город Омск |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А46-12220/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14733/2022) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2022 по делу N А46-12220/2022 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ОГРН 1225500009811, ИНН 5503259055, адрес: 644099, город Омск, улица Некрасова, дом 6) к государственному предприятию Омской области "Тевризское дорожное ремонтно-строительное управление" (ОГРН 1025502056326, ИНН 5536004486, адрес: 646560, Тевризский район, поселок Тевриз, улица Советская, дом 93) о взыскании субсидии в доход областного бюджета в размере 17 389 564 руб. 47 коп. и штрафных санкций в размере 398 768 руб. 92 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области - Каролюнич Денис Сергеевич по доверенности от 01.11.2022 сроком действия до 31.12.2023,
от государственного предприятия Омской области "Тевризское дорожное ремонтно-строительное управление" - Сынтин Артем Вячеславович по доверенности от 27.07.2022 N 2-Д сроком действия 3 года,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с государственного предприятия Омской области "Тевризское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ответчик, предприятие, ГП "Тевризское ДРСУ") субсидии в доход областного бюджета в размере 17 389 564 руб. 47 коп. и штрафных санкций в размере 398 768 руб. 92 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.10.2022 по делу N А46-12220/2022 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Министерство в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что предприятием не обеспечено достижение значения результата предоставления субсидии из областного бюджета в 2020 году на содержание Знаменской и Усть-Шишовской паромных переправ по количеству перевезенных пассажиров; по мнению истца, ГП "Тевризское ДРСУ" не представлено доказательств того, что недостижение показателей обусловлено распространением коронавирусной инфекции, а также того, что последнее повлияло на объем перевозок.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель предприятия с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Минстрой Омской области, согласно пункту 1 указа Губернатора Омской области от 30.12.2021 N 210 "О реорганизации министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области" министерство реорганизовано путем выделения из него министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области) предоставляло субсидии в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства в соответствии с государственной программой Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п, Порядком предоставления за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 11.03.2015 N 49-п (далее - Порядок предоставления субсидии).
Минстроем Омской области в июне 2020 года проведен отбор юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области (далее - Субсидии).
По результатам отбора в соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления субсидий на основании протоколов заседания комиссии по проведению отбора от 08.06.2020 N 3 и от 09.06.2020 N 4 распоряжением Минстроя Омской области от 17.06.2020 N 186-рп "О предоставлении в 2020 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, имеющим право на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области в 2020 году" государственному предприятию Омской области "Знаменское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ГП "Знаменское ДРСУ", получатель) предусмотрено выделение субсидии в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, в размере 19 010 811 руб.
В соответствии с Законом Омской области от 19.12.2019 N 2219-03 "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Порядком предоставления субсидий, распоряжением от 17.06.2020 N 186, между Минстроем Омской области и ГП "Знаменское ДРСУ" заключено соглашение от 25.06.2020 N 4-п о предоставлении в 2020 году субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства ГП "Знаменское ДРСУ", связанных с выполнением работ по содержанию переправ в размере 19 010 811 руб. (далее - соглашение).
В итоге рассмотрения предоставленного получателем субсидии отчета, Минстрой Омской области перечислил ГП "Знаменское ДРСУ" субсидию в размере 17 389 564 руб. 47 коп.
По результатам проведенной Минстроем Омской области камеральной плановой проверки установлено, что в нарушение требований пункта 5.3.4 соглашения ГП "Знаменское ДРСУ" не обеспечено достижение значения результата предоставления субсидии из областного бюджета в 2020 году на содержание Знаменской и Усть-Шишовской паромных переправ по количеству перевезенных пассажиров, составлен акт от 27.04.2021 N 2021-1.
Минстрой Омской области письмом от 01.04.2022 N МСТД-3667 направил уведомление о возврате субсидии в течение 30 календарных дней в размере 17 389 564 руб. 47 коп.
Средства субсидии получателем не возвращены, письмом от 20.04.2022 ГП "Тевризское ДРСУ" сообщило о правопреемстве в связи с реорганизацией ГП "Знаменского ДРСУ" путем присоединения к ГП "Тевризское ДРСУ" и об отказе в возврате субсидии.
