу с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт" (ОГРН: 1027706023597, ИНН: 7706284445),
2) Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
об обязании.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Мирошниченко К.А. по доверенности от 01.02.2024, Баксанова М.С. по доверенности от 10.04.2024
от ответчиков - от Общества с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт" - Павлов А.В. по доверенности от 30.11.2023, Суровцев А.А. по доверенности от 30.11.2023, от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Авласенко Ю.В. по доверенности от 18.09.2023.
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" обратилось с учетом уточнения предмета исковых требований к ООО "Энергопромсбыт" и ОАО "Российские железные дороги" об обязании заключить с филиалом РТРС "Челябинский ОРТПЦ" договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям для обеспечения 2 категории надежности электроснабжения энергопринимающего устройства ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш, находящегося по адресу: Челябинская область, Саткинский район, р.п. Бердяуш, в 100 метрах по направлению на север от ориентира: ул. Спортивная, д. 39, соответствующий заявке РТРС от 12.02.2021, редакциям Правил присоединения N 861 (редакция N 80 от 30.01.2021) и Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (редакция N60 от 13.12.2020), действующим на момент направления заявки от 12.02.2021, путем размещения на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее-личный кабинет потребителя) документов, предусмотренных п. 105 Правил присоединения N 861, в том числе: счета, предусмотренного п. 103 Правил присоединения N 861; инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности; проекта договора, изложив его в редакции, предложенной истцом.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 158, 307, 421, 432, 438 ГК РФ, ст. ст. 106, 110, 167-170, 176 АПК РФ Решением от 12 февраля 2024 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Энергопромсбыт" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что суд не учел, что заявка истца не соответствует нормам законодательства об электроэнергий, проект договора технологического присоединения противоречат нормам законодательства и является неисполнимым, выводы экспертных заключении противоречат закону и фактическим обстоятельствам дела, решение не соответствует судебной практике.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что решение об обязаний осуществлять технологическое присоединение нарушает права ОАО "Российские железные дороги", противоречит правилам N 861 и является неисполнимым, суд не рассмотрел ходатайство о вызове эксперта для дачи объяснений.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме. Считают решение суда незаконным и необоснованным, просят решение суда отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб несостоятельными.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, что объект РТС Бердяуш ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", расположенный по адресу: Челябинская область, Саткинский район, р.п. Бердяуш, в 100 метрах по направлению на север от ориентира: ул. Спортивная, д. 39 в установленном законом порядке подключен к электрическим сетям ОАО "РЖД" по III категории надежности электроснабжения от от ЭЧ-11, ВЛ-6 кВ фидер 8 "Клуб". Согласованное напряжение на границе балансовой принадлежности составляет 6 кВ*10%.
ООО "Энергопромсбыт", в лице филиала "Желдорэнерго", является агентом ОАО "РЖД" в части обеспечения приема заявок на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО "РЖД" и заключения соответствующих договоров, на основании агентского договора от 28.12.2018 г. N 2803955 (указанная деятельность ведется в соответствии с договором от 30.04.2021 г. N 4389635). Следовательно, на ОАО "РЖД" лежит обязанность по контролю за деятельностью уполномоченной организации (ООО "Энергопромсбыт" (в лице его филиала "Желдорэнерго")) от лица ОАО "РЖД".
В связи с производственной необходимостью в обеспечении непрерывного и бесперебойного вещания для соблюдения конституционных прав граждан на получение информации и выполнения государственных задач, РТРС было принято решение о переводе Объекта на II категорию надежности электроснабжения, так как частые перерывы в электропитании влекут за собой нарушение функционирования объектов связи и телевидения. Для этого, РТРС в адрес "Желдорэнерго"-филиала ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" была направлена заявка от 12.02.2021 г. на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям для обеспечения 2 категории надежности электроснабжения Объекта на уровне напряжения 0,4 кВ, с разрешенной максимальной мощностью 15 кВт.
