г. Красноярск |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А33-16760/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" января 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края: Шестакова С.Г., представитель по доверенности от 09.01.2023 N 4, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака от 17.08.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.10.2022 по делу N А33-16760/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее также - заявитель, общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее также - служба) о признании недействительным предостережения от 06.05.2022 N 3360-ТП по ВГР.
Решением суда от 10.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на наличие оснований для начисления потребителю платы за горячее водоснабжение. Заявитель считает, что отсутствие в многоквартирном доме системы горячего водоснабжения не свидетельствует о том, что потребитель не потреблял коммунальный ресурс. Потребитель самостоятельно оборудовал место для потребления горячего водоснабжения, установил прибор учета, при этом не предоставив документов, свидетельствующих о наличии альтернативного способа получения горячей воды в многоквартирном жилом доме.
Служба представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ресурсоснабжающей организации - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет"), в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя.
В ходе судебного заседания представитель службы изложил возражения на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество 10.01.2023 в 15:02 по времени г. Красноярска (11:02 по московскому времени + 4 часа) (зарегистрировано канцелярией в 15:09) направило в апелляционный суд ходатайство об отложении судебного заседания. Вместе с тем, судебное заседание по делу было назначено на 10.01.2023 в 14:30 (красноярское время) и уже завершилось к моменту поступления и регистрации указанного ходатайства.
Кроме того, заявитель не приложил к ходатайству доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин препятствующих явки представителя в судебное заседание и не обосновал необходимость явки представителя в судебное заседание, что исключает возможность удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального права и процессуального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, служба рассмотрела обращение В.В. Вирич, зарегистрированное в службе 12.04.2022 N 02-23/3360, по вопросу неправомерного начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Иланский район, д. Красный Хлебороб, ул. Садовая, д. 3, кв. 5 (далее - жилое помещение N 5).
В ходе проведенного службой на основании части 3 статьи 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" анализа представленных жильцом и администрацией Карапсельского сельсовета документов установлено, что внутридомовая система горячего водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Красноярский край. Иланский район, д. Красный Хлебороб, ул. Садовая, д. 3, отсутствует. По информации специалистов администрации Карапсельского сельсовета горячее водоснабжение жилого помещения N 5 не осуществляется, потребителями производится отбор теплоносителя из системы центрального отопления. Указанные обстоятельства исключают возможность предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, поскольку степень благоустройства жилого помещения N 5 не позволяет предоставить потребителю данную услугу. Следовательно, выставление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению ресурсоснабжающей организацией является неправомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" службой обществу объявлено предостережение от 06.05.2022 N 3660-ТП по ВГР о недопустимости нарушения обязательных требований. Обществу предложено снять начисленную и выставленную в расчетные периоды с мая 2019 по март 2022 года плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по жилому помещению N 5.
Полагая, что предостережение от 06.05.2022 N 3660-ТП по ВГР противоречит требованиям нормативных правовых актов и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, суд первой инстанции верно установил, что оспариваемое предостережение выдано уполномоченным должностным лицом компетентного государственного органа.
Предостережение вынесено службой с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Оспариваемым предостережением обществу предложено снять начисленную и выставленную в расчетные периоды с мая 2019 по март 2022 года плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по жилому помещению N 5.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из положений подпункта "б" пункта 4 и пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее также - Правила N354), горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Внутридомовые инженерные системы - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N416) даны определения централизованной и нецентрализованной систем горячего водоснабжения.
Под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
Нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
Таким образом, коммунальная услуга по горячему водоснабжению предоставляется по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в многоквартирном жилом доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном жилом доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом не имеет внутридомовых инженерных систем для производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, по централизованным сетям горячего водоснабжения горячая вода в дом также не поставляется. Приведенные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом на дом, актом государственной приемочной комиссии о приеме законченного строительством объекта в эксплуатацию и не опровергнуты документально. Согласно материалам дела отбор горячей воды жители многоквартирного дома производят путем ее слива из системы теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предъявление обществом платы за горячее водоснабжение неправомерно, так как общество не предоставляло жителям многоквартирного дома коммунальную услугу в виде горячего водоснабжения.
В апелляционной жалобе общество указало на правомерность выставления платы за горячее водоснабжение, указав, что отсутствие централизованной системы горячего водоснабжения не может свидетельствовать о том, что потребители не использовали спорный коммунальный ресурс и не должны его оплачивать.
Указанные доводы апелляционным судом отклоняются, так как в силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
При этом открытая система теплоснабжения относится к централизованным системам теплоснабжения (горячего водоснабжения), посредством которых потребитель (в том числе в объектах жилищного фонда) обеспечивается ресурсом для нужд горячего водоснабжения (пункт 27 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 3.23 Свода правил по проектированию и строительству. СП 41-101-95. Проектирование тепловых пунктов - горячее водоснабжение в открытых системах теплоснабжения должно присоединяться к подающему и обратному трубопроводам двухтрубных водяных тепловых сетей через регулятор смешения воды (рис. 9) для подачи в систему горячего водоснабжения воды заданной температуры.
Таким образом, отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения исключает потребление коммунальной услуги - горячего водоснабжения, так как фактический отбор населением теплоносителя из системы отопления непосредственно в жилых помещениях (из радиаторов) не подпадает под понятие санкционированного горячего водоснабжения с позиции норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил N 354 и не позволяет признать такую услугу оказанной.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что жильцом в целях потребления горячего водоснабжения оборудовано место для его потребления и установлен прибор учета, отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не опровергают факт отсутствия системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме. Возможность отбора горячей воды из системы теплоснабжения многоквартирного дома (из радиаторов отопления) не означает, что коммунальная услуга в виде горячего водоснабжения предоставляется, а следовательно, подлежит оплате (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2021 N 303-ЭС21-12048 по делу N А24-1016/2019, от 17.02.2021 N 303-ЭС20-23542 по делу N А24-3385/2019).
Таким образом, являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что спорное предостережение соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, заявленные доводы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя с учетом возврата излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.10.2022 по делу N А33-16760/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Красноярская региональная энергетическая компания" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 19.10.2022 N 43641 государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16760/2022
Истец: АО "КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