г. Саратов |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А57-3230/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом города Саратова (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280) и Администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2022 года по делу N А57-3230/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (410052, г. Саратов, пр-кт им. 50 лет Октября, д. 118А, стр. 1, ИНН 6453010110)
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитет по управлению имуществом города Саратова (410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 7, ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (10012, г. Саратов, ул. им. А.М. Горького, д. 48, ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950), общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения - Саратов" (410028, г. Саратов, ул. Советская, д. 10, ИНН 6450090478, ОГРН 1156451022683), Администрация Ленинского района г. Саратова (410052 г. Саратов, ул. Международная, д.1)
о признании незаконным бездействия и возложении обязанности восстановить нарушенные права заявителя,
при участии в судебном заседании представителей Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаевой Г.А., по доверенности от 16.11.2022, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е., по доверенности от 11.01.2023, Комитета по управлению имуществом города Саратова - Захаровой В.В., по доверенности от 01.02.2022, общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" - Егоровой О.В., по доверенности от 22.12.2022, Нефедовой Т.А., по доверенности от 09.12.2022, Торопова Н.Н., по доверенности от 09.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром трансгаз Саратов") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в неисполнении обязанности по принятию необходимых мер, связанных с безвозмездной передачей в муниципальную собственность объекта - канализационные сети, протяженностью 983 м, расположенные по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь, о возложении на Администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности совершить необходимые действия по безвозмездному принятию и оформлению в муниципальную собственность объекта канализационные сети, протяженностью 983 м, расположенные по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2022 года признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в неисполнении обязанности по принятию необходимых мер (уклонении от принятия решения), связанных с безвозмездной передачей в муниципальную собственность от ООО "Газпром трансгаз Саратов" социально значимого объекта - "канализационные сети", протяженностью 983 м., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь, б/н, кадастровый номер 64:48:040423:512. Суд обязал Администрацию муниципального образования "город Саратов" принять в муниципальную собственность муниципального образования "Город Саратов" объект - "канализационные сети", протяженностью 983 м., расположенный по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь, б/н, кадастровый номер 64:48:040423:512.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" и Комитет по управлению имуществом города Саратова не согласились с принятым судебным актом и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционные жалобы аналогичны по содержанию и мотивированы тем, что в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П при передаче имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу. Апеллянты ссылаются на то, что в рамках рассмотрения дела не было исследовано техническое состояние коммуникаций, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Администрация указала, что не осуществляет прием объектов в муниципальную собственность, не управляет и не распоряжается муниципальной собственностью, данные функции выполняет Комитет по управлению имуществом г. Саратова.
В судебное заседание явились представители Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом города Саратова и общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов".
Общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения - Саратов" и Администрация Ленинского района г. Саратова явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом.
Из материалов дела следует, что ООО "Газпром трансгаз Саратов" является собственником объекта коммунальной инфраструктуры - "канализационные сети", протяженностью 983 м, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь, б/н, кадастровый номер 64:48:040423:512.
Права на указанный выше объект недвижимого имущества зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.2016, в соответствии с которым 28.01.2016 внесена запись в ЕГРН N 64-64/001-64/001/668/2015-339/1, а также Выпиской из ЕГРН.
Поскольку канализационные сети имеют социальную значимость для муниципального образования и населения, и используются исключительно для коммунальных нужд муниципального образования и населения, у общества возникла необходимость реализации прав на объект путем его безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального образования "Город Саратов".
На заседании комиссии ООО "Газпром трансгаз Саратов" по непрофильным активам, созданной в соответствии с приказом ООО "Газпром трансгаз Саратов" от 20.06.2016 N 347, принято решение об отнесении объектов коммунальной инфраструктуры - спорных "канализационных сетей", к непрофильным активам, а также о передаче указанного объекта в муниципальную собственность муниципального образования "Город Саратов" по договору пожертвования.
С целью передачи указанного имущества в муниципальную собственность общество обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" с соответствующим заявлением от 17.04.2020 N 12-73/279 (т.1 л.д.17).
Письмом от 17.08.2020 N 30-13/648 (т.1 л.д.18) ООО "Газпром трансгаз Саратов" направило в адрес Администрации муниципального образования "Город Саратов" протокол заседания комиссии ООО "Газпром трансгаз Саратов" по непрофильным активам от 12.08.2020 N 71 (т.3 л.д.41-43).
В письме от 15.06.2021 N 01-2/3485 общество просило администрацию муниципального образования "Город Саратов" сообщить о ходе проводимых работ по принятию в муниципальную собственность канализационной сети (К1) протяженностью 983 м и о сроках подготовки соответствующего распорядительного акта (т.1 л.д.19).
