г. Ессентуки |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А22-2932/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 13.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (г. Элиста, ОГРН 1190816001254, ИНН 0816038778), заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (г. Элиста, ОГРН 1160816052000, ИНН 0816032134), третьего лица - Администрации города Элисты, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.2022 по делу N А22-2932/2021,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.2022 отказано в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник" (далее - заявитель, общество) к Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (далее - заинтересованное лицо, инспекция) об оспаривании предписания от 18.10.2021 N 55/11. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом, требования, предъявленные административным органом, основаны на нормах закона, предписание является исполнимым. Общество как управляющая организация несет обязанность по организации мест накопления ТКО для домов, находящихся в его управлении; возложение на общество обязанностей, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, не установлено.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Общество считает названное предписание незаконным и необоснованным, поскольку требования, изложенные в нем, являются неисполнимыми, что влечет недействительность указанного ненормативного правового акта.
Отзыв ан апелляционную жалобу в суд не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие участников дела, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением и.о. начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Элисты по вопросу отсутствия контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) многоквартирных домов N 15, 16, 17, расположенных на 8 микрорайоне г. Элисты, Инспекцией на основании распоряжения от 15.10.2021 года N 432-ЛК проведена внеплановая выездная проверка Общества с целью проверки доводов обращения.
По результатам проверки составлен Акт проверки N 432-ЛК от 18.10.2021, из которого следует, что при визуальном обследовании придомовой территории многоквартирных дом N 15, 16, 17 8 микрорайона г. Элисты по данным адресам отсутствуют контейнерные площадки для сбора ТКО. Ближайшая контейнерная площадка расположена вдоль дороги к Муниципальному казенному дошкольному образованию "Детский сад N 25" с восточной стороны и северной стороны многоквартирного дома N 18 8 микрорайона г. Элисты. Согласно информации, размещенной на сайте Администрации г. Элисты, в Реестре контейнерных площадок для сбора ТКО, расположенных на территории г. Элисты, на 25.03.2021 контейнерная площадка для многоквартирных домов N 15, 16, 17 8 микрорайона г. Элиста отсутствует.
Кроме того, по результатам проверки Инспекция 18.10.2021 выдала Обществу предписание N 55/11 (далее - Предписание), в котором указано о необходимости организовать место сбора для ТКО, а также содержание мест накопления ТКО (контейнерных площадок) для многоквартирных домов N 15, 16, 17 8 микрорайона, г. Элисты, в реестре мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г. Элисты. Срок исполнения предписания - до 29.10.2021. В предписании указано о нарушении Обществом пункта 2, подпункта "в" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 49; пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; пунктов 3.7.2 и 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, считая его недействительным, Общество обратилось с рассматриваемым требованием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 26(1) в Перечень N 290 включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов (пункт 3.7.1); мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений (пункт 3.7.4).
Согласно договорам управления многоквартирным домом от 27.09.2020, N 11 от 25.08.2020, от 25.10.2020, заключенным собственниками помещений многоквартирных домов N 15, 16, 17 (соответственно) 8 микрорайона г. Элисты с Управляющей компанией, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, возложено на Общество.
Из акта проверки от 18.10.2021 следует, что многоквартирные жилые дома N 15 и 16 8 микрорайона г. Элисты являются пятиэтажными строениями, 1983 и 1984 (соответственно) года постройки, состоят из 60 квартир и 6 подъездов каждый. Дом N 17 8 микрорайона г. Элисты является пятиэтажным строением 1987 года постройки с 40 квартирами и 4 подъездами.
При исследовании представленных материалов следует, что Заявитель полагает, что Предписание не отвечает требованиям исполнимости в рамках процедур действующего законодательства.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2423/13 от 09.07.2013).
Во исполнение требований Инспекции 21.10.2021 Управляющая компания обратилась в Администрацию г. Элисты с заявкой на согласование мест (площадок) накопления ТКО многоквартирных домов N 15, 16, 17 8 микрорайона г. Элисты с приложением схем расположения контейнерных площадок (на основании пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039).
