город Омск |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А75-15010/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14664/2022) Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2022 по делу N А75-15010/2022 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15) к Департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска (ОГРН 1088604000022, ИНН 8604042336, адрес: 628310, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, дом 26, помещение 1) о признании незаконным отказа от 23.06.2022 N ИСХ ДГиЗО01-01-46-7013-2, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на размещение объекта и взыскании судебной неустойки в размере 500 рублей за каждый день неисполнения судебного акта,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" - Волкореза Андрея Владимировича по доверенности от 04.03.2022 N 31/32;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - заявитель, общество, АО "ЮТЭК-Региональные сети") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к департаменту градостроительства и земельных отношений Администрации города Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) об оспаривании отказа от 23.06.2022 N ИСХ ДГиЗО01-01-46-7013-2 в выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения объектов: 2КТПН 6/0,4кв и KJI 6кВ в составе объекта "Электроснабжение 17 мкр. г. Нефтеюганска "Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в г.Нефтеюганск, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 17 ЗУN 37 вр КН ЗУ86:20:0000077:50) на землях в кадастровом квартале 86:20:0000077, площадью 130 кв.м. Кроме того заявлено требование о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества посредством выдачи разрешения, а так же о взыскании судебной неустойки в размере 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2022 по делу N А75-15010/2022 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента от 23.06.2022 N ИСХ ДГиЗО01-01-46-7013-2 в выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, для размещения объектов: 2КТПН 6/0,4кв и KJI 6кВ в составе объекта "Электроснабжение 17 мкр. г.Нефтеюганска "Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в г.Нефтеюганск, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 17 ЗУN 37 вр КН ЗУ86:20:0000077:50) на землях в кадастровом квартале 86:20:0000077, площадью 130 кв.м. На Департамент возложена обязанность в течение 14 календарных дня со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ЮТЭК - Региональные сети" посредством выдачи разрешения на размещение объекта: 2КТПН 6/0,4кв и КЛ 6кВ в составе объекта "Электроснабжение 17 мкр. г.Нефтеюганска ("Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 17 ЗУN 37 вр КН ЗУ86:20:0000077:50) на землях в кадастровом квартале 86:20:0000077, площадью 130 кв.м.
Этим же решением с Департамента в пользу АО "ЮТЭК - Региональные сети" взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 3000 руб. В случае неисполнения судебного акта с Департамента в пользу АО "ЮТЭК-Региональные сети" подлежит взысканию судебная неустойка в размере 500 руб. за каждый день неисполнения судебного акта с 15 календарного дня после вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в 2020 году Департаментом разработан проект внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайонов 17 и 17 А г. Нефтеюганска, который прошел все этапы согласования, в том числе согласован АО "ЮТЭК- Региональные сети". В данном проекте указаны земельные участки, предназначенные под размещение объектов электросетевого хозяйства, иных предложений и замечаний от АО "ЮТЭК- Региональные сети" не поступало. В данном проекте размещение объектов: 2КТПН 6/0,4 кВ и Кл-6 кВ в составе объекта "Электроснабжение микрорайона 17 г. Нефтеюганска ("Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в г. Нефтеюганск, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, мкр.17 ЗУ N 37вр, КН ЗУ86:20:0000077:50")" на землях в кадастровом квартале 86:20:0000077 площадью 130 кв.м. (в том числе: под КЛ-6 кВ - 39 кв.м, под 2БКТП - 91 кв.м), не предусмотрено. Последующие внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайонов 17 и 17А г. Нефтеюганска возможно только после согласования и утверждения нового проекта. Дополнительная установка объектов, предназначенных для осуществления передачи электрической энергии (линии ЭП, КТПН и иное) требует внесения изменений в проект Планировки.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Департамент, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
17.06.2022 АО "ЮТЭК - Региональные сети" направило в адрес Главы города Нефтеюганска заявление от 17.06.2022 N 01-04/4018 о выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций для размещения объектов: 2КТПН 6/0,4кв и КЛ 6кВ в составе объекта "Электроснабжение 17 мкр. г. Нефтеюганска ("Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в г.Нефтеюганск, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 17 ЗУN 37 вр КН ЗУ86:20:0000077:50) на землях в кадастровом квартале 86:20:0000077, площадью 130 кв.м.
Письмом от 23.06.2022 N ИСХ ДГиЗО01-01-46-7013-2 Департамент отказал в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", ссылаясь на пункт 10.4 "Порядка размещения объектов N 174-п, так как на территорию 17а микрорайона города Нефтеюганска разработаны проект межевания и проект планировки, которыми не предусмотрено размещение вышеуказанных объектов в испрашиваемых границах.