В свою очередь, "Желдорэнерго" - филиала ООО "Энергопромсбыт" письмом от 26.02.2021 г. N 5389/21 и-ЖДЭ указал РТРС на необходимость взаимодействия по вопросам, связанным с процедурой технологического присоединения к электрическим сетям в электронном виде, а также приложил уведомление от 26.02.2021 г., согласно которому уведомил РТРС о необходимости предоставления недостающих документов (сведений), а именно: "наименование энергопринимающих устройств" (привести в соответствие с представленным Актом об осуществлении тех. присоединения), "место нахождения энергопринимающих устройств" (привести адрес в соответствие с представленным правоустанавливающим документом), "максимальная мощность энергопринимающих устройств" (уточнить информацию о распределении мощности по точкам присоединения и уровне напряжения в каждой точке присоединенеия), "характер нагрузки" (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта);
Скорректировать группы файлов заявки: "перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики", "Согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке" (рекомендуемый образец "Согласия" можно получить на сайте "Желдорэнерго" по ссылке http ://www.energopromsbvt.m/tvpicalforms..
29.03.2021 г. РТРС в адрес "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" посредством личного кабинета направлена скорректированная заявка.
Все дальнейшие уведомления о необходимости предоставления документов и информации, направленные "Желдорэнерго" в адрес РТРС (уведомления от 30.03.2021, от 31.03.2021, от от 07.04.2021, от 09.04.2021, от 22.04.2021, от 30.04.2021, от 13.05.2021, от 25.05.2021, от 07.06.2021, от 11.06.2021, от 24.06.2021, от 06.07.2021, от 20.07.2021, от 28.07.2021, от 06.08.2021, от 30.08.2021, от 10.09.2021), являются необоснованными, так как требовали от РТРС предоставления информации и документов, которые содержались в заявке от 12.02.2021 г. и (или) уже были направлены РТРС в адрес "Желдорэнерго" ранее.
Согласно п. 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2712.2004 N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе:
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В нарушение п. 105 Правил присоединения N 861, "Желдорэнерго" - филиал ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" не разместил указанные документы в установленный срок, так как посчитал, что невозможно изменение категории надежности энергоснабжения энергопринимающих устройств РТРС на Объекте, ранее присоединенных к сетям сетевой организации на уровне напряжения 6 кВ, с понижением уровня напряжения на ЭПУ до 0,4 кВ.
Однако, в соответствии с п. 2 Правил присоединения N 861, их действие распространяется в том числе на случаи изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно подпункту "а" пункта 7 Правил присоединения N 861, заявка подается юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным п. 2 Правил присоединения.
Пунктом 8 Правил присоединения N 861 предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Согласно данным типовым формам заявитель указывает максимальную мощность энергопринимающих устройств и уровень напряжения, на котором необходимо осуществить технологическое присоединение, а также мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств и уровень напряжения, на котором данные энергопринимающие устройства подключены.
Согласно п. 14 (1) Правил присоединения N 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 г. N ВАС-9742/11 определено, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе и понизить/повысить класс напряжения) за свой счет в отношении любых заявителей. Из подпункта "б" пункта 25 и подпункта "б" пункта 25.1 Правил присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.
Таким образом, "Желдорэнерго" - филиал ООО "Энергопромсбыт" обязан был разместить на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (личный кабинет потребителя) документы, предусмотренные п. 105 Правил присоединения N 861, в том числе счет, предусмотренный п. 103 Правил присоединения N 861 и технические условия, что также установлено Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15.02.2022 (исх. N АК/1587/22 от 17.02.2022) о наложении штрафа по делу N 074/04/9.21-1599/2021 об административном правонарушении.
Истец направил в адрес "Желдорэнерго" - филиал ООО "Энергопромсбыт", в адрес ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" требование об исполнении обязательств от 02.02.2022 N 180, а также направило требование об исполнении обязательств от 28.02.2022 N 456 в адрес ОАО "РЖД".
Однако, "Желдорэнерго" - филиал ООО "Энергопромсбыт" письмом от 05.03.2022ш. N 6080/22 и-ЖДЭ, а ОАО "РЖД" письмом от 15.03.2022 N исх-1839/Ю-УР НТЭ уведомили РТРС о невозможности размещения в личном кабинете документов необходимых для заключения договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям для обеспечения 2 категории надежности электроснабжения объекта РТС Бердяуш, находящегося по адресу: Челябинская область, Саткинский район, р.п. Бердяуш, в 100 метрах по направлению на север от ориентира: ул. Спортивная, д. 39.
