г. Владивосток |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А51-6349/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Приморский экологический оператор",
апелляционное производство N 05АП-6610/2022
на решение от 31.08.2022
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-6349/2022 Арбитражного суда Приморского края
по иску Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288) к краевому государственному унитарному предприятию "Приморский экологический оператор" (ИНН 2504000885, ОГРН 1022501903401)
о взыскании 78 615 025 рублей 82 копеек,
при участии:
от Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель Пудафеева А.В. по доверенности со специальными полномочиями от 19.09.2022, сроком действия на 1 год, копия диплома (регистрационный номер 1138), служебное удостоверение. от краевого государственного унитарного предприятия "Приморский экологический оператор": представитель Сороковикова А.А. по доверенности со специальными полномочиями от 01.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, копия диплома (регистрационный номер 13688), паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратился (далее - истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к краевому государственному унитарному предприятию "Приморский экологический оператор" (далее - ответчик, предприятие) о взыскании 78 615 025 рублей 82 копеек, в том числе 56 692 980 рублей 75 копеек задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за период всего с 2019 года по 2020 год, 21 922 045 рублей 07 копеек пени, начисленной в соответствии с пунктом 7 статьи 16.4 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) на сумму указанной задолженности за период всего с 02.03.2020 по 08.04.2022.
Решением от 31.08.2022 суд взыскал с ответчика в пользу истца 78 615 025 рублей 82 копейки, в том числе 56 692 980 рублей 75 копеек задолженности, 21 922 045 рублей 07 копеек пени. Кроме того, суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета 200 000 рублей госпошлины.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить в части взыскания пени в размере 21 922 045,04 руб., уменьшить сумму пени за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду до размера пени с учетом ставки рефинансирования, действующей на дату вынесения решения.
В доводах жалобы указывает на то, что заявленная ко взысканию пеня и удовлетворение требований о ее взыскании в полном объеме явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время предприятие находится в тяжелом финансовом положении, убытки, по итогам 2021 года составляют почти 400 000 000 руб., что подтверждается отчетом о финансовых результатах и оборотно-сальдовой ведомостью. Взыскание помимо платы за негативное воздействие на окружающую среду (56 692 980,75 руб.) сумм пени, которые составляют почти половину данных сумм платы (21 922 045,07 руб.), еще больше усугубит финансовое положение предприятия.
Кроме того, в силу части 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Таким образом, в отношении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная со 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.
По смыслу Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности, должна применяться ставка, действующая на дату вынесения решения (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности). На дату вынесения решения 31.08.2022 ставка рефинансирования составила 8 %, и, с учетом этого, размер пени фактически составляет за 2019 год 5 623 801,10 руб., за 2020 год 3 141 574,62 руб.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы, а также дополнений к ней, поступивших в суд апелляционной инстанции 02.12.2022, 13.12.2022 поддержал.
Представитель истца поддержал доводы письменного отзыва, поступившего в суд апелляционной инстанции 23.12.2022, согласно которому Управление считает возможным изменить решение суда от 31.08.2022 в части исключения из него неустойки за период с 01.04.2022 по 08.04.2022, в остальной части решение суда просит оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12) при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку возражений относительно проверки только части судебного акта сторонами не заявлено, апелляционная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, касающейся размера суммы пеней.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ответчик является организацией, основным видом деятельности которой является сбор отходов (ОКВЭД 38.1).
Ответчиком истцу представлены декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2019 года по 2020 год. Указанные декларации содержат сведения о следующих видах негативного воздействия на окружающую среду: выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, размещение отходов производства и потребления, размещение твердых коммунальных отходов.
В ходе проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2019 года по 2020 год истцом установлено, что ответчиком расчеты платы за 2019 год произведены правильно, однако числится задолженность.
Декларация ответчика о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год требовала корректировки, о чем было указано в акте проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 13.10.2021 N 2 (неправильно указан код ОКТМО).
В нарушение положений статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, ответчик не внес плату за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2019 года по 2020 год в установленные сроки, то есть, до 01.03.2020 и 01.03.2021 соответственно.
Поскольку ответчиком допущено несвоевременное внесение платы, истцом начислена пеня за нарушение сроков оплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Истцом ответчику выставлены требования о довнесении в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
На момент рассмотрения настоящего дела арбитражному суду не представлены доказательства добровольной оплаты ответчиком спорных задолженности, пени.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда в обжалуемой части подлежит изменению на основании следующего.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 N 1421-О-О одной из основных задач государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер. Публичные интересы в рассматриваемой сфере исходят, прежде всего, из приоритета вопросов охраны окружающей среды, потому недопустимо при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб природе.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1 Закона N 7-ФЗ).
В статье 16.4 Закона N 7-ФЗ установлен порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 названного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4).
В пункте 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N219-ФЗ, действующей до 01.01.2020, было указано, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В настоящее время аналогичная норма содержится пункте 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 450-ФЗ).
