г. Тула |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А23-1119/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Афанасьевой Е.И. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., в отсутствие истца - государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской (г. Калуга, ОГРН 1024001180312, ИНН 4027022552), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 8 Федерального медико-биологического агентства" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000940919, ИНН 4025002173), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 8 Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Калужской области от 17.10.2022 по делу N А23-1119/2022 (судья Сидорычева Л.П.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС, фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N 8 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ КБ N 8 ФМБА России, страхователь, ответчик) о взыскании убытков в размере 255 850 руб. 88 коп.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 17.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, полагая, что предъявленные ко взысканию убытки не являются следствием неправомерных действий ответчика, ФГБУЗ КБ N 8 ФМБА России обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Трудовой кодекс Российской Федерации не обязывает работодателя запрашивать у работника информацию об установлении инвалидности, а прямо запрещает требовать представления документов, не предусмотренных данным Кодексом. Таким образом, получить сведения об инвалидности работника (застрахованного лица) работодателю (страхователю) возможно только в том случае, если он сам об этом сообщит. Отмечает, что, поскольку ФСС является государственным внебюджетным фондом (статьи 10, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а одной из возложенных на него обязанностей является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, то он имел возможность получить информацию о наличии у работника Полянского В.П. инвалидности и проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности при принятии решения о выплатах, в то время как у ответчика такая возможность отсутствовала.
ФСС возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГБУЗ КБ N 8 ФМБА России с 29.03.2001 и по настоящее время зарегистрировано в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации.
В региональное отделение поступили от страхователя в электронном виде реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Полянскому В.П.
Пособия выплачивались указанному лицу в период с 24.09.2020 по 11.06.2021 непрерывно за весь период заболевания.
Общее количество оплаченных календарных дней за весь период нетрудоспособности (по одному заболеванию) составило 261 день.
В результате мониторинга реестра получателей набора социальных услуг, региональным отделением установлено, что с 10.01.2019 Полянскому В.П. установлена группа инвалидности.
При этом в реестре сведений для назначения пособия страхователем не указана информация о наличии у получателя пособия инвалидности.
В связи с нарушением части 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) истцом в адрес ответчика направлено требование о возврате в срок до 10.12.2021 переплаты пособия по временной нетрудоспособности в сумме 255 850 руб.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения ФСС в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что переплата пособия по временной нетрудоспособности вызвана ненадлежащем исполнением страхователем (работодателем) обязанности по предоставлению сведений об инвалидности работника.
Судебная коллегия апелляционного суда не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
В силу статьи 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится, в том числе возмещение убытков.
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 названной статьи).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с данным Законом, в том числе организации-юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (части 1, 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
В силу статьи 2.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
В соответствии с Положением N 294 Калужская область с 01.07.2016 по 31.12.2020 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 2375). С 01.01.2021 порядок выплаты пособий непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации распространен на всю территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило содержит пункт 2 Положения N 2375.
На основании пункта 3 Положения N 294, пункта 3 Положения N 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней, со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 данного Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Согласно пункту 7 Положения N 294, пункту 9 Положения N 2375 в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю (либо застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) - в случае, указанном в пункте 5 (пункте 7) данного Положения) извещение о представлении недостающих документов или сведений по форме, утверждаемой Фондом.
В таком случае недостающие документы или сведения представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения.
Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 294, пунктом 10 Положения N 2375 после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ, территориальный орган Фонда выносит мотивированное решение о таком отказе. Форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности утверждается Фондом.
Решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности направляется (вручается) застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
При поступлении в территориальный орган Фонда с нарушением установленных требований заявления и документов либо реестра сведений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, или документов, указанных в пунктах 10 и 12 данного Положения, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их поступления выносит мотивированное решение об отказе в рассмотрении документов (сведений) по форме, утверждаемой Фондом (пункт 14 Положения N 294, пункт 17 Положения N 2375).