Истец является федеральным государственным унитарным предприятием, оказывающим услуги, имеющие стратегическое значение для обоспечения обороноспособности и безопасности государства, на РТРС возложены задачи по передаче сигналов оповещения населению (в системе подачи населению сигналов гражданской обороны и о чрезвычайных ситуациях), объекты РТРС включены в перечень критически важных объектов, которые отнесены к первой и второй категориям по гражданской обороне.
Так согласно пункту 3 статьи 66 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" операторы связи в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать передачу пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания - передачу в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действи, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Оператора связи, осуществляющего эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных телеканалов и (или) радиоканалов, а также эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексе, определяет Президент Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" установлено, что РТРС, в частности, является оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации; обеспечивает эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также доставку сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов через спутниковые и наземные линии связи до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала.
Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" РТРС включено в Перечень стратегических предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (п. 398).
Распоряжением Правительсва Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р "Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации" РТРС включен в данный перечень (п. 343).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442), а также приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, указаны категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Так, согласно п. 1 вышеуказанного Постановления N 442 к данным категориям относятся организации связи - в отношении объектов сетей связи.
Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", в целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
Согласно п. 1 Доктрины под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.
В соответствии с п. 2 пп. з) Доктрины информационная инфраструктура Российской Федерации (далее - информационная инфраструктура) - совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети "Интернет" и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации.
Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере.
Согласно п. 8 пп. б) Доктрины национальными интересами в информационной сфере являются обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
В разделе IV "Статегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности" п. 23 пп. в) Доктрины указано, что основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности является повышение защищенности критической информационной инфраструктуры и устойчивости ее функционирования, развитие механизмов обнаружения и предупреждения информационных угроз и ликвидации последствий их проявления, повышение защищенности граждан и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных информационно-техническим воздействием на объекты критической информационной инфраструктуры.
В п. 33 Доктрины указано, что участниками системы обеспечения информационной безопасности являются: собственники объектов критической информационной инфраструктуры и организации, эксплуатирующие такие объекты, средства массовой информации и массовых коммуникаций, организации денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка, операторы связи, операторы информационных систем, организации, осуществляющие деятельность по созданию и эксплуатации информационных систем и сетей связи, по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность в данной области, общественные объединения, иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению информационной безопасности.
Указам Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы" утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (далее - Стратегия) которая определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
В соответствии с п. 3 пп. Е Стратегии основными принципами настоящей стратегии являются обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
В п. 32 Стратегии указано, что Для эффективного управления сетями связи Российской Федерации, обеспечения их целостности, единства, устойчивого функционирования и безопасности работы необходимо обеспечить надежность и доступность услуг связи в России, в том числе в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах.
Таким образом, РТРС относится к федеральным унитарным предприятиям, оказывающим услуги, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
На РТРС возложены задачи по обеспечению передачи сигналов оповещения населению и экстренной информации. Объекты РТРС включены в Перечень критически важных объектов, которые отнесены ко второй категории по гражданской обороне.
Обеспечение безопасности (в том числе энергетической) объектов телерадиовещания входит в число приоритетных задач РТРС.
Любое подключение объектов РТРС (средств связи и сооружений связи РТРС), не отвечающее критериям надежности, в том числе второй категории надежности, нарушит нормальную работу взаимоувязанной сети связи Россйской Федерации, нанесет ущерб интересам государства и неограниченного круга граждан.
Статус РТРС в области обеспечения обороны и безопасности, как стратегического предприятия, является критически важным для безопасности населения Челябинской области.
От эффективности РТРС в решении задач в сфере безопасности зависит надежность обеспечения населения Российской Федерации многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением гражданам Российской Федерации возможности приема обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества.
В соответствии с п. 6 Правил присоединения N 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Так, в ходе судебного разбирательства судом назначена экспертиза (заключение эксперта N 7218 от 14.11.2023 г.), которая установила, что заявка ФГУП "РТРС" от 12.02.2021 г. "на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям для обеспечения 2 категории надежности электроснабжения объекта на уровне напряжения 0,4 кВ, с разрешенной максимальной мощностью 15 кВт" и проект договора, представленный в уточненном исковом заявлении ФГУП "РТРС" от 26.07.2023 г. соответствуют условиям Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и условиям Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Эксперт также установил что проект договора, представленный в отзыве ООО "Энергопромсбыт" от 13.09.2023 г., заявке ФГУП "РТРС" от 12.02.2021 г. "на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям для обеспечения 2 категории надежности электроснабжения объекта на уровне напряжения 0,4 кВ, с разрешенной максимальной мощностью 15 кВт" и условиям Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и условиям Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" не соответствует.
Эксперт также пришел к выводу о том, что возможность осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 вК РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" по 2 категории надежности электроснабжения на условиях, указанных в проекте договора, представленном в отзыве ООО "Энергопромсбыт" от 13.09.2023 г., у ОАО "РЖД" существует, в случае если бы заявлено была подана ФГУП "РТРС" после 01.07.2022 г., содержала бы в себе условие о намерении осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства по уровню напряжения (6 кВ), а также если две секции шин ЭЧЭ-11 Бердяуш 110/35/6 кВ, указанные в п.п. 8, 9 Технических условий, соответствуют одновременно следующим условиям: каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; секции шин не связаны между собой или имеют связь, которая автоматически отключается при нарушении нормальной работы одной из секций шин.
Судебная экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов и имеющим длительный стаж экспертной работы, экспертному исследованию был подвергнут необходимый и достаточный материал. Основания полагать иное, сторонами суду не представлено.
Оснований не доверять компетентности эксперта, составившего судебное экспертное заключение судом не установлено, судебная экспертиза выполнена в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.04.2014 г. N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", составленная по ее результатам экспертиза судом, с учетом ее исследования в совокупности с другими представленными в дело доказательствами, в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, признана надлежащим.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалоб на основании следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил присоединения, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
РТРС относится к числу заявителей, указанных в п. 12(1) Правил присоединения (юридическое лицо, заявка которого направлена в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)).
Таким образом, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения РТРС (12.02.2021) ОАО "РЖД" (ООО "Энергопромсбыт" как агент ОАО "РЖД") обязаны были заключить договор с РТРС на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" к электрическим сетям сетевой организации по 2 категории надежности электроснабжения в соответствии с поданной РТРС Заявкой.
При этом, доводы о том, что заявленное в Заявке энергопринимающее устройство "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" не проходило процедуру присоединения ранее, Заявка РТРС является заявкой на технологическое присоединение нового энергопринимающего устройства, не имеющего технологического присоединения к объектам ОАО "РЖД", Заявка РТРС не может рассматриваться как заявка на изменение категории надежности, взаимное резервирование источников энергоснабжения возможно осуществить только на уровне напряжения 6 кВ, материалами дела не подтверждены.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), "энергопринимающие устройства потребителя" - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Под этим термином понимаются присоединенные (планируемые к присоединению) к электрической сети общего назначения наружные сети электроснабжения и (или) вводно-распределительные устройства потребителя с подключенными к ним приемниками электрической энергии, т.е. устройствами, приводимыми в действие с помощью электричества и выполняющими некоторую полезную работу.
В рассматриваемом случае именно "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" является энергопринимающим устройством потребителя, потребляющим электрическую энергию в целях ее преобразования в телевизионный и радиосигнал.
Указанное энергопринимающее устройство "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" было присоединено ранее к электрическим сетям ОАО "РЖД", что подтверждается схемой электроснабжения (Приложение к акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности от 2014 г. б/н) (схема электроснабжения имеется в материалах дела), где в качестве энергопринимающего устройства указано ВРУ-0,4 кВМРТС.
РТРС не обращалось к ответчикам за технологическим присоединением нового энергопринимающего устройства.
Целью подачи РТРС Заявки являлась необходимость обеспечить действующему энергопринимающему устройству "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" (энергопринимающее устройство, имеющее потребляемый (рабочий) уровень напряжения 0,4 кВ (400 Вольт)) технологическое присоединение по II категории электроснабжения (то есть от двух разных источников (центров) питания), с разрешенной максимальной мощностью 15 кВт (изменение категории надежности электроснабжения с III на II), на уровне напряжения 0,4 кВ, что является основанием для заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с п. 2 Правил присоединения.
Возможность изменения категории надежности электроснабжения энергопринимающих устройств, ранее присоединенных к сетям сетевой организации на уровне напряжения 6 кВ, с понижением уровня напряжения на энергопринимающем устройстве до 0,4 кВ, подтверждена заключением эксперта от 18.04.2023 N 6938, подготовленным в рамках назначенной судом первой инстанции судебной экспертизы по настоящему делу.
Кроме этого, такая возможность подтверждена и заключением специалиста N АС 22-083 от 25.11.2022, выполненным ООО "Аудит Сервис Энергетика" (заключение специалиста имеется в материалах дела), а также осуществлением ОАО "МРСК Урала" (сетевая организация) технологического присоединения объектов РТРС по аналогичным заявкам:
-энергопринимающее устройство РТПС Троицк ВРУ-0,4 кВ, ранее присоединенное по 3 категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 6 кВ, было присоединено к электрическим сетям МРСК Урала, по соответствующей заявке РТРС, по 2 категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 0,4 кВ (соответствующие материалы имеются в деле);
-энергопринимающее устройство ВРУ-0,4 кВ РТС Южный, ранее присоединенное по 3 категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 6 кВ, было присоединено к электрическим сетям МРСК Урала, по соответствующей заявке РТРС, по 2 категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 0,4 кВ (соответствующие материалы имеются в деле).
Возможность осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД" энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" по 2 категории надежности электроснабжения подтверждена вышеуказанным заключением эксперта от 18.04.2023 N 6938 (далее - заключение эксперта N 1).
В заключении эксперта N 1 справедливо указано на то, что у ОАО "РЖД" существует возможность осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" по 2 категории надежности электроснабжения как минимум двумя способами:
Возвести отдельную линию электропередач от подстанции ЭЧЭ-79 Единовер до энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)";
Возвести отдельную линию электропередач от подстанции ЭЧЭ Салган до энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)".
В проекте договора, представленном РТРС и утвержденном судом первой инстанции, в качестве резервного источника питания указана именно существующая у ОАО "РЖД" подстанция ЭЧЭ-79 Единовер, посредством которой, согласно заключению эксперта N 1, ОАО "РЖД" имеет возможность осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" по 2 категории надежности электроснабжения.
Довод о несоответствии законодательству заявки РТРС, проекта договора и технических условий, представленных РТРС и утвержденных судом первой инстанции, опровергаются заключением эксперта от 14.11.2023 N 7218 (далее - заключение эксперта N 2), подготовленным в рамках назначенной судом первой инстанции судебной экспертизы по настоящему делу, согласно которому Заявка РТРС и проект договора, представленный РТРС, соответствуют Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861.
В свою очередь, в соответствии с заключением эксперта N 2, проект договора, представленный ООО "Энергопромсбыт", не соответствует Заявке РТРС и Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
При этом, руководствуясь заключением эксперта N 2, осуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" по 2 категории надежности электроснабжения на условиях, указанных в проекте договора, представленном ООО "Энергопромсбыт", возможно было бы осуществить, если бы одновременно соблюдались следующие условия:
-заявка РТРС была бы подана после 01.07.2022;
-заявка РТРС содержала бы в себе условие о намерении осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства по уровню напряжения 6 кВ;
- каждая из секций шин ЭЧЭ-11 Бердяуш 110/35/6 кВ имела бы питание от независимого источника питания и они не были бы связаны между собой или имели бы связь, которая автоматически отключается при нарушении нормальной работы одной из секций шин.
Как минимум два условия из трех (а именно, Заявка РТРС подана 12.02.2021, т.е. до 01.07.2022; Заявка РТРС содержит в себе условие о намерении осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства по уровню напряжения 0,4 кВ), необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" по 2 категории надежности электроснабжения на условиях, указанных в проекте договора, представленном ООО "Энергопромсбыт", не выполняются, соответственно, технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" по 2 категории надежности электроснабжения на условиях, указанных в проекте договора, представленном ООО "Энергопромсбыт", не осуществимо.
Вопреки доводам жалоб, оба заключения эксперта АНО "Бюро судебных экспертиз" являются достаточно ясными, понятными и обоснованными, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. В решении суда первой инстанции отражено, что судебная экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов и имеющим длительный стаж экспертной работы, оснований не доверять компетентности эксперта не установлено, экспертиза выполнена в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 04.04.2014 N 23 и признана надлежащей.
Относительно довода о том, что плата за технологическое присоединение установлена проектом договора, представленным РТРС и утвержденным судом первой инстанции, в разрез принципам тарифного регулирования.
Как было указано выше, Заявка на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям для обеспечения 2 категории надежности электроснабжения энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" была подана РТРС 12.02.2021. Соответственно, обязанность направить проект договора на основании Заявки РТРС возникла у Ответчиков в 2021 году.
При этом, в Правила присоединения Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178 внесены изменения, которые вступили в силу с 01.07.2022 года и распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после указанной даты. Следовательно, ответчики обязаны заключить с РТРС договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям для обеспечения 2 категории надежности электроснабжения энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)", соответствующий положениям Правил присоединения, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции, действовавшей на дату подачи РТРС Заявки, а также в соответствии с тарифным решением, действующим на дату подачи РТРС Заявки, то есть в соответствии постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.12.2020 N 68/64. Указанная позиция подтверждена, в том числе решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2022 по делу А76-9261/2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного судаN 18АП-17024/2023 от 09.01.2023.
Позиция о том, что учитывая публичный характер договора об осуществлении технологического присоединения, обязанность по его заключению возникает у сетевой организации в момент подачи соответствующей требованиям Правил присоединения заявки на технологическое присоединение, в связи с чем, плата по соответствующему договору рассчитывается исходя из ставок, действовавших на дату подачи заявки, подтверждена также определением ВАС Российской Федерации от 23.09.2010 N ВАС-12353/10 и определениями Верховного суда РФ от
11.06.2020 N 305-ЭС 19-24791. от 11.09.2020 N 309-ЭС20-13012. от 03.02.2015 N 305-ЭС14-8145.
Кроме того, в заключении эксперта N 2, подготовленном в рамках назначенной судом первой инстанции судебной экспертизы по настоящему делу, также указано, что расчет размера платы за технологическое присоединение энергопринимающего устройства "ВРУ-0,4 кВ РТС Бердяуш (радиотелевизионная станция)" к электрическим сетям ОАО "РЖД" должен осуществляться в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.12.2020 N 68/64, действующим на момент подачи заявки РТРС от 12.02.2021.
Основания для применения тарифного решения, принятого на следующий период регулирования, в том числе постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.12.2023 N 120/2 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Челябинской области на 2024 год", на которое ссылается ООО "Энергопромсбыт" в апелляционной жалобе, у Ответчиков отсутствуют, поскольку решения об установлении цен (тарифов) не имеют обратной силы и не могут быть распространены на ранее возникшие правоотношения.
Ссылка на иную судебную практику является несостоятельной, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.
Экспертами при проведение экспертизы в суде первой инстанции в полной мере соблюдены базовые принципы судебно-экспертной деятельности - принципы научной обоснованности, полноты, всесторонности и объективности исследований, установленные статьей 8 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ. При решении поставленной судом стоимостной задачи эксперт продемонстрировал компетентность в разъяснении вопросов, требующих специальных знаний. Экспертом выполнены требования статей 55, 86 АПК РФ и статей 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 17, 25, 41 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы в Российской Федерации, то есть регулирующих судебно-экспертную деятельность, были применены выработанные процессуальной наукой и общей теорией судебной экспертизы, апробированные судебно-экспертной практикой, рекомендации по производству судебных экспертиз.
Одновременно с этим, экспертом были выполнены требования статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, а также требования Федеральных стандартов оценки, устанавливающих правовые и теоретические основы оценочной деятельности. Вывод в заключении эксперта сформулирован последним на основании надлежащего исследования объекта, необходимого для дачи заключения.
Таким образом, поскольку экспертное заключение является полным, мотивированным и не содержит противоречий, экспертом соблюдены стандарты оценки в части методологии, учтены все ценообразующие факторы, экспертиза проведена компетентным лицом, имеющим значительный стаж экспертной работы, который был предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, суд считает достоверной оценку, проведенную в рамках настоящего дела.
Основания для вызова эксперта для дополнительных разъяснений не усматриваются.
Заявителями апелляционных жалоб не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2024 года по делу N А40- 59507/22 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59507/2022
Истец: ФГУП "РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ"
Третье лицо: АНО "БЮРО СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ"