г. Хабаровск |
|
17 января 2023 г. |
А73-6351/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
при участии в заседании суда:
от индивидуального предпринимателя Лехана Леонида Васильевича: Ким Г.П., представитель по доверенности от 30.03.2022, Семенец А.В., представитель по доверенности от 17.08.2022;
от администрации города Хабаровска: Бакурей В.А., представитель по доверенности от 08.11.2022 N 1.1.29-280; Тепелюхина Д.А., представитель по доверенности от 12.10.2022 N 1.1.29-171.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лехана Леонида Васильевича
на решение от 10.10.2022
по делу N А73-6351/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску индивидуального предпринимателя Лехан Леонида Васильевича (ОГРНИП 312272319400049, ИНН 272320206692, адрес: 680023, Хабаровский край, г. Хабаровск)
к администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)
о признании действий организатора торгов незаконными, признании конкурса недействительным
третьи лица: Комитет администрации г. Хабаровска по управлению Индустриальным районом (ИНН: 2723191657, ОГРН: 1162724090671, адрес: 680003, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 87), общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (ИНН: 2724234631, ОГРН 1192724011083, адрес: 680014, г. Хабаровск, кв-л ДОС (Большой Аэродром), ДОС 31, кв. 39)
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лехан Леонид Васильевич (далее - истец, ИП Лехан Л.В.) обратился в арбитражный суд к Администрации города Хабаровска (далее - ответчик, Администрация) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными результаты торгов, проведенных администрацией города Хабаровска 17 марта 2022, 06 апреля 2022. Обязать администрацию города Хабаровска пересмотреть и оценить конкурсные заявки с участниками конкурса.
Определением от 01.08.2022 судом привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Комитет администрации г. Хабаровска по управлению Индустриальным районом, общество с ограниченной ответственностью "Терминал".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2022 в удовлетворении иска отказано, распределены судебные расходы.
ИП Лехан В.В. с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Указывает, что при рассмотрении его требовании судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства дела. Истец просил суд признать незаконными результаты торгов, проведенных ответчиком 17.03.2022 и 06.04.202, то есть решений конкурсной комиссии, а не договоров. Требование в отношении последних было отозвано. Несмотря на подробную позицию предпринимателя о несогласии с процедурой оценки заявок участников конкурса, суд, по его мнению, не дал правовой оценке торгам. Вопреки доводам истца., суд устранился от рассмотрения законности процедуры торгов, а ограничился только обстоятельства заключения и расторжения договоров, на основании которых отказал полностью в иске.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 10.01.2023.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Администрации возражает против доводов апелляционной жалобы. Считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу части 6 статьи 121 АПК РФ, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.01.2022 на официальном сайте Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска опубликовано сообщение о проведении конкурса на право пользования местом размещения нестационарного торгового объекта для организации нестационарной торговли в весенне-летний период с 01 мая по 31 октября 2022 на территории Индустриального района городского округа "Город Хабаровск".
Начало приема заявок 31 января 2022 с 09:00 до 16:00, окончание приема заявок 21 февраля 2022 до 16:00. Дата проведения конкурса 17 марта 2022 с 14:30.
Предмет конкурса - места размещения (адресный ориентир) нестационарного торгового объекта с соответствии со Схемой размещения - 50 лотков по 6 м2 по ул. Краснореченская, в районе ост. "Химфармзавод" (нечетная сторона), размер платежа (может быть увеличен по инициативе участников конкурса) - 1244, 08 рублей за каждый.
Конкурс проводился в порядке, определенным Постановлением Администрации города Хабаровска от 16.12.2015 N 4317 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению конкурса на право пользования местом размещения нестационарного торгового объекта для организации нестационарной торговли в весенне-летний период с 01 мая по 31 октября 2022 на территории Индустриального района городского округа "Город Хабаровск" от 17.03.2022 N 3р победителем признаныИП Карамышева Т.С. (3 торговых места) и ООО "Терминал" (47 торговых мест), набравшие наибольшее количество балов (по 42 балла).
Решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 01.04.2022 по делу N 027/10/18.1-363/2022 жалоба индивидуального предпринимателя Лехана Л.В. (вх. N 4/3946 от 23.03.2022) на действия Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска - организатора торгов на право пользования местом размещения нестационарного торгового объекта для организации нестационарной торговли в весенне-летний период с 01 мая по 31 октября 2022 года на территории Индустриального района городского округа "Город Хабаровск" (извещение от 28.01.2022), признана обоснованной. Организатор торгов - Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска признан нарушившим требования части 9.4.3 Положения.
Предписанием Комиссии Хабаровского УФАС России от 01.04.2022 по делу N 027/10/18.1-363/2022 организатору торгов - Управлению торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска поручено отменить протокол заседания комиссии по проведению конкурса на право пользования местом размещения нестационарного торгового объекта для организации нестационарной торговли в весенне-летний период с 01 мая по 31 октября 2022 на территории Индустриального района городского округа "Город Хабаровск" от 17.03.2022 N 3р, рассмотреть и оценить конкурсные заявки участников открытого конкурса с учетом замечаний Хабаровского УФАС России.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению конкурса на право пользования местом размещения нестационарного торгового объекта для организации нестационарной торговли в весенне-летний период с 01 мая по 31 октября 2022 на территории Индустриального района городского округа "Город Хабаровск" от 06.04.2022 N 7р победителем признан ООО "Терминал" (50 торговых мест), набравший наибольшее количество балов - 36.
Решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 21.04.2022 по делу N 027/10/18.1-469/2022 жалоба индивидуального предпринимателя Лехана Л.В. (вх. N 4/5078 от 11.04.2022) на действия Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска - организатора торгов на право пользования местом размещения нестационарного торгового объекта для организации нестационарной торговли в весенне-летний период с 01 мая по 31 октября 2022 года на территории Индустриального района городского округа "Город Хабаровск" (извещение от 28.01.2022), признана обоснованной.
Организатор торгов - Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска признан нарушившим требования части 9.4.3 Порядка.
Предписанием Комиссии Хабаровского УФАС России от 21.04.2022 по делу N 027/10/18.1-469/2022 организатору торгов - Управлению торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска поручено отменить протокол заседания комиссии по проведению конкурса на право пользования местом размещения нестационарного торгового объекта для организации нестационарной торговли в весенне-летний период с 01 мая по 31 октября 2022 на территории Индустриального района городского округа "Город Хабаровск" от 06.04.2022 N 7р, рассмотреть и оценить конкурсные заявки участников открытого конкурса с учетом положений пункта 9.4.3 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск".
11.04.2022 комитетом администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом с победителем открытого конкурса - ООО "Терминал" заключены договоры пользования местами размещения НТО со сроком действия с 01.05.2022 по 31.10.2022.
На решение УФАС по делу N 027/10/18.1-469 от 21.04.2022 Управлением 27.04.2022 подано заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку до подачи повторной жалобы с победителем конкурса ООО "Терминал" 11.04.2022 заключены договоры пользования местом размещения, соответственно исполнить предписание не представлялось возможным.
05.05.2022 в УФАС направлена информация о невозможности исполнения предписания.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства УФАС предписание признало не подлежащим исполнению.
Как следует, из объяснений ответчика, договоры, заключенные с ООО "Терминал" пользования местом размещения нестационарных торговых объектов от 11.04.2022 с N 42/87 по N 42/136 расторгнуты с 07.07.2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Учитывая представленные доказательства, суд признал иск не подлежащим удовлетворению в полном объеме, что послужило основанием для обращения истца с настоящей апелляционной жалобой.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание выводы судебного эксперта, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не вытекает из существа договора, договор может быть заключен путем проведения торгов.
Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 7781/10). Торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности.
Пунктом 1 статьи 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца. Следовательно, истцу следует доказать факт нарушения законодательства, действовавшего в период проведения конкурса, а также нарушение защищаемого права или интереса.
Приведенный в пункте 1 статьи 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Согласно пункту 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
В соответствии с пунктом 5 Информационного письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 статьи 10 Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Исходя из установленной Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ терминологии, стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения; нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Указанные положения земельного законодательства вступили в силу с 01.03.2015 (статья 35 Закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Оспариваемые торги проведены в соответствии с Постановлением Администрации города Хабаровска от 16.12.2015 N 4317 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск"
Особенности размещения НТО для организации нестационарной торговли в весенне-летний, осенне-зимний периоды (далее - сезонные НТО) установлены в разделе 9 Порядка размещения НТО.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.2 Порядка размещение сезонных НТО осуществляется по результатам проведения открытого конкурса.
В силу подпункта 9.3.1 пункта 9.3 Порядка организатор открытого конкурса опубликовывает и размещает извещение об этом конкурсе по утвержденной форме (приложение N 9 к Постановлению N 4317).
Как указывалось выше, решением УФАС по Хабаровскому краю от 21.04.2022 жалоба истца была признана обоснованной, Организатор торгов - Управление торговли, питания ибытового обслуживания администрации г. Хабаровска признан нарушившим требования части 9.4.3 Порядка.
Как следует из указанного решения, Комиссия Хабаровского УФАС России установила, что в Порядке отсутствует расшифровка понятий, что может быть отнесено к дополнительному благоустройству и благоприятным условием труда (каждый из критериев оценен в 3 бала, при этом по разделам "благоустройство прилегающей территории", "опыт работы в торговле" никому из участников конкурса не засчитано 3 балла).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014 N 3323/13, отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников, не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов.
Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии).
Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
При таких обстоятельствах, в документации не установлен необходимый и подробный перечень сведений, предоставляемых участниками конкурса для оценки их по вышеуказанным критериям, что не позволяет четко и однозначно определить участникам конкурса конкретное соотношение степени детализации и присваиваемых баллов, не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, а следовательно, - определить наиболее достойное предложение участника конкурса.
Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из пункта 2 статьи 448 ГК РФ с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам, так и из недопустимости ограничения конкуренции (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
Таким образом, оспариваемый конкурс проведен с нарушениями требований закона, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (пункт 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункт 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи или иного закона, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, заключенная по результатам оспариваемого конкурса сделки - договоры на размещение нестационарного торгового объекта с ООО "Терминал" заключены по результатам недействительного конкурса, проведенного с нарушением действующего законодательства РФ, и подлежат признанию недействительными.
В свою очередь, как установлено судом первой инстанции, заключенные комитетом администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом с победителем открытого конкурса - ООО "Терминал", на основании протокола от 06.04.2022 N 7р, договоры пользования местом размещения нестационарных торговых объектов от 11.04.2022 с N 42/87 по N 42/136 расторгнуты с 07.07.2022.
Вопреки доводам жалобы, с учетом требований истца, изложенных в уточнении исковых требований от 12.09.2022, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает,, что удовлетворение иска не приведет к восстановлению прав истца, поскольку пересчет баллов заявки даже в случае выставления предпринимателю максимальных баллов по благоустройству территории и опыту работу в торговли не может привести к изменению итогов конкурса, поскольку неопределенность указанных критериев в соответствии с решением УФАС по Хабаровскому краю от 21.04.2022 позволяет выставить максимальные баллы не только заявителю жалобы, но и иным участникам конкурса. В том случае, если указанные 3-балльные критерии исключить из документации, результаты конкурса также не изменятся, принимая во внимание сведения из заявок участников.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что признание конкурса недействительным также не восстановит прав истца, поскольку не повлечет автоматического заключения договора с истцом. А само по себе участие истца в конкурсе не будет свидетельствовать о том, что истец будет признан победителем. Тем более, что земельные участок, на котором должны были быть размещены НТО, снят с кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах исковые требования правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Доводы заявителя жалобы о том, что в последующем с ответчика в пользу ИП Лехана В.В. могут быть взысканы убытки, носят предположительный характер, в связи с чем не могут являться безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2022 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на истца и понесены им при предъявлении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2022 по делу N А73-6351/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Воронцов |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6351/2022
Истец: ИП Лехан Леонид Васильевич
Ответчик: Администрация г. Хабаровска
Третье лицо: Комитет администрации г. Хабаровска по управлению Индустриальным районом, ООО "Терминал"