АО "ЮТЭК - Региональные сети", считая, что указанный отказ Департамента не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного огруга - Югры решение от 24.10.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 39.33 (подпункт 6 пункта 1) и 39.36 (пункт 3) ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Согласно пункту 5 Перечня N 1300 к указанным объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2014 N 257-п "Об установлении Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" строительство и (или) реконструкцию территориальными сетевыми организациями, определенными в соответствии с Законом N 35-ФЗ и включенными органами регулирования естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.
Судами установлено, что спорный объект, о размещении которого обществом заявлены требования о выдаче разрешения, соответствует указанным выше критериям, что не оспаривается Департаментом.
Порядок размещения объектов, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.33 ЗК РФ, определен в статье 39.36 ЗК РФ, согласно которой предусмотренные Перечнем N 1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых относятся, в том числе установление платы за размещение указанных объектов.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры такой порядок определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-п (далее - Порядок N 174-п).
Пунктом 2 порядка N 174-п предусмотрено, что размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме (пункт 3 порядка N 174-п).
Пунктами 5 и 6 порядка N 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению. В частности, в заявлении указывается вид размещаемых объектов в соответствии с Перечнем N 1300 (подпункт 5.5 пункта 5).
В пункте 10 Порядка N 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка N 174-п;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении него (испрашиваемых земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута;
- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу;
- размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования;
- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
В силу пункта 11 Порядка N 174-п в решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка N 174-п.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ в Российской Федерации земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании классификатора.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее по тексту - классификатор) утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412.
Согласно кодам 12.0.1 и 12.0.2 классификатора содержание видов разрешенного использования земельных участков общего пользования включает в себя размещение улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств
Примечанием 2 к данному Классификатору установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускается без отдельного указания в классификаторе на размещение и эксплуатацию линейного объекта, размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Примечание N 2 к Классификатору следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Федеральным законом иные правила по сравнению с Примечанием 2 к данному Классификатору не установлены, что означает допустимость размещения линейных объектов на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.
Правомерность вышеизложенного подхода подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.2017 N 31-АД17-5, от 29.06.2018 N 41-АД18-14, от 21.02.2018 N 41-АД18-5, определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 N 127- КГ18-13.
Учитывая, что испрашиваемые земли находятся в составе границ территории общего пользования, имеющей особый правовой режим использования, при этом размещение линейных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Порядок NN 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования, в том числе и на землях общего пользования, без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель, принимая во внимание, что спорный объект, о размещении которого обществом заявлены требования о выдаче разрешения, соответствует критериям, указанным в пункте 5 Порядка N 1300, и действующее законодательство не препятствует использованию земель или земельных участков общего пользования в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ, в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Порядке N 1300, отказ Департамента в выдаче разрешения, мотивированный тем, что размещение испрашиваемого объекта не предусмотрено документами территориального планирования, правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Департамент, настаивая на законности оспариваемого отказа, ссылается на разработанный в 2020 году проект внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайонов 17 и 17 А г. Нефтеюганска, в котором размещение объектов: 2КТПН 6/0,4 кВ и Кл-6 кВ в составе объекта "Электроснабжение микрорайона 17 г. Нефтеюганска ("Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" в г. Нефтеюганск, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, мкр.17 ЗУ N 37вр, КН ЗУ86:20:0000077:50")" на землях в кадастровом квартале 86:20:0000077 площадью 130 кв.м. (в том числе: под КЛ-6 кВ - 39 кв.м, под 2БКТП - 91 кв.м), не предусмотрено.
По мнению Департамента, дополнительная установка объектов, предназначенных для осуществления передачи электрической энергии (линии ЭП, КТПН и иное) требует внесения изменений в проект Планировки; последующие внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории микрорайонов 17 и 17А г. Нефтеюганска возможно только после согласования и утверждения нового проекта.
Отклоняя доводы Департамента, суд апелляционной инстанции исходит из того, что согласно пункту 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации не явялется обязательной подготовка документации по планировке территории в случае, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов.
В целях реализации вышеуказанной нормы закона постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
Согласно абзацу 1 пункта 1 вышеуказанного Перечня, не требуется подготовка документации по планировке территории в том числе в случае строительства, реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.
Таким образом, довод заинтересованного лица, о том, что при согласовании проекта планировки микрорайонов 17 и 17А г. Нефтеюганска, АО "ЮТЭК-Региональные сети" должно было рассчитать достаточное количество объектов, предназначенных для осуществления передачи электрической энергии (линии ЭП, КТПН и иное), в противном случае дополнительная установка таких объектов требует внесения изменений в проект планировки, является несостоятельным.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Судом первой инстанции удовлетворено требование заявителя о взыскании с Департамента судебной неустойки. Выводы суда в указанной части предметом апелляционного обжалования не являются, в связи с чем в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2022 по делу N А75-15010/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15010/2022
Истец: АО "ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
Третье лицо: Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры