г. Пермь |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А71-19987/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 октября 2022 года
об отказе в прекращении исполнительного производства
по делу N А71-19987/2017
по иску Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (ОГРН 1161832058145, ИНН 1831178683)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации МО "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ижинвест" (ОГРН 1021801145156, ИНН 1831082220), ИП Степещенкова Анастасия Олеговна (ОГРНИП 306434530600012, ИНН 434581828042)
заинтересованное лицо: Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Удмуртской Республике
о понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - заявитель, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации МО "Город Ижевск" (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом Новикова, 1820-1823 гг,. арх. Дудин С.Е." по адресу: г. Ижевск, ул. Максима Горького, 69.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены. На отраслевой орган Администрации города Управление образования Администрации г. Ижевска (ОГРН 1061841045860, ИНН 1835071412) возложена обязанность в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение первоочередных, противоаварийных работ в подвальных помещениях объекта культурного наследия "Дом Новикова, 1820-1823 гг.", арх. Дудин С.Е." (г. Ижевск, ул. М. Горького, 69), а именно: восстановить вертикальную гидроизоляцию; восстановить устройство горизонтальной гидроизоляции; ремонт инженерных коммуникаций с герметизацией вводов, откачка воды, в порядке предусмотренном статьей 45 ФЗ от 25.06.02. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Отраслевому органу Администрации города Управление образования Администрации г. Ижевска (ОГРН 1061841045860, ИНН 1835071412) в установленном законом порядке организовать проведение ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия "Дом Новикова, 1820-1823 гг.", арх. Дудин С.Е.", расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. М. Горького, 69 в срок до 31 декабря 2019 года.
В установленном законом порядке решение не обжаловано, вступило в законную силу.
4 октября 2018 года Арбитражным судом Удмуртской Республики выдан исполнительный лист серии ФС N 023420837.
8 октября 2018 года возбуждено исполнительное производство в отношении отраслевого органа Администрации города Управления образования Администрации г. Ижевска N 102510/18/18022-ИП.
16 октября 2018 года исполнительное производство N 102510/18/18022-ИП передано в МОСП по ИОИП УФССП России по УР, исполнительному производству присвоен номер 14231/18/18017-ИП.
Определением суда от 25 мая 2021 года произведено процессуальное правопреемство по делу N А71-19987/2017, заменена сторона в деле N А71- 19987/2017 - отраслевой орган Администрации города Управление образования Администрации г. Ижевска (ОГРН 1061841045860, ИНН 1835071412) на муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Администрации МО "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137).
5 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве.
17 августа 2022 года муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Администрации МО "Город Ижевск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N 14231/18/18017-ИП в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, в порядке п. 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 октября 2022 года в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить.
В обоснование жалобы указано, что нежилое помещение по ул. М. Горького 69 площадью 615,9 кв.м, продано (договор купли-продажи N 1624 от 09.09.2021 г. далее - Договор). Указанное нежилое помещение фактически передано во владение покупателю Индивидуальному предпринимателю Степещенковой Анастасии Олеговне, при этом, в силу залеченного договора, на предпринимателя возложена обязанность по исполнению охранного обязательства. Срок исполнения охранных обязательств Покупателем в соответствии с Договором установлен до 23.07.2023. Таким образом, Администрация полагает, что исполнительное производство должно быть прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 229-ФЗ, в связи утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определённые действия.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 АПК РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном названным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пунктом 2 части 1 статьи 43 указанного закона к таким случаям отнесена утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу поименованной нормы утрата возможности исполнения судебного акта должна быть обусловлена объективной невозможностью исполнения обязательства.
Возникновение указанных обстоятельств является основанием для прекращения исполнительного производства как по требованию о понуждении к исполнению в натуре, так и по требованию о взыскании судебной неустойки на основании пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве.
Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (пункт 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основание для прекращения исполнительного производства в указанном случае имеет место только при условии, когда установлена объективная невозможность исполнения обязательства в натуре.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства и свидетельствующих о реальной утрате возможности исполнения исполнительного документа, лежит на заявителе.
Администрация повторно настаивает на том, что исполнительное производство должно быть прекращено в связи с тем, что имущество в отношении которого, предусмотрено выполнение действий по исполнительному листу, фактически выбыло из ее владения.
В силу статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно части 3 и части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимость" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 6.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 09.09.2021 стороны договорились, что государственная регистрация перехода права собственности на имущество производится не позднее чем через тридцать дней после исполнения обязательств по оплате имущества в соответствии с разделом 3 настоящего договора и выполнения условий конкурса.
В соответствии с пунктом 5.5 договора купли-продажи недвижимого имущества от 09.09.2021 в случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего исполнения, в том числе промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли - продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Вышеуказанное имущество остается в муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли - продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, надлежащих доказательств перехода права собственности на спорный объект недвижимости, а также исполнения в полном объеме обязательств, предусмотренных договором купли-продажи недвижимого имущества от 09.09.2021, заявителем не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что Администрацией не приведено обоснованных доводов о причинах неисполнения решения суда до момента заключения договора купли-продажи, а также не представлено доказательств фактической невозможности исполнения вынесенного судебного акта.
Следует также отметить, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Таким образом, прекращение исполнительного производства в рассматриваемом случае фактически освободит Администрацию от исполнения судебного акта, обладающего свойством обязательности, что не соответствует закону и повлечет нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно оставлено без удовлетворения заявление администрации о прекращении исполнительного производства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку подача апелляционной жалобы на определение об отказе в прекращении исполнительного производства государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 октября 2022 года по делу N А71-19987/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-19987/2017
Истец: Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, Функциональный орган Администрации города Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска
Ответчик: Отраслевой орган Администрации города Управление образования Администрации г. Ижевска
Третье лицо: МО "Город Ижевск" в лице Администрации г. Ижевска, ООО "Ижинвест", Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств, Степещенкова А О