г. Москва |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А41-2496/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Ступинского районного потребительского общества (ОГРН 1025005917177, ИНН 5045018663) - Михайлошин В.Н. представитель по доверенности от 15.06.2022 года;
от Администрации городского округа Ступино Московской области (ОГРН 1175022008248, ИНН 5045062359)- представитель не явился, извещен,
от КУИ Администрации городского округа Ступино Московской области (ОГРН 1215000035810, ИНН 5045066716)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу Ступинского районного потребительского общества на решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2022 года по делу N А41-2496/22, по заявлению Ступинского районного потребительского общества к Администрации городского округа Ступино Московской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Ступинское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Администрации городского округа Ступино Московской области (далее - Администрация), КУИ Администрации городского округа Ступино Московской области (далее - Комитет) с требованиями - признать незаконными решения комитета от 15.10.2021 N Р001-6479700145- 50230956, Р001-6479700145-50230423, Р001-6479700145-50227856, Р001-6479700145- 502278447, от 29.11.2021 N Р001-6479700145-51703447;
- обязать администрацию выделить земельные участки под эксплуатацию и обслуживание объектов недвижимости площадью 6580 кв.м и 341 кв.м, а также выделить земельный участок площадью 2,1 га для строительства торгового центра, заключив соответствующий договор аренды с обществом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2022 года по делу N А41-2496/22,, в удовлетворении требований отказано (л.д. 142-148).
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей КУИ Администрации городского округа Ступино Московской области и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлениями администрации от 08.10.2019 N 2903-п и от 08.10.2019 N 2904-п обществу на срок до 3-х лет предоставлены в аренду для размещения рынка находящиеся в собственности муниципального образования "городской округ Ступино" земельные участки по адресу: Московская обл., Ступинский р-он, г. Ступино, ул. Андропова, категория земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 50:33:0040152:1342 площадью 5908 кв.м и с кадастровым номером 50:33:0040152:1343 площадью 20305 кв.м.
На основании указанных постановлений, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договор аренды от 08.10.2019 N 549 земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040152:1343 и договор аренды от 08.10.2019 N 550 земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040152:1342. Постановлениями администрации от 13.10.2020 N 2502-п и от 13.10.2020 N 2503-п отменены ранее принятые постановления от 08.10.2019 N 2903-п и от 08.10.2019 N 2904-п, соответственно.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2021 по делу N А41-85855/20, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021, договор аренды от 08.10.2019 N 549 земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040152:1343 и договор аренды от 08.10.2019 N 550 земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040152:1342 признаны недействительными.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, общество является собственником нежилых зданий, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0040152:1343 общей площадью 20305 кв.м и 50:33:0040152:1342 общей площадью 5908 кв.м: магазина с кадастровым номером 50:33:0040152:1772, площадью 596,5 кв.м; общественного туалета с кадастровым номером 50:33:0040152:1773, площадью 78,5 кв.м; крытого павильона с кадастровым номером 50:33:0040152:176, площадью 2205 кв.м.
Общество обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0040152:1342 и 50:33:0040152:1343 в связи с наличием на этих участках объектов недвижимости: крытого павильона, магазина, общественного туалета, а также с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство торгового центра.
Решениями от 15.10.2021 N Р001-6479700145-50230956, Р001-6479700145-50230423, Р001-6479700145-50227856, Р001-6479700145-502278447, от 29.11.2021 N Р001- 6479700145-51703447 обществу отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Считая отказ администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, признал требования необоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Так, статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут.
Исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приобретение участка, занятого этим зданием, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
По смыслу положений Земельного кодекса об исключительном праве на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на них объектов недвижимости, оно имеет целью обеспечение собственникам возможности эксплуатации таких объектов; земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены по указанному основанию только для целей эксплуатации уже существующих зданий, сооружений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 8536/13).
В Постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 также указано, что при рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка. Земельный кодекс Российской Федерации предполагает преимущественный право на заключение договора аренды без проведения торгов собственником объекта недвижимости именно под объектом, а не всего земельного участка, на котором он расположен.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Обязательному судебному исследованию подлежат обстоятельства, связанные с размером (площадью) земельного участка, необходимого для использования объекта, размещенного в его границах.
При этом формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка не являются безусловным основанием для его предоставления заявителю в испрашиваемом им размере.
Как установлено судом, на испрашиваемых обществом земельных участках с кадастровыми номерами 50:33:0040152:1343, 50:33:0040152:1342 расположены принадлежащие обществу объекты (магазин с кадастровым номером 50:33:0040152:1772, площадью 596,5 кв.м; общественный туалет с кадастровым номером 50:33:0040152:1773, площадью 78,5 кв.м; крытый павильон с кадастровым номером 50:33:0040152:176, площадью 2205 кв.м), общая площадь которых составляет 2880 кв.м, что составляет 11% от общей площади данных земельных участков (26213 кв.м).
Достоверные доказательства соразмерности площадей указанных объектов недвижимости и площади испрашиваемых земельных участков заявителем в администрацию не представлены. Такие доказательства суду также не представлены, судом не установлены.
Также заявитель просит признать незаконным решение от 15.10.2021 N Р001- 6479700145-51703447 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка под строительство торгового центра. Общество ссылается на постановление Администрации Ступинского муниципального района Московской области от 10.10.2013 N 4033-п "О предварительном согласовании Ступинскому РАЙПО места размещения земельного участка, местоположение: Московская область, г. Ступино, пересечение улиц Андропова и Калинина" и постановление Администрации Ступинского муниципального района Московской области от 08.12.2014 N 5668-п "О внесении изменения в постановление Администрации Ступинского муниципального района Московской области от 10.10.2013 N 4033-п", которыми обществу предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 2,1 га.
Вместе с тем срок действия предварительного согласования предоставления земельного участка на момент обращения общества в администрацию с заявлением от 01.10.2021 о предоставлении земельного участка в аренду под строительство торгового центра, истек, поскольку в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Судом также учитывается, что постановление Администрации Ступинского муниципального района Московской области от 10.10.2013 N 4033-п "О предварительном согласовании Ступинскому РАЙПО места размещения земельного участка, местоположение: Московская область, г. Ступино, пересечение улиц Андропова и Калинина" исполнено, в 2015 году на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 50:33:0040152:1343, 50:33:0040152:1342 в отношении которых между администрацией и обществом заключены договоры аренды от 08.10.2019 N 549, от 08.10.2019 N 550.
Кроме того, в качестве основания для предоставления земельного участка в аренду общество ссылается на строительство торгового центра. Между тем указанное основание не предоставляет обществу исключительного права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов
Следовательно, у администрации отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка.
Оценив представленные документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии условий для предоставления испрашиваемых участков в собственность.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено, судом данные обстоятельства также не установлены.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (п. 3 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2022 года по делу N А41-2496/22, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2496/2022
Истец: СТУПИНСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Колтыгин Игорь Николаевич, Мосин Алексей Николаевич