г. Санкт-Петербург |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А56-14694/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Горбатовской О.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Санджиевой А.В.,
при участии:
от истца: Митьков А.М. - по доверенности от 09.01.2023;
от ответчика: Ахремчик Д.А. - по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32988/2022) Общества с ограниченной ответственностью "Рыбстандарт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2022 по делу N А56-14694/2022 (судья Нетосов С.В.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Рыбстандарт" (адрес: 188903, Ленинградская область, пос. Барышево, 0, ОГРН: 1034700880170);
к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: 1077847192609);
о признании отказа, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рыбстандарт" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), в котором просил:
1) признать незаконным отказ Комитета в утверждении проектной документации лесного участка, представленного Обществом в соответствии с договором лесного участка от 01.04.2013 N 3/С-2013-03, выраженный в письме от 06.12.2021 N 02-29151/2021;
2) обязать Комитет в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав Общества путем издания распоряжения об утверждении проектной документации лесного участка, представленного Обществу в соответствии с договором аренды лесного участка от 01.04.2013 N 3/С-2013-03 в предложенной редакции;
3) обязать Комитет заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 01.04.2013 N 3/С-2013-03 в предложенной редакции.
Решением суда от 29.08.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 29.08.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства Общества о назначении по делу судебной лесотехнической экспертизы на предмет определения соответствия разработанной проектной документации положениям действующего законодательства.
В судебном заедании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) был заключен договор аренды лесного участка от 01.04.2013 N 3/С-2013-03 (далее - договор), по условиям которого арендатору на основании Протокола несостоявшегося аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.03.2013 N 3 предоставлена во временное пользование часть лесного участка площадью 44,4428 га, имеющая местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Северо-Западное лесничество, кварта N 17 (выделы 1 (часть), 2 (часть), 5, 6 (часть), 7 (часть), 8, 9, 16 (часть), 19 (часть), 24 (часть), 25, 26 (часть)), квартал N 25 (выделы 2 (часть), 3 (часть), 15, 16 (часть), 22 (часть), 25 (часть), 26, 43 (часть), 44 (часть).
Категория земель: земли лесного фонда, целевое назначение: защитные леса.
Пунктом 38 договора установлен срок его действия - 49 лет.
В силу подпункта "в" пункта 19 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев с даты заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с новым лесохозяйственным регламентом Северо-Западного лесничества, утвержденным Приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 N 22, изменились количественные и качественные характеристики лесного участка, категория защитности.
Часть лесного участка, расположенная в квартале 17 (выделы 2,3,7,8,9,13,20,24,25,26,35,38), квартале 25 (выделы 1,17,41,46,47,49) оказалась расположенной в защитных лесах, водоохранной зоне (введенной вышеуказанным лесохозяйственным регламентом).
При этом часть лесного участка в квартале 17 (выдел 10), квартале 25 (выделы 43,79,80) оказалась не относящейся к водоохранной зоне.
Предыдущий проект освоения лесов, поданный Обществом и прошедший государственную экспертизу, утратил силу с принятием нового лесохозяйственного регламента Северо-Западного лесничества в 2018 году.
Как указал истец, новый проект освоения лесов, учитывающий изменившийся лесохозяйственный регламент, Общество не имеет возможности разработать и представить на экспертизу без внесения соответствующих изменений в договор аренды, которые в свою очередь невозможны без утверждения новой проектной документации лесного участка.
С целью уточнения таксационных характеристик Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (на арендуемом участке) в июле 2021 года Общество произвело работы по натурному обследованию и таксации лесного участка, в результате которого установлено, что вследствие естественного роста насаждений таксационные характеристики выделов по данным натурного обследования не соответствуют таксационному описанию лесоустройства 2015 года.
В этой связи Общество, самостоятельно разработав проектную документацию лесного участка и составив дополнительное соглашение к договору, обратилось в Комитет с просьбой об утверждении проектной документации лесного участка и заключении дополнительного соглашения к договору с учетом изменившегося лесохозяйственного регламента, в также введенного запрета на ведение сельского хозяйства в определенных выделах, относящихся к водоохранной зоне.
Письмом от 06.12.2021 N 02-29151/2021 Комитет отказал в утверждении проектной документации лесного участка.
Полагая, что указанный отказ нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии совокупности несоответствия оспариваемого отказа Комитета закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим отказом прав и законных интересов Общества, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, наличие у органа или лица полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно частям 7 и 9 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно части 10 указанной статьи основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества.
В силу пункта 5 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54), характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании данных государственного лесного реестра (далее - ГЛР), а также натурного обследования проектируемого лесного участка (при необходимости). В случае несоответствия натурного обследования проектируемого лесного участка данным ГЛР составляется акт несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно пункту 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указало Общество, в результате проведенных силами Общества в июле 2021 года работ по натурному обследованию и таксации лесного участка, заявителем было установлено, что таксационные характеристики выделов по данным натурного обследования не соответствуют таксационному описанию лесоустройства 2015 года, а информация о проектируемом лесном участке, полученная при натурном обследовании участка, не соответствует данным, содержащемся в ГЛР.
Действующим законодательством установлены процедура и основания внесения изменений в документированную информацию ГЛР, в том числе в случае наличия разночтений в данных ГЛР и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
Так, в силу пункта 2.1 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 (далее - Приказ N 496), документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются следующие акты: акт о внесении документированной информации в ГЛР, акт об изменении документированной информации ГЛР, акт несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.
Согласно пункту 4.3 Приказа N 496 в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, составляется Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
В силу пункта 4.2.3. названного Приказа N 496 орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, при поступлении заявления об ошибке обязан проверить содержащуюся в нем информацию и принять решение об устранении соответствующей ошибки.
Между тем, в данном случае из материалов дела следует и судом первой инстанции верно установлено, что акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию арендатором составлен не был (доказательств обратного Обществом вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено), в связи с чем несоответствия информации, содержащейся в государственном лесном реестре, выявленные при проведении Обществом натурного обследования арендованного лесного участка, не были в установленном законом порядке внесены в ГЛР, а потому у заявителя отсутствовали правовые основания для разработки проектной документации лесного участка на основании характеристик лесного участка, не содержащихся в ГЛР.
Следовательно, при проверке представленной Обществом проектной документации лесного участка, Комитетом верно выявлено несоответствие характеристик проектируемого лесного участка характеристикам, содержащимся в ГЛР, что в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 70.1 ЛК РФ являлось основанием для отказа в утверждении проектной документации лесного участка.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, а именно подготовки Обществом проектной документации лесного участка без внесения изменений в документированную информацию ГЛР в отношении спорного лесного участка, но с их учетом, что являлось основанием для отказа в утверждении спорной документации, вопреки доводу подателя жалобы оснований для проведения по настоящему делу судебной лесотехнической экспертизы у суда первой инстанции не имелось.
В этой связи суд первой инстанции, руководствуясь частями 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ, устанавливающими порядок изменения договоров аренды лесных участков, заключенных в результате процедуры торгов, приняв во внимание отсутствие утвержденной проектной документации лесного участка, свидетельствующей об изменении количественных и качественных характеристиках лесного участка, пришел к правильному выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований, для внесения изменений в договор, а потому в удовлетворении требования Общества об обязании Комитета заключить дополнительное соглашение к спорному договору, судом также отказано обоснованно и правомерно.
При вынесении решения судом первой инстанции оценены все доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 29.08.2022 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2022 по делу N А56-14694/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
О. В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14694/2022
Истец: ООО "РЫБСТАНДАРТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