г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А56-73945/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Гаманин Д.Г. по доверенности от 26.12.2022
от заинтересованного лица: Тимонина А.В. по доверенности от 20.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35563/2022) АО "Петербургская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2022 по делу N А56-73945/2022, принятое
по заявлению АО "Петербургская сбытовая компания"
к Северо-Западному управлению Ростехнадзора
об оспаривании определения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (ОГРН: 1057812496818, адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, далее - АО "ПСК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным определения Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН: 5067847165018, адрес: 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 3, далее - Управление, заинтересованное лицо) от 16.06.2022 по делу N 07-240/17558-1485/О-60 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Лендорстрой-2", вынесенного по результатам рассмотрения заявления АО "ПСК" от 26.05.2022 исх. N ПСК/01/01/02/309.
Решением от 10.10.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "ПСК" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что указание в заявлении на административное правонарушение Потребителя, предусмотренное частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, выразившееся в необеспечении доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, является технической ошибкой (опиской). При этом, из текста заявления АО "ПСК" и представленных в Управление документов следует, что Потребителем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении требования Гарантирующего поставщика о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, что зафиксировано в Акте проверки введенного ограничения режима потребления от 05.03.2022. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что энергоснабжаемый объект, в отношении которого заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 N 78010000000083, находится на территории промышленной зоны "Предпортовая-2", и фактически расположен по милицейскому адресу: Санкт-Петербург, ул. Штурманская, д. 5, корп. 3, лит. А, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права N 689058.
В судебном заседании представитель АО "Петербургская сбытовая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество обратилось в Управление с заявлением от 26.05.2022 N ПСК/01/01/02/309 (вх. N 240/17558 от 31.05.2022) о привлечении ЗАО "Лендорстрой-2" (Потребитель) к административной ответственности по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ, в связи с необеспечением потребителем электрической энергии в предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Определением от 16.06.2022 N 07-240/17558-1485/О-60 Управление отказало Обществу в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО "Лендорстрой-2", ввиду наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении - отсутствие состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление обоснованно отказало в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО "Лендорстрой-2" по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 422), ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
- нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил N 422 ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил.
В силу пункта 7 Правил N 422 потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя вводится частичное ограничение режима потребления, этот потребитель обязан осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату и до уровня, которые указаны в уведомлении об ограничении режима потребления.
Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления
Введение соответствующего ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) со своих объектов электросетевого хозяйства не отменяет обязанности потребителя выполнить требование о самостоятельном ограничении режима потребления.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 422 уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
Частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Субъектом правонарушения выступает потребитель электрической энергии.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, состоит, в том числе, в невыполнении потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Как следует из материалов дела, в связи с систематическим неисполнением обязанности по оплате потребленной электрической энергии Обществом в адрес ЗАО "Лендорстрой-2" направлено уведомление от 25.02.2022 N 971444 о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта по адресу: Санкт-Петербург, ул. Штурманская, д. 5, корп. 3, лит. А. Уведомление аналогичного содержания от 12.01.2022 N 971444 в адрес ЗАО "Лендорстрой-2" было направлено Обществом ранее.
В соответствии с уведомлением от 25.02.2022 N 971444 в случае непринятия со стороны ЗАО "Лендорстрой-2" мер для полного погашения задолженности по оплате потребленной электрической энергии (мощности), у Потребителя возникает обязанность до 12:00 05.03.2022 самостоятельно осуществить мероприятия, направленные на полное ограничение режима потребления электрической энергии, учитывая при этом уровень потребления иных лиц, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики Потребителя. При этом, при введении ограничения режима потребления электрической энергии Потребитель обязан обеспечить переток электрической энергии на энергопринимающие устройства ООО "Мехуборка СПб" в объеме потребления последнего.
Согласно акту от 05.03.2022, составленному АО "ПСК", самоограничение Потребителем не введено.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, пришел к выводу о том, что в деле об административном правонарушении отсутствует документ, подтверждающий вину ЗАО "Лендорстрой-2" по необеспечению Потребителем доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам. Кроме того, суд первой инстанции согласился с выводом Управления о невозможности соотнесения адреса энергоснабжаемого объекта ЗАО "Лендорстрой-2", производство "Тельтомат", указанного в договоре энергоснабжения от 01.01.2007 N 78010000000083: Санкт-Петербург, зона Предпорговая-2, квартал 6, с адресом данного объекта, указанного в уведомлении от 12.01.2022 N 971444: Санкт-Петербург, ул. Штурманская, д. 5, корп. 3. лит. А на основании документов, имеющихся в материалах дела.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы ошибочными, а также не соответствующими обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в заявлении Общества, направленном в Управление, действительно указано на административное правонарушение Потребителя, предусмотренное частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, выразившееся в необеспечении доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, что является технической ошибкой (опиской) заявителя.
Из текста заявления АО "ПСК" и представленных в Управление документов следует, что Потребителем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении требования Гарантирующего поставщика о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, что зафиксировано в Акте проверки введенного ограничения режима потребления от 05.03.2022.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о необходимости документального подтверждения со стороны Гарантирующего поставщика факта необеспечения доступа к энергопринимающим устройствам Потребителя, также что техническая ошибка (описка) в заявлении АО "ПСК" влечет иную квалификацию административного правонарушения, совершенного ЗАО "Лендорстрой-2", не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Кроме того, соотнесение адреса Энергоснабжаемого объекта: ЗАО "Лендорстрой-2", производство "Тельтомат", указанного в договоре энергоснабжения от 01.01.2007 N 78010000000083: Санкт-Петербург, зона Предпортовая-2, квартал 6, с адресом Объекта, указанного в уведомлении от 12.01.2022 N 971444: Санкт-Петербург, ул. Штурманская, д. 5, корп. 3, лит. А, возможно достоверно установить на основании документов, представленных в адрес Управления с заявлением АО "ПСК".
Как следует из материалов дела, между АО "ПСК" и ЗАО "Лендорстрой-2" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2007 N 78010000000083, в том числе в отношении энергоснабжаемого объекта ЗАО "Лендорстрой-2", производство "Тельтомат", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, зона Предпортовая-2, квартал 6.
При этом Энергоснабжаемый объект находится на территории промышленной зоны "Предпортовая-2", и фактически расположен по милицейскому адресу: Санкт-Петербург, ул. Штурманская, д. 5, корп. 3, лит. А, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии 78-ВЛ N 689058 от 14.03.2003, представленного заявителем в Управление, и в суд первой инстанции.
Кроме того, в соответствии со схемой промышленных зон Санкт-Петербурга, размещенной на сайте Правительства Санкт-Петербурга, вся Штурманская улица находится на территории зоны "Предпортовая-2"
Учитывая данное обстоятельство, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в уведомлениях от 12.01.2022 N 971444 и от 25.02.2022 N790432 о введении ограничения режима потребления электрической энергии указан верный адрес Энергоснабжаемого объекта: Санкт-Петербург, ул. Штурманская, д. 5, корп. 3, лит. А.
Доказательства того, что ЗАО "Лендорстрой-2" было введено ограничение режима потребления по уведомлению от 12.01.2022 N 971444 либо погашена задолженность за потребленную электроэнергию в полном объеме, в материалы дела не представлены (административным органом данные обстоятельства не исследовались и не устанавливались).
При этом наличие задолженности ЗАО "Лендолрстрой-2" перед АО "ПСК" по договору от 01.01.2007 N 78010000000083 на 01.04.2022 в размере 7 216 544,83 руб. зафиксировано Обществом актом односторонним сверки, который также был представлен Управлению и суду первой инстанции.
Таким образом, из материалов дела следует, что указанные в заявлении АО "ПСК" о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2022 N ПСК/01/01/02/309 факты и приложенные к заявлению документы свидетельствуют о наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении в силу статьи 28.1 КоАП РФ, поскольку содержат данные, указывающие на наличие в действиях ЗАО "Лендорстрой-2" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
Наличие или отсутствие всех элементов состава административного правонарушения (в том числе вины как субъективной стороны состава правонарушения) устанавливается в рамках производства по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ), в ходе которого административному органу предоставлено право запрашивать все необходимые документы и устанавливать обстоятельства административного правонарушения (в том числе, причины совершения правонарушения, наличие оснований для признания правонарушения малозначительным, соблюдение срока привлечения к административной ответственности и т.д.).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у административного органа отсутствовали основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Лендорстрой-2" по заявлению АО "ПСК" от 26.05.2022 N ПСК/01/01/02/309.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению, определение Управления от 16.06.2022 по делу N 07-240/17558-1485/О-60 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подлежит признанию незаконным; в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов Общества Управлению надлежит рассмотреть заявление АО "ПСК" о привлечении ЗАО "Лендорстрой-2" к административной ответственности от 26.05.2022 N ПСК/01/01/02/309 и принять решение в соответствии с КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 октября 2022 года по делу N А56-73945/2022 отменить.
Признать незаконным определение Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.06.2022 по делу N 07-240/17558-1485/О-60 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Лендорстрой-2".
Обязать Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотреть заявление акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" от 26.05.2022 N ПСК/01/01/02/309 о привлечении ЗАО "Лендорстрой-2" к административной ответственности и принять процессуальное решение в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73945/2022
Истец: АО "Петербургская сбытовая компания"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4513/2023
22.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35563/2022
17.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35563/2022
10.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-73945/2022