город Ростов-на-Дону |
|
16 января 2023 г. |
дело N А53-27172/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ООО "Фаворит" посредством веб-конференции: Раджабова И.А. по доверенности от 01.12.2022;
от УФАС по Ростовской области: Панченко С.В. по доверенности от 10.01.2023,
Кириленко В.Д. по доверенности от 10.01.2023;
от МКУ "Благоустройство и ЖКХ": Ганиевой А.Ю. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения "Благоустройство и ЖКХ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 03.11.2022 по делу N А53-27172/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фаворит"
(ИНН 5030084617, ОГРН 1155030000212)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица: муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения "Благоустройство и ЖКХ"
(ИНН 6102041938, ОГРН 1126189003588)
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - общество, ООО "Фаворит", подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, УФАС по Ростовской области) о признании незаконным и отмене решения от 08.08.2022 по делу N 061/10/104-1809/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение Аксайского городского поселения "Благоустройство и ЖКХ" (далее - учреждение, МКУ "Благоустройство и ЖКХ", заказчик).
Решением суда первой инстанции от 03.11.2022 решение УФАС по Ростовской области по делу N 061/10/104-1809/2022 от 08.08.2022 признано недействительным. Суд обязал УФАС по Ростовской области принять меры по исключению сведений в отношении ООО "Фаворит" из реестра недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Ростовской области и МКУ "Благоустройство и ЖКХ" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просили решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы УФАС по Ростовской области ссылается на то, что в контракте содержится прямое указание на то, что срок выполнения рассматриваемого этапа работ является существенным условием контракта, который был нарушен ООО "Фаворит". Поставщик не взаимодействовал с заказчиком с момента заключения контракта до истечения пятидневного срока выполнения работ согласно п.п. 5.1.13, 5.1.14 контракта. Первое обращение поставщика направлено 12.07.2022 - спустя 37 дней с момента окончания срока выполнения рассматриваемых работ. ООО "Фаворит" заключило договор на установку систем видеонаблюдения с ООО "Регион Строй" только 13.07.2022, что свидетельствует об отсутствии намерений выполнить рассматриваемый этап работ в установленный срок. К работам, предусмотренным на май-июнь, общество не приступило вплоть до момента расторжения контракта, что подтверждает вину общества.
В обоснование апелляционной жалобы МКУ "Благоустройство и ЖКХ" ссылается на то, что на все поступившие письма подрядчика заказчик направил ответ о том, что подрядчик не исполняет обязанности по контракту, в период с 30.05.2022 по 19.07.2022 установлен лишь паспорт объекта. Представитель общества не представил доказательств невозможности выполнения обязательств в срок. Все обращения подрядчика имеют хаотичную нумерацию с различными литерами, сканы писем не подписаны руководителем, подпись и печать вставлены картинкой, требования, изложенные в обращениях, не соответствуют условиям контракта. Обществом не представлены доказательства невыполнения контракта заказчиком.
От ООО "Фаворит" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 28.12.2022 удовлетворено ходатайство ООО "Фаворит" о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представители УФАС по Ростовской области и МКУ "Благоустройство и ЖКХ" доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Фаворит" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МКУ "Благоустройство и ЖКХ" на официальном сайте единой информационной системе (далее - ЕИС) опубликовало извещение от 21.04.2022 о проведении конкурса. В соответствии с протоколом подведения итогов от 13.05.2022 победителем торгов признано ООО "Фаворит".
Между МКУ "Благоустройство и ЖКХ" и ООО "Фаворит" 30.05.2022 заключен контракт на благоустройство общественной территории: земельный участок с кадастровым номером 61:02:0120121:4840 (Мухина Балка), на сумму 183 083 770 руб.
В связи с неисполнением ООО "Фаворит" обязательств по контракту заказчик 19.07.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение размещено в ЕИС 19.07.2022.
МКУ "Благоустройство и ЖКХ" направило в УФАС по Ростовской области обращение о включении сведений об ООО "Фаворит" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 30.05.2022 N 29.
По результатам рассмотрения указанного обращения комиссия УФАС по Ростовской области от 08.08.2022 вынесла решение N 061/10/104-1809/2022 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Фаворит", а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике корпоративного юридического лица - Красновой Н.С. сроком на 2 года.
Считая незаконным решение, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет антимонопольный орган.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Следовательно, размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона N 44-ФЗ, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Однако факт отказа заказчика от исполнения контракта сам по себе не является безусловным основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракт.
Из материалов настоящего дела следует, что заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту.
