г. Ессентуки |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А20-3705/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме вэб-конференции, при участии представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР - Каракизова А.Х. (доверенность от 18.03.2022 N 05/1522), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Салауат", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салауат" на решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 03.10.2022 по делу N А20-3705/2022 (судья Сохрокова А.Л.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Салауат" (с. Верхняя Балкария, КБР, ОГРН 1040700450240, ИНН 0706003596) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по КБР (г. Нальчик, ОГРН: 1020700739344, ИНН: 0711027218) об оспаривании решения и предписания от 22.08.2022 по делу N 007/01/18.1-521/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Салауат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) о признании незаконным и отмене решения в части нарушений требований к организации и порядку проведения открытых торгов, выразившихся в установлении недостоверных сведений относительно площади земельного участка, размера годовой арендной платы, размера шага аукциона не превышающего 5% начальной цены предмета аукциона, ссылки на местонахождение приложений с реквизитами для оплаты задатков; указании в документации об аукционе ссылки на недействующие положения Лесного кодекса РФ; не размещении документации об аукционе на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики: https://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minprirod/"; о признании незаконным и отмене предписания от 22.08.2022 по делу N 007/01/18.1-521/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Поляна".
Решением суда от 31.10.2022 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемых решения и предписания Управления.
Не согласившись с принятым решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Удовлетворено ходатайство Управления о проведении судебного заседания в режиме вэб-конференции.
В судебном заседании представитель Управления возразил по существу жалобы Общества, просит решение суда оставить без изменения, поддержал ранее изложенную позицию по делу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества (ООО "Салауат") и ООО "Поляна".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя Управления, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, 23.06.2022 на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ опубликовано извещение N 220622/2289445/01 о проведении Министерством природных ресурсов и экологии КБР торгов в форме открытого аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности. Дата и время начала приема заявок на участие в аукционе: 24.06.2022 09 ч.00 мин. Дата и время окончания приема заявок на участие в аукционе: 26.07.2022 18 ч.00 мин.
К участию в аукционе по лоту N 1 были допущены следующие участники: ООО "ИНТЭК"; ООО "Поляна"; ООО "Салауат"; Тяжгов М.Х.
Победителем признано Общество (ООО "Салауат").
02.08.2022 ООО "Поляна" обратилось в Управление с жалобой на действия Министерства природных ресурсов и экологии КБР. По мнению заявителя жалобы, действия организатора торгов повлекло введение ООО "Поляна" в заблуждение, вследствие чего общество не приняло участие в аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Поляна", Управлением принято решение от 22.08.2022, жалоба ООО "Поляна" на действия организатора торгов признана необоснованной. Предписанием от 22.08.2022 по делу N 007/01/18.1-521/2022 от 22.08.2022, организатору торгов предписано совершить следующие действия: 1.1. отменить протокол, составленного в ходе проведения аукциона на право заключения договоров аренды лесных участков по извещению N 220622/2289445/01 по лоту N 1; 1.2. Внести изменения в извещение по лоту N 1, в соответствии с замечаниями, указанными в решении, в частности: установить достоверные сведения относительно площади земельного участка, размера годовой арендной платы, размера шага аукциона не превышающего 5% начальной цены предмета аукциона, ссылки на местонахождение приложений с реквизитами для оплаты задатков; исключить из документации об аукционе ссылки на недействующие положения Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ); разместить документацию об аукционе на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики: https://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minprirod/", либо исключить указание о размещении на сайте данной информации из извещения; 1.3. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе по лоту N 1 установить новую дату и время проведения торгов; 2. Оператору электронной площадки, обеспечить возможность исполнения пп.1.1, пп.1.2, пп.1.3, настоящего предписания; 3. Организатору торгов, оператору электронной площадки сообщить об исполнении настоящего предписания не позднее 29.08.2022.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Заявление ООО "Салауат" мотивировано тем, что являясь участником и победителем аукциона, общество вынуждено вновь участвовать в торгах.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 7, 8, 13 части 15 статьи 78 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: об организаторе аукциона; о предмете аукциона; о предполагаемых к продаже лесных насаждениях либо о предполагаемом к предоставлению в аренду лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере лесного участка, правах на лесной участок, об ограничениях этих прав), и подлежащих заготовке лесных ресурсах; о начальной цене предмета аукциона; о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"), размер которой не может превышать пять процентов начальной цены предмета аукциона; иные сведения, если необходимость включения таких сведений в извещение о проведении аукциона предусмотрена статьей 80 ЛК РФ.
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ определено, что аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных в части 3 настоящей статьи.
Порядок организации аукциона закреплен в статье 79 ЛК РФ. Извещение о проведении торгов должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, площади и границах лесных участков (пункт 2 части 4). Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (пункт 1 части 6).