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются, начиная с 2 марта года, следующего за отчетным годом, и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни, что также разъяснено в Письме Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате".
Поскольку несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 - 2020 годы подтверждено материалами дела, требование о взыскании пени заявлено Управлением обоснованно.
Предметом апелляционного обжалования является несогласие ответчика с выводом суда о необходимости производить расчет суммы взыскиваемых пеней исходя из ставки Центрального Банка, действующей в соответствующий период задолженности, а именно за периоды:
с 02.03.2019 по 08.04.2022 в размере 14 059 502 руб. 74 коп,
с 02.03.2021 по 08.04.2022 в размере 7 862 542 руб. 33 коп,
рассчитанных с применением 1/300 ключевой ставки Банка России.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Определениях от 23.11.2017 N 2541-О и от 10.12.2002 N 284-О, а также в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П, судебная коллегия принимает во внимание, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является по своей правовой природе фискальным сбором (обязательным публично-правовым платежом за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия).
Вместе с тем, судебная коллегия, отклоняет доводы Управления, поддержанные судом первой инстанции о необходимости применения при расчете пени ключевой ставки, установленной в соответствующие периоды.
Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ, пунктом 7 (пунктом 4 до 01.01.2020) которой прямо предусмотрен порядок начисления пеней, из буквального толкования которого следует, что размер пеней подлежит исчислению по ставке, действующей на день уплаты пеней.
Аналогичное положение закреплено в пункте 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, согласно которому несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки.
Принимая во внимание, что внесение задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также пеней в спорный период предприятием не производилось, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости применения размера ставки, действующей на дату принятия решения суда.
Указанное согласуется с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 19.10.2016, согласно которой в случае, когда одновременно с взысканием пени заявлено требование о взыскании задолженности, должна применяться ставка, действующая на дату вынесения решения (поскольку отсутствует дата фактической оплаты задолженности).
Верховным судом отмечено, что данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде. Соответствующий подход закреплен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2021 N 302-ЭС20-22372 по делу N А10-3419/2019.
В связи с этим не имеется оснований в отсутствие прямого указания в законе при расчете неустойки учитывать соответствующие периоды действия ключевой ставки ЦБ РФ в течение периода просрочки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни, причем оснований для освобождения от начисления пеней Закон N 7-ФЗ не предусматривает, на что указано в письме Росприроднадзора от 18.07.2016 N АА-06-01-36/14253 "Об уплате пеней".
Иного толкования разъяснений писем Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате" и Росприроднадзора от 18.07.2016 N АА-06-01-36/14253 "Об уплате пеней", нежели это указано арбитражным судом, апелляционный суд не усматривает.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на дату вынесения решения от 31.08.2022 ставка рефинансирования составила 8 %, в связи с чем, размер пени должен был быть рассчитан исходя из указанной ставки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В рамках реализации указанного права принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", предусматривающее введение моратория сроком на шесть месяцев в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу указанного постановления.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на период моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве.
По смыслу изложенного, на обязательства, возникшие до 1 апреля 2022 г., распространяются последствия моратория в виде отсутствия начислений неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2022 N 03-02-07/76062).
Принимая во внимание, что обязательство по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год возникло у ответчика до 01.03.2020; за 2020 год - до 01.03.2021; то есть до 01.04.2022, следовательно, положения о моратории в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", в данном случае подлежат применению.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае расчет пени должен производиться следующим образом:
- 27 459 966,30 руб. (за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год) * 760 дней (период с 02.03.2020 по 31.03.2022) * 1/300*8 % (ставка рефинансирования на дату вынесения решения) = 5 565 219,84 руб.;
- 29 233 014, 45 (за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год) * 395 дней (период с 02.03.2020 по 31.03.2022) * 1/300 * 8 % (ставка рефинансирования) = 3 079 210,86 руб., т.е. всего сумма пеней по настоящему иску составляет 8 644 430 руб.70 копеек.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера взыскиваемых пеней, а апелляционная жалоба ответчика удовлетворению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.08.2022 по делу N А51-6349/2022 изменить.
Взыскать с Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский экологический оператор" (ИНН 2504000885) в пользу Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2540106044) 65 337 411 руб. 45 копеек (шестьдесят пять миллионов триста тридцать семь тысяч четыреста одиннадцать) рублей 45 копеек, в том числе 56 692 980 рублей 75 копеек (пятьдесят шесть миллионов шестьсот девяносто две тысячи девятьсот восемьдесят) рублей 75 копеек задолженности, в том числе 8 644 430 руб.70 копеек (восемь миллионов шестьсот сорок четыре тысячи четыреста тридцать) рублей 70 копеек пеней.
Взыскать с Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский экологический оператор" (ИНН 2504000885) в доход федерального бюджета 200 000 (двести тысяч) рублей госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6349/2022
Истец: ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМОРСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2024 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7656/2023
02.08.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3752/2023
18.01.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6610/2022
31.08.2022 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-6349/2022