г. Ессентуки |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А18-1558/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н., Жукова Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием в судебном заседании: от ГБУЗ "Назрановская районная больница" - Падиева М.А. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.02.2022 по делу N А18-1558/2021,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Назрановская районная больница" (далее - учреждение) о взыскании 6 603 714 руб., в том числе 6 003 376,36 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и 600 337,64 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Ингушетия.
Решением суда от 14.02.2022 требования удовлетворены частично. С учреждения в пользу фонда взыскано 552 690,08 руб., из которых: 448 000 руб. - оплата расходов, не входящих в структуру тарифа ОМС (148 000 руб. - разработка проекта на размещение компьютерного томографа, 300 000 руб. - демонтаж рентгеноборудования); 104 690,08 руб. - расходование средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов (99 990 руб. - сметная документация по ремонту амбулаторий, 4 700,08 руб. - оплата ГСМ). В остальной части требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.06.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 04.07.2022) решение от 14.02.2022 в части отказа в удовлетворении требований на сумму 5 827 235,40 руб. отменено, принят новый судебный акт. С учреждения в пользу фонда взыскано 5 247 242,18 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и 579 993,22 руб. штрафа. В остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением от 03.11.2022 суд округа отменил постановление апелляционного суда в части отмены решения от 14.02.2022 об отказе в удовлетворении требований фонда на сумму 1 933 997,15 руб. о взыскании с учреждения 1 354 003,93 руб. средств ОМС, 579 993,22 руб. штрафа, а также в части распределения расходов по уплате государственной пошлины, направил дело на новое рассмотрение в апелляционный суд. В остальной части постановление от 04.06.2022 оставлено без изменения.
Окружной суд не согласился с выводами апелляционной инстанции по четырем эпизодам: стимулирующие выплаты врачам акушерам-гинекологам и акушеркам (708 846,56 руб.), выплаты надбавки в размере 15 % главным внештатным специалистам-экспертам (166 887,37 руб.), приобретение учреждением программно-аппаратного комплекса ViPNet Coordinator HW1000 (478 280 руб.), взыскание штрафных санкций.
Определением от 18.11.2022 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 10.01.2023; лицам, участвующим в деле, предписано представить письменные пояснения по делу с учетом указаний суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, определение от 18.11.2022 не исполнили.
В судебном заседании представитель учреждения просил отказать в удовлетворении жалобы по доводам, ранее изложенным в отзыве на жалобу.
Иные участники, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, фонд провел комплексную проверку использования учреждением средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, в ходе которой выявил нецелевое использование учреждением средств ОМС на сумму 6 003 376,36 руб., что зафиксировано в акте проверки от 12.02.2021, а именно: выплата заработной платы врачам психологам - 1 857 813,67 руб., фтизиатру - 654 403 руб.; стимулирующие выплаты врачам акушерам-гинекологам и акушеркам - 708 846,56 руб.; выплата надбавки в размере 15 % внештатным специалистам-экспертам - 250 331,05 руб.; оплата проекта на размещение компьютерного томографа - 148 800 руб., установка системы видеонаблюдения - 609 600 руб., демонтаж рентгеноборудования - 300 000 руб., составление сметной документации по ремонту амбулаторий - 99 990 руб.; размещение печатных материалов в энциклопедии "Россия в лицах" - 62 000 руб.; оплата услуг по обслуживанию программного комплекса "1С:Предприятие. Бухгалтерия государственного учреждения" - 120 000 руб.; списание ГСМ - 4 700 руб.; приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу - 1 186 892 руб. (программно-аппаратный комплекс ViPNet Coordinator HW1000 - 478 280 руб.; стол письменный Westeros-А - 105 500 руб., диван Империал - 147 800 руб.; погружной насос - 203 312 руб., сейф "Гранит" - 252 000 руб.).
По результатам проверки фонд предъявил учреждению требование о необходимости восстановить в бюджете использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 6 003 376,36 руб. и уплате 600 337,64 руб. штрафа.
Неисполнение учреждением требований послужило основанием для обращения фонда в суд с заявлением о взыскании денежных средств.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлена обязанность медицинских организаций использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В статье 38 Бюджетного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
По эпизоду стимулирующих выплат врачам акушерам-гинекологам и акушеркам (708 846,56 руб.), фонд указал, что Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31.05.2018 N 98 (далее - постановление N 98) утверждены изменения в Положение об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Ингушетия, утвержденное Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 01.06.2016 N 91 (далее - Постановление N 91). Согласно названным изменениям медицинскому персоналу, которому осуществляются выплаты за оказание высокотехнологичной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, стимулирующие выплаты за высокие результаты и интенсивность работы не производятся.
Отклоняя доводы фонда, суд первой инстанции указал, что указанные выплаты осуществлялись работникам учреждения на основании статьи 191 Трудового кодекса за счет экономии фонда оплаты труда за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей.
Судебная коллегия считает выводы суда в этой части обоснованными.
31 мая 2018 года постановлением N 98 внесены изменения в Положение об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Ингушетия.
Согласно этим изменениям медицинскому персоналу, которому осуществляются дополнительные выплаты за оказание высокотехнологичной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, стимулирующие выплаты, указанные в пункте 4.3 данного раздела, не производятся.
В пункте 4.3 Положения отражено, что выплаты за высокие результаты и интенсивность работы осуществляются работникам профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников, руководителей, специалистов, служащих и общеотраслевых профессий рабочих согласно приложению N 8 к названному Положению.
В материалы дела представлен приказ учреждения от 28.05.2018 N 71/1, в котором отражено, что за счет экономии фонда оплаты труда - за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, не предусмотренных планом работы, до конца текущего года ежемесячно премировать следующих работников учреждения: группу акушеров в количестве 18 человек, включая врачей акушеров-гинекологов в количестве 20 человек согласно штатному расписанию (т. 2, л. д. 15).
Фонд не указал, по какому критерию отнес выплату по Приказу от 28.05.2018 N 71/1 к подпункту 4.3 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 01.06.2016 N 91.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что с июля 2018 года группа акушеров-гинекологов получала выплаты за оказание высокотехнологичной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
По эпизоду выплаты надбавки в размере 15 % внештатным специалистам-экспертам (166 887,37 руб.) фонд указал, что на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Ингушетия от 19.01.2018 N 13 "О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Республики Ингушетия" (далее - приказ N 13) указанные выплаты производятся за счет иных источников. В 2018 году внештатным специалистам Министерства здравоохранения Республики Ингушетия учреждением произведена выплата надбавки в размере 15 % на общую сумму 250 331,05 руб.
Отказывая в удовлетворении иска в этой части, суд первой инстанции исходил из того, что фонд не обосновал, на основании каких норм действующего законодательства он пришел к выводу, что оплата надбавки главным внештатным специалистам-экспертам подлежит за счет иных источников (не из средств ОМС).
Оснований не согласиться с выводом суда в этой части у апелляционной коллегии не имеется.
Пунктами 3, 3.2 приказа N 13 на главных врачей медицинских организаций возложена обязанность предусмотреть 15 % надбавки к основному окладу специалистов, назначенных на должность главных внештатных специалистов со дня подписания приказов.
В приложении N 2 отражена информация о главных внештатных специалистах: должность, Ф.И.О., основное место работника. Согласно приложению N 2 приказа N 13 в штате больницы числилось три главных внештатных специалиста (т. 3 л. д. 24 - 41).
Фонд не указал, на основании каких положений приказа N 13 или его приложений он пришел к выводу о том, что 15 % надбавка главным внештатным специалистам не подлежит выплате за счет средств территориальной программы ОМС.
По эпизоду нецелевого использования денежных средств в связи приобретением учреждением программно-аппаратного комплекса ViPNet Coordinator HW1000 стоимостью 478 280 руб. фонд указал, что такое расходование средств ОМС противоречит пункту 7 статьи 35 Закона 326-ФЗ и пункту 3.7 раздела 3 Генерального тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые по Территориальной программе обязательного медицинского страхования населению Республики Ингушетия на 2020 год от 30.12.2019. Учреждение расходовало полученные за счет средств ОМС установленные лимиты - приобрело основное средство на сумму свыше 100 000 руб. за единицу.
Признавая требования фонда в этой части необоснованными, суд первой инстанции признал, что учреждение расходовало полученные за счет средств ОМС денежные средства на цели, установленные статьей 4 Закона N 326-ФЗ, с превышением установленных лимитов. Однако счел, что такие действия учреждения не могут быть квалифицированы как нецелевое расходование средств ОМС, а являются превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, Законом N 326-ФЗ не установлена.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.
Фондом установлено и учреждением не оспаривается факт приобретения в 2020 году за счет средств ОМС программно-аппаратного комплекса ViPNet Coordinator HW1000 стоимостью 478 280 руб. (свыше 100 000 руб. за единицу).
Согласно пункту 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в частности расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В подпункте 1 пункта 186 Правил N 108н также установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу.
Расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств ОМС.
Отменяя в этой части постановление от 04.06.2022 и направляя дело на новое рассмотрение, кассационный суд указал на необходимость дать оценку доводу учреждения о пропуске срока исковой давности на взыскание 478 280 руб. (т. 2 л. д. 1-2).
В соответствии со статьями 196, 197 и пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43), исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1).
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 15 постановления N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Материалы дела и установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что о нецелевом использовании средств ОМС фонд узнал по результатам проверки учреждения. Факты нарушения действующего законодательства зафиксированы в акте проверки от 12.02.2021, иск предъявлен в суд 18.03.2021.
Таким образом, срок исковой давности по требованию о взыскании 478 280 руб., не пропущен. Основания для отказа фонду в удовлетворении этого требования отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании штрафа (600 337,64 руб.), суд первой инстанции указал, что ответчик является специализированным учреждением, оказывающим медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), финансируется исключительно из республиканского бюджета и средств ОМС. Взыскание штрафа может отразиться на финансовом положении учреждения, затруднив работу по оказанию квалифицированной медицинской помощи.
Вместе с тем такое обоснование к отказу в удовлетворении исковых требований не соответствует правовому регулированию спорных правоотношений.
Гражданско-правовая ответственность за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, предусмотрена частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в виде штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.
Основанием для привлечения к ответственности является сам факт совершения правонарушения.
В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.
Федеральный законодатель, учитывая особое публичное предназначение средств обязательного медицинского страхования, установил специальную ответственность за нецелевое расходование указанных средств, определил уполномоченную организацию, контролирующую их целевое использование, а также установил размер ответственности для медицинских организаций, нарушающих предусмотренный порядок расходования соответствующих средств. Такая ответственность, в силу отсутствия специальных законодательных оговорок, применяется в равной мере ко всем медицинским организациям, виновным в нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования. При этом размер штрафа зависит от размера средств, израсходованных нецелевым образом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, от 27.10.2015 N 2499-О).
В постановлении от 03.11.2022 суд округа дал указание оценить соразмерность взыскиваемого фондом штрафа последствиям нарушения, допущенного учреждением, рассмотреть вопрос о снижении штрафа в силу предусмотренной законном возможности, направленной против злоупотребления правом свободного определения размера штрафа.
В данном случае имеются основания для снижения размера штрафа ввиду его чрезмерности. Ответчик является специализированным учреждением, оказывающим медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), финансируется исключительно из республиканского бюджета и средств ОМС. Взыскание штрафа может отразиться на финансовом положении учреждения, затруднив работу по оказанию квалифицированной медицинской помощи.
Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины учреждения, социальную направленность его деятельности, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для снижения размера штрафа до 30 000 руб.
Таким образом, решение суда от 14.02.2022 в части отказа в удовлетворении требований на сумму 508 280 руб. (478 280 руб. - средства ОМС, использованные не по целевому назначению, 30 000 руб. - штраф) следует отменить, принять новый судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.02.2022 по делу N А18-1558/2021 в части отказа в удовлетворении требований на сумму 508 280 руб. отменить, принять новый судебный акт.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Назрановская районная больница" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия 478 280 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и 30 000 руб. штрафа.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Назрановская районная больница" в доход федерального бюджета 44 858 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1558/2021
Истец: Территориальный фонд ОМС РИ
Ответчик: ГБУЗ "Назрановская районная больница"
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2490/2023
13.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1004/2022
03.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9848/2022
04.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1004/2022
14.02.2022 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1558/2021