г. Саратов |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А57-7290/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синица А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 ноября 2022 года по делу N А57-7290/2022,
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677)
к федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105),
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании убытков,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Транс" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" о взыскании убытков в размере стоимости утраченного груза в сумме 380 268 руб. 37 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, правоотношения сторон обусловлены договором на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом от 29.10.2019 N 5304/4350019/0870, согласно которому ответчик обязался оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а истец (заказчик) обязался принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Грузоотправителем АО "РН-Транс" 07.07.2021 со ст. Нефтяная Приволжской железной дороги (погрузка на эстакаде налива ПАО "Саратовский НПЗ") в адрес грузополучателя ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (ст. Туапсе Сортировочная СКВ ж.д.) по железнодорожной накладной N ЭА246146 от 07.07.2021 произведена отправка в/цистерны 51269439 с грузом дизельное топливо летнее сорта С экологического класса К5 марки ДТ-Л-К5. Согласно прилагаемым документам по данной отправке на вагон-цистерну N 51269439 было установлено ЗПУ СПРУТ 777-М Н8588473.
12.07.2021 года в ходе приемки груза грузополучателем в вагоне N 51269439 обнаружено нарушенное ЗПУ грузоотправителя.
16.07.2021 грузополучателем - ООО "РН - Морской терминал Туапсе" произведена комиссионная приемка указанного груза в вагоне-цистерне N 51269439 с участием представителя ПАО "НК "Роснефть" - Тальмана АО "СЖС Восток Лимитед". В ходе комиссионной приемки груза в вагоне-цистерне N 51269439 выявлена недостача груза против перевозочного документа в количестве 8 786 кг, а с учетом погрешности измерений окончательная масса недостачи груза составила 8 476 кг, на сумму 5 030,85 долларов США (исходя из расчетной стоимости продукта 505,37 долларов США за тонну груза).
Представитель ответчика, присутствовавший при комиссионной приемке груза, от подписи акта отказался.
Согласно отметке в железнодорожной накладной ЭА246146 груз следовал в сопровождении охраны по договору N 5304/4350019/0870 от 29.10.2019.
АО "РН-Транс" является дочерним предприятием ПАО "НК "Роснефть", осуществляет экспедиторские функции при перевозках грузов.
В связи с выявленной недостачей груза ПАО "НК-Роснефть" была заявлена претензия N 73-42294-21 от 04.08.2021 о возмещении полной стоимости похищенного. Указанная претензия была оплачена АО "РН-Транс" в полном объеме. Оплата претензии была произведена по курсу доллара США на 29.11.2021 (дата платежа).
Вследствие хищения груза - дизельное топливо ЕВРО летнего сорта С экологического класса К5 марки ДТ-С-К5 в количестве 8 476 кг из вагона-цистерны N 51269439 прибывшего в адрес ООО "РН-Морской Терминал Туапсе" (ст. Туапсе Сортировочная экспорт СКВ ж. д.) по железнодорожной накладной N ЭА246146 АО "РН-Транс" причинен материальный ущерб на сумму, эквивалентную 5 030,85 долларов США, что по курсу на момент оплаты претензии ПАО "НК Роснефть" составило 380 268 руб. 37 коп. (курс доллара США на 29.11.2021 - 75,5873 руб.).
В целях досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию N ЛР-1161-СР-2021 от 14.12.2021, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (ст. 404 ГК РФ).
Из содержания приведенных норм права следует, что при обращении с настоящим иском истец должен доказать факт причинения убытков, их размер, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения ответчика, причинную связь между поведением ответчика и наступившим вредом. Отсутствие одного из вышеперечисленных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении иска.
Как установлено судом первой инстанции, факт утраты груза и стоимость груза подтверждается актом общей формы от 12.07.2021, в соответствии с которым недостача продукции составила 8 476 кг стоимостью 5 030,85 долларов США (исходя из расчетной стоимости продукта 505,37 долларов США за тонну груза).
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются также Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).
В соответствии со статьей 118 УЖТ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).
Таким образом, у перевозчика отсутствовала обязанность принимать груз комиссионно и составлять коммерческий акт.
В пункте 13 Правил N 29 установлено, что выдача грузов в вагонах, контейнерах, прибывших в сменном или постоянном сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя), производится перевозчиком без проверки.
Согласно статье 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт составляется для удостоверения несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе при выгрузке в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза. Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, если они участвуют в проверке грузов. Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал грузополучатель.
Таким образом, при осуществлении перевозки в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя (сменное сопровождение) акты общей формы, коммерческие акты составляются по заявлению представителя охраны, сопровождающего груз по договору охраны.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил наличие между сторонами отношений по сопровождению и охране вагонов с грузами в пути следования, факт передачи груза под охрану ответчику, ненадлежащее исполнение последним обязательств по договору, причинно-следственную связь между неисполнением ответчиком принятых на себя обязательств и причиненными истцу убытками, а также размер ущерба, причиненного несохранностью груза.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество подтвердило обоснованность заявленных требований и доказало вину ФГП ВО ЖДТ России в причинении убытков истцу, а также их размер, и правомерно удовлетворил иск общества.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответственность за несохранность груза несет перевозчик, в качестве которого в настоящем споре выступает ОАО "РЖД", судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 118 УЖТ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя, кем и являлись представители ответчика, на которых, исходя из указанной нормы закона, возложена обязанность по обеспечению сохранности груза с момента приема вагона и до момента выдачи груза грузополучателю.
В рассматриваемом случае у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения ответственности на перевозчика, поскольку ответчик в рамках договора от 29.10.2019 N 5304/4350019/0870 оказывал услуги по сопровождению и охране груза при перевозке железнодорожным транспортом.
Иное толкование апеллянтом материальных норм, в том числе статьи 118 УЖТ противоречит закону и сложившейся судебной практике по данной категории дел (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.11.2022 N Ф01-6812/2022 по делу N А43-10143/2021, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.06.2018 N Ф03-2359/2018 по делу N А04-11478/2017).
Доводы апеллянта об отсутствии расчета суммы исковых требований опровергаются материалами настоящего дела, в том числе представленным подробным мотивированным расчета иска на сумму 380 268 руб. 37 коп.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с правомерными выводами суда первой инстанции и направлены на их переоценку, в связи с чем они отклоняются судебной коллегией. Надлежащих доказательств или доводов, не выступающих предметом исследования при рассмотрении иска в суде первой инстанции, заявителем не приведено.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 ноября 2022 года по делу N А57-7290/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7290/2022
Истец: АО РН-Транс
Ответчик: ФГП "ВО ЖДТ России"
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"