Заявитель, мог обратиться в Инспекцию с заявлением о продлении срока исполнения Предписания, указав причины невозможности исполнения в установленный срок. Общество не оспаривает отсутствие контейнерных площадок для сбора ТКО на территории указанных выше многоквартирных домов.
Из представления прокурора г. Элисты об устранении нарушений федерального законодательства от 03.11.2021 следует, внесенного главе Администрации г. Элисты, следует, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок согласования создания мест (площадок) накопления ТКО, не принят.
При этом данный акт прокурорского реагирования или факт отсутствия нормативного правового акта, регламентирующего порядок согласования создания мест (площадок) накопления ТКО на территории г. Элисты, не свидетельствует о несоответствии закону или иному нормативному правовому акту Предписания.
Заявитель частично принял меры по исполнению предписания, направив 21.10.2021 в Администрацию г. Элисты заявку на согласование мест накопления ТКО. Представитель Управляющей компании обратился письмом от 21.10.2021 к ведущему специалисту отдела лицензионного контроля Инспекцию, указав, что сроки, установленные в Предписании, не позволяют устранить нарушение в рамках процедур действующего законодательства. Заявитель не представил суду обстоятельства, препятствующие обращению в Инспекцию для продления срока исполнения Предписания.
В соответствии с пунктом 103 Административного регламента осуществления Инспекцией государственного жилищного надзора Республики Калмыкия государственного контроля (надзора) "Лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия", утвержденного приказом Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 02.10.2020 N 118-п, в случае непредставления проверяемым лицом в установленные сроки уведомления об исполнении предписания уполномоченное лицо органа регионального государственного жилищного надзора: уведомляет проверяемое лицо о продлении сроков устранения нарушений (в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения) и направляет проверяемому лицу повторное предписание.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 309-КГ17-4669 по делу N А07-6666/2016, выносимое предписание должно быть законным, обоснованным, исполнимым, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Формулировки и термины, содержащиеся в решении государственного органа, имеющего свойства ненормативного акта, которое выносится в порядке реализации контрольно-надзорных (властных) полномочий, за неисполнение которого предусмотрена административная ответственность, должны подчиняться правилу ясности и определенности, влияющему на его исполнимость.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной на основе результатов системного анализа норм действующего законодательства, представление исходя из совокупности требований, одновременно предъявляемых к данному ненормативному акту, должно быть не только исполнимым, непротиворечивым, не направленным на формальное соблюдение требований, но и определенным (конкретизированным).
Предписание содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Заявителю в целях устранения выявленных нарушений.
Судом установлено и не оспаривается заявителем, что общество осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД), перечисленными в оспариваемом предписании.
Таким образом, именно на общество как управляющую организацию возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.
Доказательств исполнения указанной обязанности заявителем в материалы дела не представлено, общество на организацию им мест накопления твердых коммунальных отходов для перечисленных в предписании домов не ссылалось.
Инспекция представила суду необходимые и достаточные доказательства законности и обоснованности оспариваемого Предписания. Нарушения при проведении проверки Заявителем не представлены.
Управляющей компанией не представлены доказательства отсутствия фактов незаконности Предписания, в том числе ввиду его неисполнимости.
В рассматриваемом случае, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, на основании приведенных норм законодательства суд пришел к выводу о том, что именно Общество, как управляющая организация, несет обязанность по организации мест накопления ТКО для МКД, находящихся в его управлении. Возложения на Общество обязанностей, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, в том числе по благоустройству мест сбора ТКО, закрепленных за иными лицами и не предназначенных для спорных МКД, судом не установлено.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требования заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.2022 по делу N А22-2932/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2932/2021
Истец: ООО "УК "Жилищник", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНИК"
Третье лицо: Администрация г.Элисты, Ванькаева Байрта Кимовна, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