город Воронеж |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А48-6240/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 января 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Оптовик": извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2022 по делу N А48-6240/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптовик" (ОГРН 1125740005841, ИНН 5752058310) к Государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025700828009, ИНН 5753007607) о признании недействительным уведомления от 25.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оптовик" (далее - заявитель, Общество, ООО "Оптовик", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным уведомления от 25.04.2022 о размере страховых взносов на 2022 год по виду деятельности 68.20 "аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2022 по делу N А48-6240/2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Государственное учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Государственное учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ссылается на нарушение страхователем срока представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности (документы направлены 05.05.2022 после направления ему оспариваемого уведомления от 25.04.2022). Последующее подтверждение основного вида деятельности с учетом положений пункта 13 Правил, по мнению Фонда, не свидетельствует о незаконности принятого ненормативного правового акта.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 произведена замена Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025700828009, ИНН 5753007607) на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Оптовик" указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом того, что основным видом экономической деятельности ООО "Оптовик" с момента его регистрации является "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (ОКВЭД 47.11.), которая относится к 1 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2%. При этом, виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основной вид экономической деятельности ООО "Оптовик" в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) - "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (ОКВЭД 47.11.).
Поскольку общество не подтвердило вид деятельности в установленный законодательством срок, фондом направлено уведомление от 25.04.2022, которым указан вид экономической деятельности "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (ОКВЭД 68.20), и с января 2022 года обществу определен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,60%, что соответствует 5 классу профессионального риска.
05.05.2022 ООО "Оптовик" обратилось в Государственное учреждение - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением, в котором просило пересмотреть размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленный для него с 01.01.2022 в размере 0,60 %, на 0,2%, исходя из реально осуществляемого вида деятельности по коду ОКВЭД 47.11.
К заявлению от 05.05.2022 Обществом приложены заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности Общества за 2021 г., в котором был заявлен основной вид экономической деятельности "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (ОКВЭД 47.11.) и справки-подтверждения основного вида экономической деятельности за 2021 г. по коду ОКВЭД 45.11.
Поскольку Общество представило указанное заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с нарушением установленного п. 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 31.01.2006 N 55 (далее Порядок N 55) срока на подачу данных документов Фонд письмом от 04.07.2022 N 07-22/5712-6140 отказал истцу в пересмотре установленного размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2022 в размере 0,60 процентов.
Общество, считая уведомление от 25.04.2022 о размере страховых взносов на 2022 год по виду деятельности 68.20 "аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом" незаконным, а также нарушающим права и законные интересы истца, обратилось с рассмотренными требованиями в суд.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что несмотря на представление заявления и предусмотренных Порядком N 55 документов для подтверждения основного вида экономической деятельности на 2022 год с нарушением срока, основным видом деятельности Общества является "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (код 47.11), что соответствует I классу профессионального риска с размером страхового тарифа 0,2%; между тем Обществу определен соответствующий страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размере 0,6%, что соответствует VI классу профессионального риска, следовательно, оспариваемое уведомление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В соответствии с абзацем вторым пункта 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
На основании пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
Согласно пункту 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В пункте 3 Порядка N 55 установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Согласно пункту 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 13 Правил N 713).
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Оптовик" является "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (ОКВЭД 47.11), а "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (ОКВЭД 68.20) является дополнительным видом деятельности общества (изменения в ЕГРЮЛ внесены 16.12.2021).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Предусмотренное пунктом 13 Правил N 713 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют, а вышеуказанное право фонда основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
То обстоятельство, что у Фонда отсутствует обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности и на момент принятия уведомления об установлении размера страхового тарифа страховщик не располагал сведениями об основном виде экономической деятельности страхователя, которым в установленный срок не были представлены подтверждающие документы, в связи с чем с формальной точки зрения действия Фонда соответствуют положениям пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, не означает, что страхователь должен нести бремя по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Указанные выводы также соответствуют позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 и др.
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Предусмотренное п. 5 Порядка право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения п. 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности. В связи с этим страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п. 3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда центрального округа от 26.01.2022 N А09-1914/2021.
Как следует из материалов дела, получив уведомление от 25.04.2022 "о страховым тарифе на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и процессуальных заболеваний" ООО "Оптовик" 06.05.2022 направило ответчику заявление, в котором просило определить размер страхового тарифа с учетом основного вида его деятельности "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (ОКВЭД 47.11.).
ООО "Оптовик" были представлены справка-подтверждение основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 47.11, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за январь, февраль, март 2021 г., за апрель, май, июнь 2021 г., июль, август, сентябрь 2021 г., октябрь ноябрь, декабрь 2021 г., которыми подтверждается осуществление обществом основного вида деятельности по ОКВЭД 47.11.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона N 125-ФЗ, Правил N 713, учитывая, что фондом не доказано фактическое осуществление ООО "Оптовик" вида экономической деятельности "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (ОКВЭД 68.20) как основного, апелляционный суд приходит к выводу, что определение обществу страховых взносов в повышенном размере, при наличии представленных заявителем сведений для подтверждения основного тарифа, является неправомерным.
Кроме того, "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (ОКВЭД 68.20) является дополнительным видом деятельности обществ и доказательств осуществление обществом этого вида деятельности фондом в материалы дела не представлено.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в 2022 году ООО "Оптовик" основной вид деятельности не меняло.
Таким образом, представленными в материалы дела документами, подтверждается фактическое осуществление заявителем в 2021 г., так и в 2022 г. основного вида деятельности по коду ОКВЭД 47.11 и обоснованность применения на 2022 г. страхового тарифа в размере 0,2%.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию.
Иной подход означал бы обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхование от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, поскольку наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков.
Подтверждающие документы, даже представленные с опозданием, необходимо учитывать при утверждении тарифа.
Тариф взносов, установленный без учета реальной деятельности организации, нельзя считать экономически обоснованным (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 и от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926).
Законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
С учетом изложенного, судом области правомерно установлена необходимая совокупность условий, предусмотренных ст. 201 АПК РФ, для признания уведомления от 25.04.2022 "о страховым тарифе на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и процессуальных заболеваний" недействительным и удовлетворения заявленного требования.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 02.11.2022 по делу N А48-6240/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6240/2022
Истец: ООО "Оптовик"
Ответчик: ГУ ОРО ФСС РФ, ОСФР по Орловской области