Нарушения, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, обществом не устранены в десятидневный срок. Обратного в материалы дела не представлено и обществом не оспаривается.
Суд первой инстанции указал, что невыполнение подрядчиком обязательств контракта было следствием неисполнения заказчиком обязательств контракта.
Суд апелляционной инстанции повторно изучив материалы дела пришел к выводу, что ООО "Фаворит" нарушены существенные условия контракта, а именно, сроки выполнения работ по контракту: подрядчик не осуществил установку систем видеонаблюдения и информационных конструкций в течение 5 календарных дней с момента заключения контракта (п.п. 5.1.13, 5.1.14 контракта от 30.05.2022). Договор на установку систем видеонаблюдения заключен ООО "Фаворит" с ООО "Регион Строй" 13.07.2022 - спустя более чем 5 календарных дней с момента заключения контракта.
Ссылки ООО "Фаворит" на то, что место установки согласовывается с заказчиком, обществом представлены в материалы дела доказательства о совершении действий, направленных на выполнение указанных условий контракта, а именно, о согласовании мест установки систем видеонаблюдения и информационных конструкций, признаются коллегией несостоятельными, поскольку письма о согласовании направлены обществом спустя месяц после регламентированного контрактом пятидневного срока установки систем видеонаблюдения и информационных конструкций (13.07.2022 N 121-с). Из чего коллегия приходит к выводу, что общество не заинтересовано было выполнять условия контракта своевременно. ООО "Фаворит" в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства направления писем или обращений по согласованию, в том числе, места установки и эскизов информационных конструкций. Фактически заказчик не мог согласовать место и эскиз, поскольку указанное не направлялось исполнителем заказчику для согласования в установленный пятидневный срок.
Из условий контракта следует, что в нем установлен график производства работ по месяцам (приложение N 2 к муниципальному контракту от 30.05.2022 N 29). Работы, предусмотренные в мае - июне, подрядчиком не выполнены. Доказательств обратного не представлено.
Согласно п.п. 5.1.13, 5.1.14, 5.1.15 должен ежемесячно, на 1 число месяца, представлять отчет о ходе выполнения работ. Из указанных пунктов следует, что по состоянию на 01.07.2022 подрядчик должен был направить отчет об исполнении п. 5.1.13, 5.1.14 контракта до 03.06.2022, а также о выполнении работ в мае-июне 2022 года в соответствии с ранее упомянутым графиков производства работ, что им не было сделано.
ООО "Фаворит" в период с 30.05.2022 по 19.07.2022 из всего имеющегося для выполнения графика работ: демонтажные работы, покрытия (проезды, тротуары, площадки), конструктивные решения, вертикальная планировка, система электроснабжения, система видеонаблюдения, сети связи, система водоснабжения и водоотведения, установило один паспорт объекта, из чего коллегия приходит к выводу о незаинтересованности подрядчика в надлежащем исполнении муниципального контракта, о недобросовестности поведения общества.
Суд отмечает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона о контрактной системе, приведшее к невозможности исполнения контракта с этим лицом как победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Одним из главных принципов законодательства о контрактной системе при проведении электронных процедур государственными заказчиками является достижение поставленной цели, участники закупки должны добросовестно исполнять взятые обязательства, а также осознавать возможный риск наступления неблагоприятных последствий.
ООО "Фаворит", являясь профессиональным участником закупок, заключая контракт, должно внимательно ознакомиться с условиями контракта, в целях выполнения обязательств в регламентированный срок.
Общество, взяв на себя обязательства, должно было действовать с должной степенью осмотрительности, с целью его исполнения надлежащим образом и в установленные сроки.
Вместе с тем, заявитель не предоставил доказательств добросовестности при исполнении контракта, принятия всех зависящих от него мер для исполнения данного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности.
Судом не установлено наличия каких-либо обстоятельств, которые могли бы объективно препятствовать исполнению контракта в установленные сроки.
Реестр недобросовестных поставщиком служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиком (исполнителей, подрядчиков).
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении законодательства о закупках.
ООО "Фаворит" не представило обоснованных доводов и доказательств нарушения антимонопольным органом законодательства и ограничения прав и законных интересов заявителя обжалуемым актом.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным решения, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа о включении сведений об ООО "Фаворит" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года является законным, не нарушает права и законные интересы ООО "Фаворит", а направлено на восстановление прав заказчика.
Таким образом, апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.11.2022 по делу N А53-27172/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27172/2022
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСВТЕНОСТЬЮ "ФАВОРИТ", ООО "Фаворит"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "БЛАГОУСТРОЙСТВО И ЖКХ"