город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2023 г. |
дело N А32-37906/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Авакяна Самвела Андрониковича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.11.2022 по делу N А32-37906/2022
по заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Красноармейскому району
к заинтересованному лицу индивидуальному предпринимателю Авакяну Самвелу
Андрониковичу
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Авакяна Самвела Андрониковича посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Королев В.С. по доверенности от 01.09.2022,
УСТАНОВИЛ:
отдел Министерства внутренних дел России по Красноармейскому району (далее - заявитель, отдел) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Авакяна Самвела Андрониковича (далее - заинтересованное лицо, предприниматель, ИП Авакян С.А.) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2022 ИП Авакян С.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. Суд определил направить на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола осмотра места происшествия от 14.06.2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Авакян С.А. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что административным органом допущены процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, выразившиеся в том, что предприниматель не был извещен о дате и времени его составления, в то время как представитель, участвовавший при составлении протокола, действовал в интересах предпринимателя на основании общей доверенности.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель ИП Авакяна С.А. поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Авакян Самвел Андроникович осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
14.06.2022 в КУСП Отдела МВД России по Красноармейскому району зарегистрирован материал проверки (КУСП N 7473 от 14.06.2022) по факту продажи индивидуальным предпринимателем Авакяном С.А. алкогольной продукции без лицензии в кафе "Хинкальный дом" по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, станица Старонижестеблиевская, ул. Степная, 35.
14.06.2022 по результатам проведенной проверки административным органом составлен протокол осмотра места происшествия (л.д. 6), на основании которого изъята алкогольная продукция, явившаяся предметом административного правонарушения.
14.07.2022 административным органом в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 20-021814 по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечении в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
Из обстоятельств дела следует, что административным органом установлено осуществление предпринимателем розничной продажи алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).
Событие, вменяемого предпринимателю административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 14.07.2022; протоколом осмотра места происшествия от 14.06.2022; фотоматериалами; объяснениями и заключением эксперта N 17/4-2805э.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения предпринимателя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что предприниматель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что не был извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, в то время как представитель, участвовавший при составлении протокола, действовал в интересах предпринимателя на основании общей доверенности.
Признавая указанные доводы несостоятельными, апелляционная коллегия учитывает следующее.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя, привлекаемого к административной ответственности юридического лица, обладающего на этой стадии комплексом процессуальных прав.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума от 10.11.2011 N 71), права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 Кодекса, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 14.07.2022 при составлении в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении N 20-021814 присутствовал его представитель по доверенности от 12.07.2022 - Авакян Андроник Сергеевич, что подтверждается его подписью.
Согласно нотариальной доверенности от 12.07.2022 N 23АВ2907329, доверенность выдана доверителем Авакяном Самвелом Андрониковичем на представление его интересов Авакяном Анроником Сергеевичем, в том числе на ведение дел доверителя во всех судебных, административных и правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуре и иных правоохранительных органах, в том числе: во всех судах судебной системы Российской Федерации со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитнику, потерпевшему, его представителю.
Таким образом, нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности административным органом не допущено.
Кроме того, в судебном заседании суда первой инстанции представитель предпринимателя пояснил, что административный орган известил предпринимателя о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении посредством телефонной связи.
В силу пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Таким образом, процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 14.06.2022.
Назначенное судом первой инстанции административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение предпринимателя к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ИП Авакяном С.А. административного правонарушения, при том, что предприниматель не мог не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Нарушение установленного государством порядка розничной продажи алкогольной продукции физическим лицам, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении возможных материальных последствий в виде неуплаченных в бюджет налогов, допуска в оборот некачественной алкогольной продукции, но и в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Учитывая, что изъятая по протоколу осмотра происшествия от 14.06.2022 алкогольная продукция находится в незаконном обороте, исходя из положений части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ и содержащихся в пунктах 15, 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснений, суд первой инстанции обосновано счел, что спорная продукция подлежит уничтожению в соответствии с требованиями Закона N 171-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2022 по делу N А32-37906/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37906/2022
Истец: ОМВД России по Красноармейскому району, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноармейскому району
Ответчик: Авакян Самвел Андроникович