Письмом от 23.12.2021 N 01-2/7695 общество обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" об оказании содействия и ускорении процедуры принятия решения о приёме в муниципальную собственность вышеуказанного объекта с последующим заключением гражданско-правовой сделки и подписанием договора пожертвования, а также принятию на учёт объектов, заявленных в качестве бесхозяйных вещей (т.1 л.д.20-22).
Однако по объекту "канализационные сети" протяженностью 983-м Администрацией муниципального образования "Город Саратов" решения не принято, а направленная в адрес Администрации муниципальное образование "Город Саратов" претензия от 18.01.2022 N 01-2/177 о необходимости вынесения постановления о приемке имущества безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность, заключении соответствующего договора с ООО "Газпром трансгаз Саратов", включении имущества в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводный реестр объектов муниципальной казны, не рассмотрена.
ООО "Газпром трансгаз Саратов", полагая, что бездействие администрации по непринятию объекта "канализационные сети" протяженностью 983 м в муниципальную собственность является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, доводы апелляционных жалоб, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции верными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежит на заявителе.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца третьего пункта 1 Приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий) относятся к муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 31.05.2007 N 18-164 "Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом при безвозмездной передаче имущества из собственности муниципального образования "Город Саратов" и принятии имущества, безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования "Город Саратов"" администрация муниципального образования "Город Саратов" наделена полномочиями по принятию имущества, безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования "Город Саратов" из иных форм собственности.
Исходя из пункта 3 данного решения, юридические и физические лица, в целях безвозмездной передачи находящегося в их собственности имущества в публичную собственность муниципального образования "Город Саратов", обращаются с предложением о передаче в комитет по управлению имуществом города.
Принятие в собственность муниципального образования "Город Саратов" имущества, безвозмездно передаваемого юридическими и физическими лицами, и передача имущества в собственность религиозных организаций оформляется в соответствии с гражданским законодательством (пункт 4 решения Саратовской городской Думы от 31.05.2007 N 18-164).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, спорный объект имеет технологическое присоединение к жилым домам и социально значимым объектам, принадлежит обществу на праве собственности. Данный объект не используется Обществом в своей уставной деятельности, но фактически используется для предоставления услуг водоотведения населению жилого поселка Северный в Ленинском районе г. Саратова.
Общество обратилось в уполномоченный орган с требованием о безвозмездной передаче спорного объекта в собственность муниципального образования, приложив к нему необходимый пакет документов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Пунктами 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числ,е принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 2, 9, 23, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно пункту 26 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, канализационные сети протяженностью 983 м, расположенные по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь, входят в состав единой централизованной системы водоотведения, то есть являются инженерным сооружением, предназначенным для перемещения сточных вод.
При этом канализационные сети расположены непосредственно в жилом поселке "Северный" Ленинского района г. Саратова, что подтверждается актами осмотра, обследования от 22 июля 2022 г., от 22 августа 2022 г., фотоматериалом.
ООО "КВС-Саратов" является гарантирующей организацией и транспортирует по сетям общества коммунальный ресурс для жителей п. Северный Ленинского района г. Саратова.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Таким образом, установлен публичный запрет для собственников и иных законных владельцев водопроводных (канализационных) сетей в препятствовании транспортировки по их сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения водоснабжения (водоотведения) абонентов и канализования стоков.
Следовательно, собственники и иные законные владельцы водопроводных (канализационных) сетей становятся участниками дополнительных правовых конструкций и механизмов.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что объект "канализационные сети" обеспечивает решение задач, не входящих в компетенцию предприятия, поскольку оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны основным видам деятельности заявителя, согласно представленному в материалы дела Уставу общества.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Газпром трансгаз Саратов" является транспортирование по трубопроводам газа (код 49.50.21).
С учётом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорные канализационные сети протяженностью 983 м, расположенные по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь, должны находиться в собственности муниципального образования "Город Саратов", поскольку в данном случае вопросы использования сетей входят в задачи местного значения.
Данное имущество предназначено для решения вопросов местного значения и, соответственно должно относиться к муниципальному имуществу.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Администрация МО "Город Саратов" в силу закона обязана принять спорный объект в муниципальную собственность.
Обжалуя решение суда, апеллянты указали, что в рамках рассмотрения дела не было исследовано состояние коммуникаций, были исследованы только люки и колодцы, которые, как установлено сторонами в ходе обследования, находились в ненадлежащем состоянии, кроме того, часть из них находилась на территории частных домовладений.
Апелляционный суд исходит из следующего.
Анализ представленных писем администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по управлению имуществом г. Саратова, в том числе письма Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 16.03.2022 N 05-10/4503 (т.2 л.д.35-36), позволяет сделать вывод о том, что основанием для отказа в принятии является наличие замечаний по техническому состоянию объекта, который, в свою очередь, использовался только для транспортировки сточных вод от жилых домов.