Таким образом, порядок выплаты пособия, установленный Положениями, предусматривает, что на работодателя возлагается обязанность принять заявление работника о выплате пособия и, подготовив необходимые документы, направить заявление и документы работника либо соответствующий реестр по установленной форме и в установленном формате в территориальный орган ФСС, который и принимает решение о наличии оснований для выплаты пособия и о собственно выплате пособия.
Как следует из пункта 16 Положения N 294, пункта 19 Положения N 2375, страхователь несет ответственность за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Согласно части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ, пункту 3.17 Приказа ФСС РФ от 24.11.2017 N 579 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" в графе 32 "Условия исчисления пособий", если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности, проставляется код 45.
Аналогичное положение содержит Приказ ФСС РФ от 04.02.2021 N 26, утвердивший Порядок заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
Из материалов дела следует, что страхователем в ФСС представлены сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Полянскому В.П., который на момент наступления временной нетрудоспособности имел инвалидность.
При предоставлении в фонд реестров в соответствии с вышеприведенным порядком страхователь в графах, предусматривающих отражение сведений об условиях исчисления пособия, не указал код "45", который подлежит указанию в случае наличия у застрахованного лица инвалидности, а также не ограничил период, подлежащий оплате за счет средств фонда.
По мнению истца, действия страхователя привели к тому, что Полянскому В.П. было излишне выплачено пособие на сумму 255 850 руб. 88 коп.
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы страхового обеспечения, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
В силу положений статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Предусмотренный статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, не содержит указания на справку об установлении лицу группы инвалидности либо на документы, из которых страхователь имел бы возможность установить данный факт.
Необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов с учетом специфики работы в настоящем случае не предусмотрена, Полянский В.П. о наличии инвалидности ответчику не сообщил.
Из вышеизложенного следует, что страхователь не располагал сведениями о наличии у работника инвалидности и не мог получить данную информацию из каких-либо источников.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности.
Приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н (далее - Приказ N 925н) утвержден Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, действующий с 14.12.2020.
Согласно части 3 Приказа N 925н выдача (формирование) листков нетрудоспособности осуществляется юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы (или индивидуальными предпринимателями), имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" утверждена форма бланка листка нетрудоспособности.
На основании данных медицинской организации, отраженных в строке "Иное", работодатель в строке "Условия исчисления" листка нетрудоспособности имеет возможность указать код 45 - лицо, имеющее инвалидность.
Вместе с тем, в листках нетрудоспособности Полянского В.П. отсутствовало указание на установление (изменение) ему группы инвалидности, ввиду чего у ответчика не имелось оснований для указания кода 45 в той части листка, которая заполняется работодателем.
Страхователь не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями.
Истец указывает, что наличие у Полянского В.П. с 10.01.2019 группы инвалидности установлено им в результате мониторинга реестра получателей набора социальных услуг.
При этом на наличие объективных препятствий своевременно получить указанную информацию при решении вопроса о выплатах Полянскому В.П., истец не сослался, соответствующих доказательств не представил.
Следовательно, у фонда имелась возможность получить информацию о наличии у Полянского В.П. инвалидности, а также возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах указанному лицу, в то время как у страхователя такая возможность отсутствовала.
Из изложенного следует, что излишнее перечисление застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности не является следствием неправомерных действий ответчика.
Таким образом, истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникновением убытков, что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемой ситуации совокупности условий, необходимых для применения деликтной ответственности за причинение убытков.
На основании указанного обжалуемое решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных ФСС требований следует отказать.
Приведенный подход согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 11.12.2020 по делу N А08-9600/2018.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 17.10.2022 по делу N А23-1119/2022 отменить.
Отказать в удовлетворении исковых требований государственного учреждения - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1119/2022
Истец: ГУ Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Огородников Игорь Александрович, ФГБУЗ "Клиническая больница N 8" Федерального Медико-Биологического агентства", ФГБУЗ Клиническая больница N 8 ФМБА