Поскольку требование об уплате штрафных санкций направлено Минстроем Омской области 01.04.2022, а в соответствии с пунктом 6.3 соглашения субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления, Минстроем Омской области произведен расчет штрафных санкций начиная с 01.05.2022 и по дату составления искового заявления - 11.07.2022 на сумму 398 768 руб. 92 коп.
Ввиду оставления требований истца ответчиком без исполнения, Министерство обратилось в суд с соответствующим иском.
26.10.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвёртым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Требование Министерства мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, предусмотренных пунктом 5.3.4 соглашения, а именно: не обеспечено достижение значения результата предоставления субсидии из областного бюджета в 2020 году на содержание Знаменской и Усть-Шишовской паромных переправ по количеству перевезенных пассажиров.
Правовым последствием указанного, по мнению истца, является возврат суммы субсидии полностью в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в сумме 17 389 564 руб. 47 коп.
Кроме того, неисполнение уведомления о возврате субсидии, с позиции истца, возлагает на ответчика также штрафные санкции в размере 398 768 руб. 92 коп., рассчитанные в соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 6.5 соглашения за период с 01.05.2022 по 11.07.2022.
Правоотношения сторон регламентированы Порядком предоставления субсидии, соглашением о предоставлении в 2020 году субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства ГП "Знаменское ДРСУ" от 25.06.2020 N 4-п.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления субсидии (здесь и далее в редакции, действующей в 2020 году) настоящий определяет цель предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям (далее - перевозчики) в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства (далее - субсидии), критерии отбора перевозчиков, имеющих право на получение субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году (далее - остатки субсидий).
Целью предоставления субсидий является возмещение перевозчикам затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области (далее - паромные переправы), в том числе осуществлением среднего и (или) капитального ремонта судов, плавучих объектов, используемых для работы на паромных переправах (далее - ремонт судов), а также финансовое обеспечение затрат по ремонту судов в рамках реализации подпрограммы "Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области" (пункт 2 Порядка предоставления субсидии).
Субсидии в 2020 году предоставлялись Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (пункт 2.1 Порядка предоставления субсидии).
Условия и порядок предоставления субсидий закреплены в разделе 3 Порядка предоставления субсидии, а порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий предусмотрен разделом 4 Порядка предоставления субсидии.
В случае нарушения перевозчиками, получившими субсидии, условий, установленных подпунктами 1, 2, 5, 6 пункта 9 настоящего Порядка, Министерство в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет перевозчикам, получившим субсидии, уведомление о возврате субсидий (пункт 15 Порядка предоставления субсидии).
Субсидии (остатки субсидий) подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о возврате субсидий (остатков субсидий) (пункт 15 Порядка предоставления субсидии).
При этом подпунктами 1, 2, 5, 6 пункта 9 настоящего Порядка предоставления субсидии установлены следующие условия предоставления субсидий:
1) выполнение работ по содержанию паромных переправ, предусмотренных в Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402;
2) осуществление в соответствии с законодательством бесплатной перевозки:
- детей в возрасте до 5 лет;
- транспорта общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
- специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, и сотрудников соответствующих служб;
- транспортных средств организаций федеральной почтовой связи, осуществляющих перевозки почтовых отправлений, денежных средств, и работников, сопровождающих почтовые отправления и денежные средства;
5) использование субсидии, предоставленной в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по осуществлению ремонта судов, в соответствии с целью ее предоставления и представление Министерству в установленный им срок соответствующих сведений об использовании субсидии;
6) в случае предоставления перевозчикам, являющимся юридическими лицами, субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением работ по осуществлению ремонта судов, - включение в соглашение запрета приобретения за счет полученных средств иностранной валюты (за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 статьи 78 БК РФ).
