г. Чита |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А19-5851/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2022 года по делу N А19-5851/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьер" (ОГРН 1153850006298, ИНН 3810021798) к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области (ОГРН 1073808001123, ИНН 3808161406) о признании незаконным распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее-ответчик, Министерство) от 04.03.2022 N 119-мр о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения "Горный" (лицензия ИРтл 00009 ТР),
при участии в судебном заседании:
от ООО "Карьер" Адаменко К.Г.- представитель по доверенности от 05.05.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - административный орган, Минстерство) о признании незаконным распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее-ответчик, Министерство) от 04.03.2022 N 119-мр о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения "Горный" (лицензия ИРтл 00009 ТР).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2022 года по делу N А19-5851/2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2022 года по делу N А19-5851/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, решение о прекращении принято спустя 4 месяца с момента возврата почтового уведомления организацией почтовой связи, следовательно, нарушение срока хранения на 1 день никаким образом не повлияло и не могло повлиять на права недропользователя.
По мнению Министерства, сохранение лицензии ООО "Карьер" не способствует комплексному и рациональному использованию недр местного значения, не обеспечивает защиту интересов государства. Следовательно, распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 4 марта 2022 года N 119-мр "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения "Горный" (лицензия ИРтл 00009 ТР)" издано в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.11.2022.
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного заинтересованного лица.
Представитель заявителя в судебном заседании, поддерживая доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Карьер" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1153850006298, имеет лицензию на право пользования недрами ИРтл 00009 ТР по добыче магматических пород (доломитов, диабазов) на участке недр местного значения "Горный", выданную 12.05.2015 сроком действия до 20.05.2040.
В соответствии с соглашением об условиях недропользования на участке недр местного значения "Горный" (Приложение N 1 к лицензии) (далее - Соглашение) ООО "Карьер" наделено правом пользования вышеупомянутым участком недр в целях геологического изучения, разведки и добычи магматических пород (доломитов, диабазов).
В соответствии с пп. "е" п. 5.1.1 Соглашения недропользователь обязался начать добычные работы не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии с пп. "ё" п. 5.1.1 Соглашения недропользователь обязался обеспечить выход на проектную мощность с годовой производительностью в соответствии с техническим проектом и ежегодным планом развития горных пород не позднее 52 месяцев со дня государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно календарного плана горных работ технического проекта разработки месторождения долеритов "Горное", утвержденного распоряжением министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области N 344-мр 14.05.2018 г., ООО "Карьер" в течении 2019-2021 года должно было обеспечить выход на проектную мощность с ежегодной производительностью в 100 тыс. м3, то есть 300 тыс. м3 за три года.
Поскольку, согласно доводам ответчика, ООО Карьер" в установленные сроки к добычным работам не приступило, выход на проектную мощность не обеспечило, Министерство 29.09.2021 направило в адрес ООО "Карьер" уведомление от 27.09.2022 N 02-66-6557/21 о начале процедуры досрочного прекращения лицензии в связи с нарушением ООО "Карьер" пп. "е" и пп. "ё" п. 5.1.1 Соглашения, в котором Министерство предложило Обществу в трехмесячный срок устранить допущенные нарушения. Кроме этого, Общество было предупреждено о досрочном прекращении Министерством права пользования участком недр местного значения "Горный" в случае не устранения допущенных нарушений.
04.03.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах принято распоряжение N 119-мр "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения "Горный" (лицензия ИРтл 00009 ТР).
ООО "Карьер" полагая указанное распоряжение не соответствующим Закону о недрах, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного органа, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) данный закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Положениями статьи 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной статье условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Законом о недрах (пункт 10 части 2 статьи 22) и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение о порядке лицензирования), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, подпунктом 15.2 (2) пункта 15 Положения о порядке лицензирования и с учетом статьи 23 Закона о недрах при нарушении условий пользования недрами право пользования участками недр может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр условий лицензии.
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена статьей 21 Закона о недрах, а также пунктом 15.4 Положения о порядке лицензирования. Согласно названным правовым нормам решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Согласно доводам заявителя о начале процедуры досрочного прекращения права пользования участком недр узнал лишь в январе-феврале 2022. Уведомление Министерства от 27.09.2021 о начале процедуры им получено не было.
Заявитель в суде первой инстанции пояснил, что в заявлении в арбитражный суд ошибочно указано на получение уведомления 01.11.2021 (это дата возвращения почтового отправления), фактически обществу о процедуре прекращения права пользования участком недр стало известно в конце января - начале февраля 2022 года, во время визита Михайлова В.Л. в Министерство природных ресурсов Иркутской области, где ему устно было сообщено о начатой процедуре прекращения права пользования участком недр, после чего ООО "Карьер" обращалось в министерство с письмом (вх. 03.03.2022 N 01-66-1217/22) с просьбой сохранить право пользования участком недр.
Суд первой инстанции, проверив доводы заявителя, установил следующе.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами установлен статьей 21 Закона о недрах.
Частью 4 статьи 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Из содержания нормы статьи 1 ГК РФ, в силу которой участники правоотношений несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими действий, следует, что юридическое лицо несет риск непринятия необходимой степени заботливости, исключающей возможность неполучения адресованной ему корреспонденции по месту своего нахождения.
Риск этот состоит в том, что юридическое лицо считается получившим извещение и в том случае, если оно было доставлено по адресу его местонахождения, но не было вручено ввиду того, что адресат по причинам иным, нежели чрезвычайным и непреодолимым, не обеспечил возможность принятия корреспонденции.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25) по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Согласно пункту 67 Постановления Пленума N 25 бремя доказывания факта направления сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), заказные почтовые отправления относятся к регистрируемым почтовым отправлениям, вручаемым адресату с его распиской в получении, в соответствии с классификацией, изложенной в пункте 10 Правил N 234.
В абзаце 1 пункта 32 Правил N 234 предусмотрено, что почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
Письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.
Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения (абзацы 1, 3 пункта 34 Правил N 234).
При отсутствии адресата по указанному адресу почтовое отправление возвращается по обратному адресу (подпункт "в" пункта 35 Правил N 234).
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО "Карьер" зарегистрировано по адресу: 665730, Иркутская область, Братск город, Юбилейная (Энергетик Ж/Р) улица, дом 10.
Копия уведомления от 27.09.2021 N 02-66-6557/21 о начале процедуры досрочного прекращения лицензии направлена по юридическому адресу заявителя почтовым отправлением N 80080364375453.
Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80080364375453 (сформирован официальным сайтом Почты Россия) следует, что корреспонденция прибыла в место вручения 01.10.2021 (12:26) (ОПС 665730, Энергетик), 01.10.2021 (14:06) - неудачная попытка вручения.
В связи с истечением срока хранения почтового отправления оно выслано обратно отправителю 01.11.2021.
Таким образом, почтовое отправление N 80080364375453 находилось на хранении в почтовом отделении заявителя, в нарушение абз. 1, 3 п. 34 Правил N 234, в течение 29 дней - с 04.10.2021 (первый рабочий день после даты начала течения срока хранения почтового отправления) по 01.11.2021.
Доказательств, принятия Министерством мер по проверке соблюдения почтовым органом Правил N 234 хранения почтовой корреспонденции, материалы дела не содержат.
При этом как следует их материалов дела, решение о досрочном прекращении права пользования лицензией, принято Министерством на заседании Комиссии, состоявшемся 03.03.2022 (протокол N 177 от 03.03.2022); оспариваемое заявителем распоряжение вынесено Министерством 04.03.2022.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что в результате ненадлежащего уведомления Общества о начале процедуры досрочного прекращения лицензии, ООО "Карьер" было лишено возможности обладать информацией о выявленных нарушениях, об административных процедурах по досрочному прекращению лицензии с целью принять мер к устранению выявленных нарушений либо оспариванию действий административного органа.
Следовательно, довод Министерства о том, что нарушение срока хранения на 1 день никаким образом не повлияло и не могло повлиять на права недропользователя, отклоняется апелляционным судом как необоснованный.
Как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается, обществом за 2021 год было добыто 67300 м3 магматических пород (отчет по форме N 5-гр). Кроме того, согласно пояснениям заявителя, работа ООО "Карьер" по разработке и геологическому изучению карьера "Горный" требовала существенных временных и денежных затрат. Согласно выкопировки из аукционной документации (л.д. 112), за одно только право на проведение работ "Геологическое изучение, разведка и добыча магматических пород" предоставляемое на основании аукциона Общество заплатило 5 844 950 руб.
Учитывая установленное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемое распоряжение принято Министерством по формальным основаниям, без учета фактических обстоятельств дела.
Ссылки в апелляционной жалобе на применение судом первой инстанции недействующего закона, также отклоняются, поскольку указанное не привело к принятию неправильных выводов по существу заявленных требований.
Таким образом, при принятии решения о прекращении права пользования недрами Министерство не исследовало всех фактических обстоятельств, необходимых и достаточных для принятия такого рода меры государственного принуждения.
В свою очередь, материалами дела подтверждено, что обществом совершаются необходимые действия в целях обеспечения выполнения условий лицензионного соглашения.
Суд также признал состоятельным довод Общества о том, что прекращения права пользования участком недр не соответствует характеру и степени допущенных нарушений и как форма юридической ответственности не отвечает требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности, при этом суд исходил из следующего.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (Определение Конституционного Суда РФ от 9 марта 2017 г. N 565-0).
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 15211/08, такая мера как аннулирование лицензии по своей природе является мерой юридической ответственности.
Таким образом, прекращение права пользования недрами должно соответствовать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности характеру и степени допущенных нарушений.
Положения статей 20 и 21 Закона о недрах не устанавливают безусловную обязанность органов, предоставивших лицензию, при наличии приведенных в них оснований принять решение о прекращении лицензии. Досрочное прекращение права пользования недрами должно применяться, как крайняя мера государственного принуждения в том случае, когда иные меры не возымели действия.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что сохранение лицензии ООО "Карьер" не способствует комплексному и рациональному использованию недр местного значения, не обеспечивает защиту интересов государства.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого распоряжения от 04.03.2022 N 119-мр, которым нарушаются права и законные интересы Общества, как пользователя недр, в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 октября 2022 года по делу N А19-5851/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5851/2022
Истец: ООО "Карьер"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области