При этом использование указанного объекта для нужд населения не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Актом обследования от 18.07.2022 N 1 общество зафиксировало, что канализационные сети (К1) находятся в удовлетворительном рабочем состоянии (с учётом естественного износа) и обеспечивают водоотведение жилых домов посёлка Северный в полном объёме. Дальнейшая эксплуатация объекта коммунальной инфраструктуры возможна.
В последующем сторонами был составлен совместный акт обследования от 22.08.2022, содержащий аналогичные выводы. Администрацией МО "Город Саратов", Администрацией Ленинского района г. Саратова, Комитетом по управлению имуществом города Саратова, Комитетом по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" и ООО "КВС" были представлены замечания к акту обследования, содержащие сведения о выявленных недостатках.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности фактического использования муниципальным образованием спорного объекта в целях решения установленных Законом N 131-ФЗ вопросов местного значения.
Суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционных жалоб несостоятельными, поскольку закон не обусловливает передачу в муниципальную собственность объекта, который в силу закона должен находиться в муниципальной собственности, его техническим состоянием.
Кроме того, часть объектов коммунальной инфраструктуры уже принята в муниципальную собственность от ООО "Газпром трансгаз Саратов": в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 04.09.2013 N 207-Пр (т.2 л.д.1) - водовод ЕСПХГ Сторожовка, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15.12.2021 N 3637 (т.2 л.д.16), договором о безвозмездной передаче имущества в собственность муниципального образования "Город Саратов" от 07.04.2022 (т.2 л.д.11-15), распоряжением Комитета по управлению имуществом города Саратова от 08.04.2022 N 447-р (т.2 л.д.18-19) - канализационная насосная станция.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у администрации муниципального образования "Город Саратов" отсутствуют основания для отказа в принятии в муниципальную собственность объекта, имеющего социальную значимость для муниципального образования и используемого исключительно для коммунальных нужд населения данного муниципального образования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, апеллянты указывают, что в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу. Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" является дочерним предприятием ПАО "Газпром", более 50% акций которой принадлежит государству. Соответственно, канализационные сети находятся в федеральной собственности.
Судебная коллегия отклоняет указанный довод апелляционных жалоб как противоречащий материалам дела и нормам права.
Согласно статье 2 устава общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов", общество является корпоративной коммерческой организацией, которое имеет обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе (п. 2.5.) основной целью деятельности которого является извлечение прибыли (п.3.1.).
ООО "Газпром трансгаз Саратов" является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений и несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 2.7).
Согласно поступившей из филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области выписке из ЕГРН, 26.08.2002 за обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" зарегистрировано право собственности на сооружение - канализационные сети (К1) общей протяжённостью 943 м, кадастровый номер 64:48:040423:512.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционных жалоб о том, что канализационные сети находятся в федеральной собственности, являются необоснованными и противоречащими законодательству.
Администрацией муниципального образования "Город Саратов" в жалобе заявлен довод о том, что Администрация муниципального образования "Город Саратов" не осуществляет приём объектов в муниципальную собственность, не управляет и не распоряжается муниципальной собственностью, поскольку эти функции выполняет Комитет по управлению имуществом города Саратова.
Апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях выступают органы местного самоуправления в рамках имеющейся у них компетенции.
Статьей 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, определена структура органов местного самоуправления города, которую составляют: Саратовская городская Дума, именуемая "представительный орган"; глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы; администрация муниципального образования "Город Саратов" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно- счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 31.05.2007 N 18-164 "Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом при безвозмездной передаче имущества из собственности муниципального образования "Город Саратов" и принятии имущества, безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования "Город Саратов"" Администрация муниципального образования "Город Саратов" наделена полномочиями по принятию имущества, безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования "Город Саратов" из иных форм собственности.
Абзацем 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Следовательно, органом, уполномоченным действовать от имени собственника, является Администрация муниципального образования "Город Саратов".
В связи с чем, довод апелляционной жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов" об отсутствии у неё полномочий на осуществление приёма объектов в муниципальную собственность, управление и распоряжение муниципальной собственностью, в связи с осуществлением этих функций Комитетом по управлению имуществом города Саратова, отклоняется апелляционный коллегией как необоснованный и противоречащий перечисленным нормам.
При указанных обстоятельствах, судом правомерно удовлетворены заявленные требования.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2022 года по делу N А57-3230/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3230/2022
Истец: ООО Газпром трансгаз Саратов
Ответчик: Администрация МО Город Саратов
Третье лицо: Администрация Ленинского района г. Саратов, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", КОМИТЕТ ПО ЖИИЩНО - КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОД САРАТОВ", Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, ООО "Концессии водоснабжения - Саратов", ООО Концессии водоснабжения Саратов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области