г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А56-3097/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Воробьевой А.С.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 11.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32072/2022) Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2022 по делу N А56-3097/2022, принятое по иску : истец: Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог ленинградской области"; ответчик: Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго"; третье лицо: Акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (Истец, Учреждение, ГКУ "Ленавтодор") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго" (ПАО "Россети Ленэнерго", Общество), в котором с учетом уточнения исковых требований, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ просило:
1. Признать 30 опор ЛЭП с правой стороны и 41 опору ЛЭП с левой стороны, установленные ПАО "Россети Ленэнерго" в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Порошкино-Капитолово" (км 0+000 - км 5 + 210), незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения;
2. Обязать ПАО "Россети Ленэнерго" в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда:
- ликвидировать путем демонтажа незаконно установленные опоры ЛЭП из полосы отвода автомобильной дороги без возможности их дальнейшего размещения в отсутствии надлежащего согласования с ГКУ "Ленавтодор";
- привести соответствующую полосу отвода в нормативное состояние согласно СП 34.13330.2021 "Автомобильные дороги";
3. В случае неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с ПАО "Россети Ленэнерго" в пользу ГКУ "Ленавтодор" судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "Петербургская сбытовая компания".
Решением от 17.08.2022 в иске отказано.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, На основании распоряжения Леноблкомимущества от 16.09.2015 N 622 "О передаче государственного имущества Ленинградской области в оперативное управление Государственному казенному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - Учреждение) передана в оперативное управление автомобильная дорога общего пользования регионального значения "Порошкино - Капитолово" (км 0+000-км 5 + 210) (далее - автомобильная дорога). В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 02.12.2011 N 709-р "О государственном казенном учреждении Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", предметом деятельности ГКУ "Ленавтодор" (далее - Учреждение) является организация дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области (далее - автомобильные дороги), обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Между тем целью деятельности Учреждения является выполнение государственных программ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности (п. 2.3.1. Устава Учреждения).
Как указал истец, при проведении инженерных изысканий на автомобильной дороге выявлено наличие коммуникаций, принадлежащих ПАО "Россети Ленэнерго" (филиал "Северные электрические сети"), которые препятствуют устройству тротуаров и наружного освещения вдоль автомобильной дороги и создают угрозу надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения, что отражено в акте комиссионного осмотра от 17.08.2021.
О допущенном нарушении владелец коммуникаций был извещен письмом N 17-2828/2021 от 13.09.2021 с просьбой осуществления согласования переустройства электрических сетей.
Поскольку переустройство согласовано не было, инженерные коммуникации из полосы отвода не перенесены, в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" было направлено требование N 17-3166/2021 от 13.10.2021 со сроком до 25.10.2021 для устранения выявленных владельцем автомобильной дороги нарушений. Указанное требование не было исполнено, что подтверждается актом комиссионного осмотра от 27.10.2021.
В связи с изложенным в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" было повторно направлено требование за исх. N 17-3604/2021 от 18.11.2021 со сроком до 30.11.2021, также оставленное без исполнения.
Вместе с тем до настоящего времени требование Учреждения не исполнено, размещенные в полосе отвода автомобильной дороги инженерные коммуникации не демонтированы, что подтверждается актом комиссионного осмотра автомобильной дороги от 13.12.2021, в котором главным специалистом ГКУ "Ленавтодор", представителем ГП "Пригородное ДРСУ N 1" установлено, что в нарушение указанных положений законодательства в полосе отвода автомобильной дороги км 0+000-км 5 + 210 установлены опоры ЛЭП, принадлежащие ПАО "Россети Ленэнерго", в количестве 30 штук с правой стороны и 41 штуки с левой стороны.
Выявленные опоры ЛЭП размещены в полосе отвода автомобильной дороги без согласования размещения инженерных коммуникаций, в отсутствие договора с Учреждением.
Ссылаясь на отказ Общества от добровольного исполнения требований, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 257-ФЗ в редакции Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.
В силу части 2 этой же статьи Закона прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
В части 2.1 статьи 19 Закона N 257-ФЗ указано, что при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.
Согласно части 7 статьи 19 Закона N 257-ФЗ владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 - 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние.
В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных, перенесенных, переустроенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконных прокладке, переносе, переустройстве таких сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, право на предъявление требования о сносе инженерных коммуникаций, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги, возникает в случае отсутствия согласия, предусмотренного частями 2-3 статьи 19 Закона N 257-ФЗ; при прокладке, переносе, переустройстве в отсутствии разрешения на строительство, если выдача такого разрешения требуется; либо в случае прокладки, переносе, переустройстве или эксплуатации с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.
При этом само по себе отсутствие договора с владельцем автомобильной дороги на эксплуатацию инженерных коммуникаций в полосе отвода, размещенных до принятия Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ, которым в части 1 и 2 внесены изменения путем включения таких действий в полосе отвода как перенос и эксплуатация инженерных коммуникаций, ранее отсутствовавших, не свидетельствует о незаконном размещении таких инженерных коммуникаций.
Более того, из буквального толкования частей 2, 2.1 и 3 статьи 19 Закона N 257-ФЗ следует, что законодатель разделяет понятия договор и согласие на размещение. При этом лишь отсутствие согласия на размещение может являться основанием для сноса инженерных коммуникаций.
Вместе с тем согласно исковому заявлению требование о сносе инженерных коммуникаций заявлено Учреждением ввиду отсутствия договора на их эксплуатацию в полосе отвода, однако в силу части 7 статьи 19 Закона N 257-ФЗ отсутствие такого договора основанием для сноса не является.
Доказательств проектирования прокладки, переноса или переустройства опор спорных ЛЭП в отсутствие согласия на их размещение, когда получение такого согласия стало обязательным в силу Закона N 257-ФЗ, истцом в материалы дела не представлено.
В материалы дела ответчиком представлены инвентарные карточки, согласно которым спорные ЛЭП построены в период с 1978 по 2003 годы.
Ссылка истца на положения пункта 6.37 СП 34.13330.2012, как на основание для обязания ответчика демонтировать опоры ЛЭП ввиду нарушения технических требований и условий при их эксплуатации в границах полосы отвода автомобильной дороги, отклонена судом.
Согласно СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85, утвержденная приказом Минрегионразвития России от 30.06.2012 N 266, наименьшее расстояние от бровки земляного полотна до опор высоковольтных линий электропередачи, расположенных параллельно автомобильным дорогам, принимают равным высоте опоры плюс 5 м. При этом пунктом 6.37 Свода правил также предусмотрена возможность располагать опоры воздушных линий электропередачи на меньшем удалении от дорог при их расположении в стесненных условиях, на застроенных территориях.
Как правильно указал суд в решении, ни из акта комиссионного осмотра от 11.08.2022, составленного во исполнение требований арбитражного суда, ни из актов осмотра, составленных в досудебном порядке, не следует невозможности обеспечения безопасности дорожного движения иным способом.
Выданные в адрес истца предостережения органов ГИБДД, обязывающие ГКУ "Ленавтодор" обеспечить безопасность дорожного движения, не распространяются на ответчика, так как предписывают именно ГКУ "Ленавтодор", как лицу, ответственному за эксплуатацию полос отвода автодорог, исполнить необходимые мероприятия в эксплуатируемой им зоне.
Между тем требования ГИБДД не обязывают ГКУ "Ленавтодор", не содержат указаний по выносу опор из полосы отвода, а предписывают исключительно предпринять меры по оборудованию полос отвода необходимыми для безопасности дорожного движения элементами (тротуарами).
Истцом не доказано, что безопасность дорожного движения не может быть обеспечена иным способом.
При этом доказательств невозможности размещения ЛЭП на тротуаре (пешеходных дорожках), не представлено. Перенос ЛЭП за границу полосы отвода автомобильной дороги с учетом осуществляемого иными лицами землепользования не представляется возможным.
С учетом изложенного апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2022 по делу N А56-3097/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3097/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
Третье лицо: АО "Петербургская сбытовая компания"