Соглашением закреплено право Министерства:
- требовать возврата субсидии в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем средств областного бюджета и уполномоченным органом государственного финансового контроля (пункт 5.1.3);
- требовать возврата субсидии в случае, если получателем не достигнуты установленные значения конкретного результата предоставления субсидии (пункт 5.1.5);
- требовать уплаты штрафной санкции в размере ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды, за каждый день просрочки от суммы субсидии, подлежащей возврату, в случае нарушения получателем условий предоставления субсидий (пункт 5.1.6).
Получатель субсидии, в свою очередь, в соответствии с пунктом 5.3.2 соглашения обязуется вернуть субсидию в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных подпунктами 1, 2 пункта 9 Порядка предоставления субсидии и настоящим соглашением в срок, установленный пунктом 6.3 настоящего соглашения.
Пунктом 5.3.4 соглашения установлена обязанность получателя субсидии обеспечить достижение значения результата предоставления субсидии, установленного настоящим соглашением в 2020 году:
Знаменская паромная переправа:
- объем перевезенных пассажиров в количестве - 10,573 тыс. чел.;
- объем перевезенного автотранспорта - 4,810 тыс. ед.;
Усть-Шишовская паромная переправа:
- объем перевезенных пассажиров в количестве - 8,624 тыс. чел.;
- объем перевезенного автотранспорта-3,650 тыс. ед.
В случае недостижения установленного значения результата предоставления субсидии получатель обязуется вернуть субсидию в срок, установленный пунктом 6.3 настоящего соглашения (пункт 5.3.5 соглашения).
Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о возврате субсидий (пункт 6.3 соглашения).
Судом первой инстанции установлено, что предприятие по объективным причинам, возникшим в начале 2020 года, не смогло достичь результата в виде количества перевезенных получателем субсидии пассажиров на 31 декабря текущего финансового года на уровне не менее средней численности перевезенных пассажиров и автотранспортных средств за три предшествующих года.
Так, к паромным переправам пассажиры доставляются муниципальными автобусами или добираются на личном транспорте.
Губернатор Омской области распоряжением от 17.03.2020 N 19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области" ввел ограничения на перемещение людей и транспорта. Нарушение ограничений влекло административную ответственность.
Во исполнение названного распоряжения глава Знаменского муниципального района Омской области издал распоряжения об утверждении расписания автобусов (от 31.03.2020 N 109-р, от 20.04.2020 N123-р, от 28.04.2020 N130-р, от 30.04.2020 N 132-р, от 08.05.2020 N 143-р, от 21.05.2020 N 150-р), в соответствии с которыми количество рейсов существенно было сокращено, перемещение людей ограничено.
Таким образом, существовавшие ограничения хозяйственной деятельности в 2020 году повлияли на объем перевозки пассажиров на Знаменской и Усть-Шишовской паромных переправах.
Указанные выводы суда первой инстанции подателем жалобы не опровергнуты.
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта была включена в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Министерством не оспаривается, что полученные в рамках соглашения денежные средства использованы предприятием в соответствии с целями, определенными условиями соглашения.
Факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки Министерством не установлено и из материалов дела не усматривается.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В настоящем случае недостижение показателей результативности, предусмотренных соглашением, было обусловлено общеизвестным фактом распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, поэтому не требовало дополнительного обоснования и документального подтверждения со стороны предприятия.
Кроме того, как указывалось выше, пунктом 15 Порядка предоставления субсидии в редакции, действовавшей в 2020 году, предусмотрено направление перевозчикам, получившим субсидии, уведомление о возврате субсидий в случае нарушения условий, установленных подпунктами 1, 2, 5, 6 пункта 9 данного Порядка, что отсутствует в рассматриваемом случае.
Поскольку пунктами 1, 2, 5, 6 Порядка предоставления субсидии не предусмотрена обязанность перевозчика, получившего субсидию, по достижению значения результата предоставления субсидии, то Порядком в редакции от 13.11.2019 не была установлена обязанность по возврату средств субсидии в полном объеме в связи с недостижением получателем субсидии показателя результативности.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.2022 по делу N А46-12220/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12220/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ТЕВРИЗСКОЕ ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"