г. Санкт-Петербург |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А21-2257/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от истца: Радионова И.В. по доверенности от 10.08.2022 (онлайн)
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-36463/2022) ООО "ЛОНМАДИ Балтия" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2022 по делу А21-2257/2022 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску Центральной акцизной таможни
к ООО "ЛОНМАДИ Балтия"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (ОГРН: 1027700552065, адрес: 109028, Москва, ул. Яузская, 8, далее - Таможня, истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ Балтия" (ОГРН: 1123926073787, адрес: 236029, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Васильково, 4-я Большая окружная ул., 61А, далее - ответчик, Общество, ООО "ЛОНМАДИ Балтия") о взыскании 1 380 000 руб. неуплаченного утилизационного сбора, 38 847 руб. пени, а также пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 14.09.2022 с ООО "ЛОНМАДИ Балтия" в пользу Центральной акцизной таможни взыскано 1 380 000 руб. утилизационного сбора и 38 847 руб. пени. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "ЛОНМАДИ Балтия", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что положением пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что не за каждое транспортное средство установлена обязанность по уплате утилизационного сбора. Считает, что включение в перечень видов техники, освобождаемых от уплаты утилизационного сбора, кода 8429 59 000 0 - прочее, свидетельствует о намерении Правительства РФ придать пункту 3 Перечня расширительное толкование и освободить все самоходные машины, относимые к подгруппе 8429 5 "лопаты механические, экскаваторы и одноковшовые погрузчики", в том числе прямо не поименованные, такие как экскаватор - погрузчик.
Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка письму Минпромторга РФ N 60603/07 от 24.06.2022 в ответ на обращение Общества по вопросу уплаты утилизационного сбора в отношении техники, помещаемой под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, в котором указано, что основным критерием при определении расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС, а также, что в отношении, в том числе кода ТН ВЭД ЕАЭС, по которому ответчиком ввезен товар, утилизационный сбор не уплачивается. Также судом не применены положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Также податель жалобы считает, что ГОСТ Р ИСО 6165-2010 при определении разрешения вопроса о возможности освобождения товаров, ввозимых ответчиком от уплаты утилизационного сбора, носит исключительно информационный и рекомендательный характер и не может служить основанием для принятия решения при наличии ТН ВЭД ЕАЭС. Товар, ввозимый ответчиком, имеет название экскаватор - погрузчик и классифицируется по коду 8429 59 000 0, включенному в перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС, освобожденных от уплаты утилизационного сбора. Таким образом, в Перечень видов самоходных машин, освобожденных от уплаты утилизационного сбора, включены обе части наименования ввозимого ответчиком товара при соответствии кода ТН ВЭД ЕАЭС.
В судебном заседании 16.01.2023 представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке статьи 156 АПК РФ.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не заявлено, в связи с чем решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в мае 2021 года Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и по декларации на товар N 10009100/310521/0078769 задекларировало: транспортное средство - экскаватор-погрузчик на колесном ходу, марка JCB, мощность 101 л.с. год выпуска 2021, ТН ВЭД ЕАЭС 8429 59 000 0, количество - 2.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой для внутреннего потребления.
Таможней установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора по ДТ N 10009100/310521/0078769 в сумме 1 380 000 руб., пени в сумме 38 847 руб. на день подачи искового заявления.
В связи с этим, в адрес Общества направлено уведомление от 29.06.2021 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени, которое получено адресатом 19.07.2021.
Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Обществом не произведена, таможня обратилась в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции заявленные требования в части задолженности удовлетворил в полном объеме, требования о взыскании пени за просрочку оплаты удовлетворил частично, отказав в удовлетворении требования о взыскании пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Пункт 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ называет плательщиками утилизационного сбора лиц, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Из законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, объект обложения этим сбором и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о наличии/отсутствии обязанности уплачивать данный сбор во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует соответствующих затрат.
Утилизационный сбор не является таможенным платежом, следовательно, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень); перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается (далее - Перечень N 3).
Согласно Перечню N 3 от уплаты утилизационного сбора при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны освобождаются следующие самоходные машины: 1. Автогрейдеры (классифицируются по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9). 2. Бульдозеры (классифицируются по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9). 3. Экскаваторы (классифицируются по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0). 4. Катки дорожные (классифицируются по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0). 5. Погрузчики одноковшовые фронтальные (классифицируются по коду 8429 51). 6. Трубоукладчики (классифицируются по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1). 7. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируются по коду 8426 41 000). 8. Прицепы (классифицируются по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0).
Как разъяснено в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 305-ЭС20-6768 по делу N А41-95371/2018, само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством, таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств (самоходных машин).
С учетом буквального толкования перечня самоходных машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, для предоставления освобождения от уплаты утилизационного сбора необходимо установить указанный в нем вид самоходной машины, классифицируемый по конкретным кодам ТН ВЭД.
В настоящем случае в силу пункта 3 перечня самоходных машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, от утилизационного сбора освобождаются экскаваторы, классифицируемые по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0.
Как видно из материалов дела, Общество ввезло товар экскаваторы-погрузчики, классифицируемые по коду 8429 59 000 0.
При этом, такой вид самоходной машины как экскаватор-погрузчик в Перечне самоходных машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, не поименован. Отсутствует указание в этом нормативном акте и на то, что в пункт 3 перечня самоходных машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, включаются любые разновидности экскаваторов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, срок действия Перечня самоходных машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, установлен до 01.02.2020 только в отношении самоходных машин, отмеченных знаком <3> согласно примечанию <3>. При этом, такой срок не распространяется на пункт 3 (экскаватор) Перечня самоходных машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, о применении которого возник спор в настоящем деле.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Общества, суд первой инстанции правомерно сослался на ГОСТ Р ИСО 6165-2010, содержащий перечень землеройных машин, включающий в себя следующие группы: бульдозер; погрузчик; экскаватор-погрузчик; экскаватор; траншеекопатель; землевоз; скрепер; автогрейдер; уплотняющая машина; каток; трубоукладчик с неподвижной платформой; трубоукладчик с поворотной платформой; машина горизонтального направленного бурения, что также подтверждает разный вид таких самоходных машин как экскаватор и экскаватор-погрузчик.
Апелляционный суд отмечает также, что с учетом кода ТН ВЭД ЕАЭС 8429 59 000 0 спорная машина включается в раздел III Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор "Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0)".
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что утилизационный сбор устанавливается в отношении конкретной категории и вида самоходных машин и только в отношении тех машин соответствующего вида и категории, которые классифицируются по указанным в Перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Несостоятельна ссылка подателя жалобы на письмо Минпромторга от 24.06.2022 N 60603/07, поскольку оно не опровергает правильность принятого решения по делу.
Ссылка в этом документе на то, что код ТН ВЭД является основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора, не означает, что для включения товара в перечень машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, решающим значением является код ТН ВЭД.
Исходя из структуры Перечня машин, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, коды ТН ВЭД не являются самостоятельными характеристиками самоходных машин, а указываются в качестве вставных конструкций, дополняющих такие характеристики самоходных машин как вид и категория.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ввезенный Обществом товар не относится к перечню видов самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, в связи с чем законно и обоснованно удовлетворил иск в части взыскания задолженности по уплате утилизационного сбора.
В соответствии с положениями пункта 11.1 раздела II Правил пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (пункт 15(1)).
Как следует из материалов дела, таможней также заявлено требование о взыскании 38 847 руб. пени, а также пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства. Расчет пеней проверен судом первой и апелляционной инстанциями и признан обоснованным и арифметически верным.
Суд первой инстанции указанное требование удовлетворил частично, отказав в удовлетворении требования о взыскании пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства со ссылкой на положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" не подлежали применению, поскольку ответчик не представил доказательств, что пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, ответчик не является банкротом и в отношении его не подано заявление о банкротстве.
В указанной части решение суда первой инстанции таможенным органом не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 сентября 2022 года по делу N А21-2257/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ Балтия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2257/2022
Истец: Центральная акцизная таможня
Ответчик: ООО "Лонмади Балтия"
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4677/2023
03.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36463/2022
19.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36463/2022
14.09.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-2257/2022