город Омск |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А70-14918/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14518/2022) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2022 по делу N А70-14918/2022 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 07/04/9.21- 109/2022 об административном правонарушении от 24.06.2022,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Корнилова Андрея Ивановича,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Россети Тюмень" - Пуховой Натальи Александровны по доверенности от 14.07.2022 N 81492;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее -Управление, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу N 07/04/9.21-109/2022 об административном правонарушении от 24.06.2022.
Определением от 19.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Корнилов Андрей Иванович (далее - третье лицо, Корнилов А.И.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2022 по делу N А70-14918/2022, заявленные требования удовлетворены частично, в постановлении о назначении административного наказания по делу N072/04/9.21-109/2022 об административном правонарушении от 24.06.2022 изменена назначенная АО "Россети Тюмень" по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) мера ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. на административный штраф в размере 300 000 руб. В удовлетворении требований общества в оставшейся части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Корнилова А.И. требуется выполнить строительство ВЛИ-0,4кВ, монтаж и подключение к сети прибора коммерческого учета электрической энергии. При проведении данных работ филиал АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети столкнулось с непредвиденными трудностями, что вызвало превышение сроков выполнения мероприятий по договору. АО "Россети Тюмень" со своей стороны проинформировало Корнилова А.И. о возникших трудностях и предложило рассмотреть вопрос о заключении дополнительных соглашений к договору; АО "Россети Тюмень" не осуществляет мероприятия по технологическому присоединению своими силами без привлечений подрядных организаций, ввиду отсутствия штата квалифицированных специалистов для выполнения землеустроительных и проектно-изыскательских работ, а также отсутствия у общества лицензии и свидетельств о проведения подобного вида работ. Увеличение сроков выполнения мероприятий обусловлено отказом подрядных организаций от участия в закупках, вызванным сложной экономической ситуацией в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции не применил постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), согласно которому с 10.03.2022 не допускается составлять протоколы должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом; протокол об административном правонарушении в отношении АО "Россети Тюмень" составлен 27.04.2022 на основании обращения Корнилова А.И. без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), следовательно, оспариваемое постановление подлежит отмене.
Кроме того, по мнению общества, имеются основания для снижения ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя общества, установил следующие обстоятельства.
06.04.2021 Корнилов А.И. обратился в АО "Россети Тюмень" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ Малоэтажной жилой застройки (индивидуального жилого дома/Садового/Дачного дома), расположенного по адресу: Тюменская область, Исетский район, с. Исетское, ул. Свободы, д.40, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
14.04.2021 АО "Россети Тюмень" в личном кабинете клиента на портале электросетевых услуг размещены условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет от 14.04.2021 N Т12/21/0340-ДТП-1, технические условия от 09.04.2021 N Т12/21/0340-ТУ и инструкция по осуществлению заявителем фактического присоединения и приёма напряжения и мощности энергопринимающих устройств на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже.
28.05.2021 платежным поручением N 490117 Корниловым А.И. произведена оплата счета от 14.04.2021 N Т12/21/0340-ДТП-1 за технологическое присоединение.
Из этого следует, что 28.05.2021 между АО "Россети Тюмень" и Корниловым А.И. заключен договор от 14.04.2021 N Т12/21/0340-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ Малоэтажной жилой застройки со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 (шесть) месяцев в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), соответственно срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 28.11.2022.
Основанием для возбуждения дела N 072/04/9.21-109/2022 об административном правонарушении (11.03.2022) и вынесения оспариваемого постановления послужило обращение Корнилова А.И. на действия общества, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ходе проведения административного расследования Тюменским УФАС России установлено, что в нарушение Правил N 861 обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
По факту выявленного нарушения, специалистом Управления, в присутствии уполномоченного представителя общества, 27.04.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-109/2022 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, заместитель руководителя Управления, 24.06.2022 вынес постановление о назначении административного наказания по делу N 07/04/9.21-109/2022 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Полагая, что постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 31.10.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Материалами дела подтверждено, что между Корниловым А.И. и обществом заключён договор от 14.04.2021 N Т12/21/0340-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская область, Исетский район, с. Исетское, ул. Свободы, д. 40, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт, со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев со дня заключения договора.
Договор считается заключенным со дня оплаты счета за технологическое присоединение заявителем (пункт 23 договора).
28.05.2021 Корниловым А.И. произведена оплата счёта от 14.04.2021 N Т12/21/0340-ДТП-1 за технологическое присоединение платёжным поручением N 490117, соответственно, мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены сетевой организацией не позднее 28.11.2022.
Судом первой инстанции при вынесении решения учтено, что обществом в материалы дела не представлено документов, подтверждающих фактическую дату технологического присоединения потребителя к электрическим сетям.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку до совершения рассмотренного правонарушения общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 08.09.2020 N 072/04/9.21-337/2020 о привлечении к административной ответственности, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 15.03.2021, 12.05.2021 уплачен штраф).
Доводы общества о том, что предпринимались попытки заключения дополнительного соглашения об изменении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, несостоятельны, поскольку Правилами N 861 не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, условия пункта 16 названных Правил носят императивный характер и не могут быть изменены по соглашению сторон; в рассматриваемом случае речь идет о существенном условии договора, содержание которого предписано, в частности, Правилами N 861 и статьей Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки общества на сложную экономическую ситуацию в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также введение ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации, поскольку АО "Россети Тюмень" не конкретизировано каким образом данные обстоятельства препятствовали последнему привлечь подрядные организации для осуществления
мероприятий по технологическому присоединению не позднее 28.11.2022. Кроме того, обществом не представлено доказательств невозможности получения необходимых лицензий, набора штатных сотрудников в целях самостоятельного выполнения работ по технологическому присоединению без привлечения сторонних организаций.
Суд первой инстанции пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 300 000 руб.
Данные выводы предметом апелляционного обжалования не являются, в связи с чем в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 судебной коллегией отклоняются.
Введение указанным актом ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела.
В отношении общества не проводился какой-либо контроль, регулируемый Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вменяемые нарушения выявлены в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения потерпевшего.
Состав вменяемого административного правонарушения не включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля антимонопольного органа.
Кроме того, предусмотренные в указанных выше правовых актах антикризисные меры не являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренными статьей 24.5 КоАП РФ, с учётом возбуждения дела об административном правонарушении определением от 11.03.2022.
Судом апелляционной инстанции не установлено правовых оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела N N072/04/9.21-109/2022 об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления послужило обращение Корнилова А.И. на действия АО "Россети Тюмень", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
При этом, к заявлению Корнилова А.И. приложены документы, позволяющие установить событие в действиях АО "Россети Тюмень" административного правонарушения, выразившиеся нарушении существенных условий договора технологического присоединения, а именно: условия типового договора технологического присоединения, технические условия подключения объектов Корнилова А.И., к электрическим сетям.
Таким образом, в распоряжении Тюменского УФАС России имелось достаточное количество сведений, необходимых для возбуждения дела N 072/04/9.21-109/2022 об административном правонарушении, следовательно, возбуждение дела N N072/04/9.21-109/2022 определением от 11.03.2022 не нарушает положения Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 и Закона N 248-ФЗ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и замены наказания на предупреждение не имеется.
В рассматриваемом случае часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не подлежит применению, так как тяжелого материального положения общества не доказано, из материалов дела не усматривается наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером административного правонарушения и его последствиями.
Заявитель не представил ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, ни при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что взысканный размер штрафа является чрезмерным и приводит к ограничению его экономической свободы и права собственности при его привлечении к административной ответственности (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в рассмотренной части.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2022 по делу N А70-14918/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14918/2022
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области