г. Ессентуки |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А61-3555/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме веб-конференции, при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Грин" - Дзаховой Д.Х. (доверенность от 09.03.2021), представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия - Алания - Дзациевой М.М. (доверенность от 12.01.2022 N 03-24/00149), в отсутствие представителей АО "Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания", Министерства экономического развития Республике Северная Осетия-Алания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грин" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.10.2022 по делу N А61-3555/2021 (судья Акимцева С.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грин" (ОГРН 1151513000814, ИНН 1513052937) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия - Алания (ОГРН 1041501903739, ИНН 1515900068) о признании недействительными решений от 07.04.2021 N 6 и от 07.04.2021 N 2404, а также об обязании налогового органа вынести решение о возмещении НДС в размере 1085742р,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Грин" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Владикавказу со следующими требованиями: о признании недействительным решения от 07.04.2021 N 2404 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за 1 квартал 2020 года в виде штрафа в размере 71176р; о взыскании недоимки по НДС за 1 квартал 2020 года - 35882р, о взыскании пени по НДС за 2020 год- 23866,99р; об уменьшении суммы НДС, излишне заявленной к возмещению за 1 квартал 2020 года - 1085742р; о признании недействительным решения от 07.04.2021 N 6 об отказе Обществу в возмещении НДС за 1 квартал 2020 года в сумме 1085742р; об обязании налоговой инспекции вынести решение о возмещении суммы НДС в размере 1085742р.
Произведена процессуальная замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Владикавказу на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания" (далее - Корпорация инвестиционного развития); Министерство экономического развития по Республике Северная Осетия-Алания.
Решением суда от 05.10.2022 в удовлетворении заявления Общества отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Обществом необоснованно заявлены суммы НДС по товарно-материальным ценностям, приобретенным за счет денежных средств внесенных Корпорацией инвестиционного развития. В свою очередь указанные денежные средства получены Корпорацией инвестиционного развития в качестве бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов из регионального бюджета от Министерства экономического развития по договорам о предоставлении бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Судом первой инстанции не полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылается на правомерное заявление налоговых вычетов по НДС, недоказанность приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, изменения статуса внесенной корпорации субсидии на денежные средства, принадлежащие Обществу, которыми оно вправе распоряжаться по своему усмотрению. Считает, что решения налогового органа не соответствуют налоговому законодательству.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Управления и Корпорации инвестиционного развития поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Управление в отзыве возражает по существу доводов жалобы Общества, ссылается на обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела N А61-4017/2020.
Корпорация инвестиционного развития поддерживает доводы Общества, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Общества поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить.
Представитель Управления поддержала позицию, изложенную в своем отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Корпорации инвестиционного развития и Министерства экономического развития по Республике Северная Осетия-Алания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества и Управления, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество состоит на налоговом в учете с 02.03.2015 по юридическому адресу: РСО - Алания, г.Владикавказ, пер. Станиславского, д.5, офис 605, генеральный директор - Царитов Алексей Алексеевич (ИНН 151601616432), учредители: Корпорации инвестиционного развития; Царитов Алексей Алексеевич. Уставный капитал составляет 66569000р., из них доля Царитова А.А. - 51% (33950000р), доля Корпорации инвестиционного развития - 49% (32619000р).
Корпорация инвестиционного развития создана 30.09.2016, учредитель - Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания, уставный капитал - 962013000р (100% доли принадлежит Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания). По своей организационно-правовой природе является коммерческой организацией - хозяйственным обществом (пункт 1 статьи 96 ГК РФ).
В 2017-2019 гг. Общество получило от Корпорации инвестиционного развития денежные средства в качестве взноса в уставный капитал 32619000р, которые, в свою очередь, получила в виде бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов от Министерства экономического развития по Республике Северная Осетия-Алания.
14.05.2020 Общество представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2020 года, сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила - 1085742р.
24.07.2020 Обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2020 года с суммой налога к возмещению в размере 1085742р со следующими показателями: налоговая база по ставке 20% - 1779412р; сумма НДС - 355882р; общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм, 355882р; сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ, а также сумма налога, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК РФ - 1441624р; итого сумма НДС, исчисленная к возмещению - 1085742р; налоговая база по экспортным операциям (раздел 4) - 56238382р. В ходе камеральной проверки установлены следующие фактические данные: налоговая база по ставке 20% - 1779412р; сумма НДС - 355882р; общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм - 355882р; сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, а также сумма налога, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса РФ - 0р; сумма налога, исчисленная продавцом с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) - 0р; итого сумма НДС, исчисленная к уменьшению - 0р; налоговая база по экспортным операциям (раздел 4) - 56238382р; сумма НДС, заявленная к вычету в отчетном периоде по разделу 4 - 0р; в целом по декларации сумма налога к уплате - 355882р.
По результатам камеральной проверки составлен акт N 56580 от 10.11.2020, дополнение к акту, приняты решения от 07.04.2021 N 6 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере 1085742р и N 2404 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанные решения были обжалованы ООО "Грин" в вышестоящий налоговый орган и оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, поддержал позицию налогового органа о том, что денежные средства, полученные Обществом от Корпорации инвестиционного развития имеют статус бюджетных, в связи с чем суммы налога на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ вычету не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, если иное не установлено названной статьей, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из содержания пункта 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, вычету не подлежат.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 335-ФЗ), с 01.01.2018 суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат на уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ вычету не подлежат.
Полученные от Корпорации инвестиционного развития в уставный капитал Общества денежные средства были направлены на текущую хозяйственную деятельность, в том числе на реализацию проекта "Логопарк Green".
В соответствии с соглашением N 370-08-2019-011 от 12.02.2019 о предоставление субсидии в 2019 году из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия-Алания в целях софинансирования расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2025годы", из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Северная Осетия-Алания были предоставлены субсидии в размере 537635000р. В целях реализации проекта "Логопарк Green" 25.06.2019 между Минэкономразвития РСО-Алания, Мингосимуществом РСО-Алания и Корпорацией инвестиционного развития был заключен договор о представлении бюджетных инвестиций (имущественного взноса). Предметом данного договора от 25.06.2019 является размещение акций Корпорации инвестиционного развития и внесение в реестр владельцев именных ценных бумаг эмитента записей о переходе права собственности на акции посредством предоставления бюджетных инвестиций (имущественного взноса) РСО-Алания в размере 537635000р на реализацию инвестиционных проектов. Корпорацией инвестиционного развития осуществляется передача в собственность РСО-Алания 537635шт. обыкновенных акций Корпорации инвестиционного развития по номинальной стоимости 1000р за акцию за счет средств, предусмотренных Законом РСО - Алания от 26.12.2018 N 99 РЗ "О республиканском бюджете РСО-Алания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в порядке, установленным договором от 25.06.2019 и Положением о порядке принятия решения по осуществлению бюджетных инвестиций (имущественного взноса) РСО-Алания в Корпорацию инвестиционного развития на реализацию инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства РСО-Алания от 26.12.2016 N 477 "О государственной программе РСО-Алания "Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в РСО - Алания на 2017-2019 годы". Имущественный взнос представляется для участия в реализации инвестиционных проектов в соответствии с соглашением от 12.02.2019 N 370-08-2019-011 о представлении субсидий в 2019 году из федерального бюджета бюджета РСО-Алания на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2025 годы". Дополнительным Соглашением N 3 к договору от 25.06.2019 о предоставлении бюджетных инвестиций (имущественного взноса) в акционерное общество "Корпорация инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания" на реализацию инвестиционных проектов от 20.12.2019 определен перечень инвестиционных проектов и основные их параметры, в том числе мероприятие по осуществлению имущественного взноса Республики Северная Осетия-Алания в Корпорацию инвестиционного развития на реализацию инвестиционного проекта "Логопарк Green" (ООО "Грин") (пункт 5.3).
Таким образом, бюджетные денежные средства предоставляются для исполнения инвестиционного проекта, в связи с чем денежные средства, полученные от Корпорации инвестиционного развития в уставный капитал Общества (ООО "Грин"), являются имущественным взносом в инвестиционный проект "Логопарк Green", осуществляемый обществом через Корпорацию инвестиционного развития.
При получении Обществом в качестве взноса в уставный капитал денежных средств, ранее предоставленных его учредителю - юридическому лицу (Корпорация инвестиционного развития) в виде бюджетных инвестиций с возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть в уставном капитале такого юридического лица, применяются нормы п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет вышеуказанных средств, к вычету у данного налогоплательщика, на основании п. 2.1 ст. 170 НК РФ не принимаются. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 N Ф08-12443/2019 по делу N А25-499/2019).
Целевой характер выделенных Корпорацией инвестиционного развития средств федерального бюджета выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания путем осуществления Корпорацией инвестиционного развития взносов в уставные капиталы различных организаций, в том числе на цели инвестиционного проекта "проекта "Логопарк Green", что соответствует статье 78.3 БК РФ.
Общество не представило доказательств ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретенным (оплаченным) им за счет бюджетных инвестиций и собственных средств. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Оснований для признания недействительными оспариваемых решений налогового органа (решения от 07.04.2021 N 2404, N 6) не имеется, отсутствуют основания для обязания налогового органа вынести решение о возмещении суммы НДС в размере 1085742р.
Позиция Управления подтверждена выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 14.04.2022 N 308-ЭС22-3719 по делу N А61-4017/2020.
Правильность расчетов сумм налога, пени, штрафа не оспорены.
Управлением (ранее ее правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Владикавказу) не допущено существенных нарушений процедуры проведения камеральной налоговой проверки, оформления ее результатов, рассмотрения материалов проверки и вынесения оспариваемых решений, являющихся основанием для отмены решения налогового органа.
Апелляционная жалоба Общества и отзыв Корпорации инвестиционного развития не содержат доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом первой инстанции.
Ссылка Общества на п. 49 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", не принимается, поскольку в рассматриваемом деле заявлены требования о признании недействительными решений налогового органа, так и требование об обязании совершить определённые действия (вынести решение о возмещении суммы НДС). Следовательно, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции составляет 6000р.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)..
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.10.2022 по делу N А61-3555/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3555/2021
Истец: ООО "Грин"
Ответчик: МРИ ФНС по г.Владикавказу
Третье лицо: АО "Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания", МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, Дзахова Диана Хасановна, Кастуева Диана Сергеевна, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г.ВЛАДИКАВКАЗУ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ, УФНС РФ по РСО - Алания