В части 5 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Верховный Суд РФ в определении от 22.11.2016 N 8-КГ16-21 отметил, что площадь земельного участка, определенная с учетом установленных законом требований, входит в состав его уникальных характеристик, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости и позволяет индивидуализировать его как самостоятельный объект гражданских прав.
В записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются сведения о площади земельного участка в квадратных метрах с округлением до одного квадратного метра с указанием погрешности вычисления (статья 21 Приказа Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 (ред. от 29.10.2021) "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2021 N 63885).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14850/11 изложен правовой подход, согласно которому существенное искажение характеристик предмета публичных торгов, формирующее у их потенциальных участников неправильное представление о предоставляемом имуществе, является самостоятельным основанием для признания торгов недействительными.
В соответствии с пунктом 8 части 15 статьи 78 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"), размер которой не может превышать пять процентов начальной цены предмета аукциона.
В рассматриваемом деле, лесной участок, размещенный по лоту N 1 с кадастровым номером: 07:08:2600000:1307 имеет площадь - 4,6 (га), тогда как согласно выписки из ЕГРН, данный лесной участок имеет площадь - 45830 +/- 3746. Согласно пояснений организатора торгов, при формировании извещения площадь указывалась округленно. Округлив площадь с 45830 кв. м до 46000 кв.м (на 170 кв. м) организатор торгов ввел участников торгов в заблуждение. Данное обстоятельство привело к неверному расчету арендной платы и шага аукциона. Фактически имеет место факт нарушения организатором торгов правил проведения торгов, который выразился в неправильном определении предмета торгов (предоставляемого в аренду имущества).
Таким образом, информация, размещенная в составе извещения является противоречивой и недостоверной. Комиссия пришла к выводу, что публикация информации, не соответствующей действительности нарушила требования к организации и порядку проведения открытых торгов.
Согласно опубликованному извещению, в строке "Срок и порядок внесения и возврата задатка" указана следующая информация: "Претенденты, желающие участвовать в аукционе, обязаны внести задаток в размере 100 % от начальной цены предмета аукциона на счет организатора аукциона по реквизитам, указанным в Приложении N 7 к документации об аукционе. При этом, согласно прикрепленному файлу "Документация об аукционе N 2 2022r.doc", Приложение N 7 - не содержит, указанных сведений опубликованных на сайте оператора электронной площадки, реквизитов организатора торгов. Тогда как Приложение N 7, прикрепленное к аукционной документации, является инструкций по заполнению заявки. Указание недостоверной информации на сайте оператора электронной площадки, о нахождении приложения с реквизитами для внесения задатка на участие в аукционе - может ввести в заблуждение потенциальных участников торгов.
Согласно опубликованному извещению: "документация об аукционе размещается на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, на электронной площадке "РТС-тендер" Имущественные торги www.rts-tender.ru и на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики: https://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minprirod/". Вместе с тем, документация об аукционе не размещена на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (https://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minprirod/), по указанной ссылке размещены приказы о проведении аукциона.
Указанные нарушения явились основанием для вынесения Управлением оспариваемого Обществом решения и предписания.
Кроме того, подведение итогов было проведено в нарушение требования законодательства, поскольку уведомлением от 29.07.2022 N 05/3189 Управление приостановило указанные торги по жалобе Бжихатлова А.Х. (т.2 л.д.32).
Повторное проведение торгов является обоснованным и справедливым, в связи с тем, что будет восстановлено право лиц, не принявших участие и в то же время, не будет нарушено право заявителя, который не лишен возможности участвовать в торгах.
Решение Управления от 22.08.2022 по делу N 007/01/18.1-521/2022 в оспариваемой части является законным, а требование Общества о признании его недействительным не подлежало удовлетворению.
Поскольку основанием выдачи предписания Управления от 22.08.2022 по делу N 007/01/18.1-521/2022 послужили названные обстоятельства, требование о признании указанного предписания недействительным также не подлежало удовлетворению. Обществом не представлены доказательства нарушения оспариваемым предписанием его прав и законных интересов, несоответствие указанного предписания закону или иному нормативному правовому акт.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что не имеются основания для признания незаконными решения Управления от 22.08.2022 по делу N 007/01/18.1-521/2022 в части нарушений требований к организации и порядку проведения открытых торгов, выразившихся в установлении недостоверных сведений относительно площади земельного участка, размера годовой арендной платы, размера шага аукциона не превышающего 5% начальной цены предмета аукциона, ссылки на местонахождение приложений с реквизитами для оплаты задатков; указании в документации об аукционе ссылки на недействующие положения ЛК РФ; не размещении документации об аукционе на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики: https://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minprirod/"; о признании незаконным и отмене предписания от 22.08.2022 по делу N 007/01/18.1-521/2022. В удовлетворении заявленных требований Общества правомерно отказано.
Суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.09.2021 по делу N А20-2982/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3705/2022
Истец: ООО "Салауат"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии КБР, ООО "Поляна", Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд