город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2023 г. |
дело N А32-33387/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 ноября 2022 по делу N А32-33387/2022 по иску администрации Афипского городского поселения Северского района к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об обязании принять имущество в федеральную собственность,
УСТАНОВИЛ:
администрация Афипского городского поселения Северского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества) об обязании принять в федеральную собственность объекты уличного освещения на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-146 Краснодар - Верхнебаканский N 00 ОП ФЗ А-146 (Е115), ул. Шоссейная от автомобильного моста через р. Афипс до пересечения с ул. Ленина в пгт. Афипский Северского района Краснодарского края.
Исковые требования мотивированы необоснованным уклонением ответчика от принятия в казну спорного имущества, относящегося к федеральной собственности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2022 исковые требования удовлетворены, суд возложил на МТУ Росимущества обязанность в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную принять в федеральную собственность объекты уличного освещения на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-146 Краснодар - Верхнебаканский N 00 ОП ФЗ А-146 (Е115), ул. Шоссейная от автомобильного моста через р. Афипс до пересечения с ул. Ленина в пгт. Афипский Северского района Краснодарского края.
Решение мотивировано тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Уличное освещение автомобильной дороги законодательно отнесено к элементам обустройства автомобильных дорог, содержание которого обеспечивается исходя из уровня собственности дороги общего пользования. Поскольку спорная автомобильная дорога включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928, спорное имущество относится к федеральной собственности.
МТУ Росимущества обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что главным распорядителем бюджетных средств не выделены денежные средства на содержание объектов уличного освещения. МТУ Росимущества полагает возможным администрации, как заинтересованному в передаче имущества лицу, осуществить поиск профильной организации федерального подчинения с целью оформления договорных отношений. В случае согласия организации в дальнейшем принять объекты в оперативное управление, вопрос принятия из муниципальной собственности в федеральною собственность спорного имущества будет рассмотрен МТУ Росимущества по существу. Полномочия собственника федерального имущества дорожного хозяйства принадлежат федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", однако истцом меры по заключению соглашения с учреждением не приняты.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра муниципальной собственности Афипского городского поселения Северского района уличное освещение с местоположением: Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский, ул. Шоссейная, находится в казне Афипского городского поселения на основании постановления администрации от 29.11.2010 N 423.
Указанное уличное освещение предназначено для освещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-146 Краснодар - Верхнебаканский N 00 ОП ФЗ А-146 (Е115), ул. Шоссейная от автомобильного моста через р. Афипс до пересечения с ул. Ленина в пгт. Афипский Северского района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Администрация 15.12.2021 направила в МТУ Росимущества обращение о рассмотрении вопроса по передаче уличного освещения ул. Шоссейной в пгт. Афипском (от автомобильного моста через р. Афипс до пересечения с ул. Ленина), расположенного в границах полосы отвода федеральной автодороги А-146, в федеральную собственность.
В письме от 22.01.2022 N 23-05/1578 МТУ Росимущества проинформировало администрацию о невозможности принятия спорного имущества в федеральную собственность, ввиду отсутствия в бюджете статьи расходов на содержание такого имущества.
Истец, ссылаясь на необоснованное уклонение ответчика от принятия спорных объектов в казну Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно абзацу 12 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Абзацем 14 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в случае передачи имущества муниципальной собственности в федеральную собственность предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества. Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 8-П разъяснил, что положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают достижение договоренностей между ними, необходимость согласованных действий соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) приведены следующие понятия: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым, в том числе относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
В силу положений частей 1, 2, 8 статьи 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Названные требования являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования" распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устанавливается, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, на расстоянии от них не менее 100 метров.
Приказом Министерства транспорта России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы по элементам обустройства автомобильных дорог (подпункт "к" подпункта 4 пункта 6) - поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
Учитывая изложенное, уличное освещение автомобильной дороги законодательно отнесено к элементам обустройства автомобильных дорог, содержание которого обеспечивается исходя из уровня собственности дороги общего пользования.
Автомобильная дорога А-146 Краснодар - Верхнебаканский N 00 ОП ФЗ А-146 (Е115) включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928, в связи с чем указанная автомобильная дорога является собственностью Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что отсутствие финансирование по данной статье расходов, на что ссылается МТУ Росимущество, не является основанием для уклонения от принятия в федеральную собственность спорного имущества. Учитывая, что спорной объект - уличное освещение расположено на участке автомобильной дороги федерального значения и является элементом обустройства автодороги, предназначенным для ее освещения в соответствии с установленными стандартами, спорное имущество подлежит передаче в федеральную собственность.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные доводы жалобы ответчика о непринятии истцом мер по поиску поиск профильной организации федерального подчинения с целью оформления договорных отношений, после чего ответчик бы приступил к рассмотрению вопроса о принятии из муниципальной собственности в федеральною собственность спорного имущества, поскольку функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Росимущество. Спорное имущество может быть передано в оперативное управление или хозяйственное ведение подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям лишь в случае принятия лицом, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, соответствующего распорядительного акта.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 ноября 2022 по делу N А32-33387/2022 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33387/2022
Истец: Администрация Афипского городского поселения Северского района
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК и республике Адыгея