г. Саратов |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А12-21114/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме онлайн в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хоперские зори" (403241, Волгоградская область, Алексеевский район, станица Алексеевская, переулок Калинина, д. 21, оф. 3, ИНН 3417005141, ОГРН 1063457038314)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 ноября 2022 года по делу N А12-21114/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хоперские зори" (403241, Волгоградская область, Алексеевский район, станица Алексеевская, переулок Калинина, д. 21, оф. 3, ИНН 3417005141, ОГРН 1063457038314)
к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299)
о признании незаконным решения,
заинтересованные лица: Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 24, оф. 35, ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557), Администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области (403171, Волгоградская область, Нехаевский район, станица Нехаевская, ул. Ленина, д. 41,ИНН 3417002951, ОГРН 1023405766845),
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Хоперские зори" - Шома Ю.И., по доверенности от 01.07.2022, сроком на 3 года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Хоперские зори" (далее - заявитель, общество, ООО "Хоперские зори") с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 06.05.2022 N 21-23/8077 решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество) об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, необходимого для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение, кадастровый номер земельного участка 34:17:050006:7 площадь 50 000 кв.м., местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка: участок находится примерно в 5,4 км по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: Волгоградская область, Нехаевский район, х. Захоперский.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 ноября 2022 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с принятым решением суда и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельный участок с кадастровым номером 34:17:050006:7 находится в границах охотничьего угодья "Луковское". Общество является охотопользователем указанного охотничьего угодья на основании охотхозяйственного соглашения от 16.09.2015 N 15. Спорный земельный участок необходим заявителю для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, с целью его использования для создания охотничьей инфраструктуры на основании статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На момент обращения в Облкомимущество испрашиваемый земельный участок находился в границах особо охраняемой природной территории и в границах населённого пункта хутор Родниковский, границы которого не установлены. Положение о природном парке "Нижнехопёрский" не содержит запретов, связанных с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на указанной территории.
Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому, Комитет возражает против доводов апелляционной жалобы, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 ноября 2022 года по делу N А12-21114/2022 просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель общества с ограниченной ответственностью "Хоперские зори".
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что 29.04.2022 ООО "Хоперские Зори" обратилось в Облкомимущество с заявлением (вх. N 21/16652) о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:17:050006:7, площадью 50 000 кв.м., местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир обл. Волгоградская, р-н Нехаевский, х. Родниковский, участок находится примерно в 5,4 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Волгоградская область, р-н Нехаевский, х. Захоперский (далее - Участок), для создания охотничьей инфраструктуры.
06 мая 2022 года Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области принято решение об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, оформленное письмом с исх. N 21-23/8077.
Оспоренное решение мотивировано наличием предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, изложенным в письме Облкомимущества от 06.05.2022 N 21-23/8077, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исходил из отсутствия в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки урегулированы Земельным кодексом Российской Федерации.
По правилам пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (статья 3, пункт 1 статьи 4).
Согласно частям 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Субъектом такого права является лицо, с которым заключено охотхозяйственное соглашение, земельный участок должен быть необходимым для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а документом, подтверждающим названное право заявителя, служит охотхозяйственное соглашение (пункт 54 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утверждённого приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321).
В силу подпункта 7 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ такой договор заключается на срок действия охотхозяйственного соглашения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 03.10.2008 г. N 594 между Администрацией Нехаевского муниципального района Волгоградской области и Укустовым А.Т. заключен договор аренды земельного участка от 03.10.2008 г. N 25 с кадастровым номером 34:17:050006:7, площадью 50 000 кв.м. (5 га), для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир обл. Волгоградская, р-н Нехаевский, х. Родниковский, участок находится примерно в 5,4 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Волгоградская область, р-н Нехаевский, х. Захоперский.
На основании договора аренды, заключенного между Укустовым А.Т. и ООО "Хоперские зори" права и обязанности по договору аренды земельного участка от 03.10.2008 г. N 25 перешли от Укустова А.Т. к ООО "Хоперские зори".
16.09.2015 г. между ООО "Хоперские зори" (охотпользовательт) и Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области заключено охотхозяйственное соглашение N 15, по условиям которого, Общество обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Комитет обязуется предоставить на срок, равный сроку действия соглашения (49 лет) право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Охотничье угодье "Луковское" расположено на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области, площадь угодья 74178 га.
В п. 2.2.2 соглашения указан расположенный в границах охотничьего угодья земельный участок площадью 5 га, предоставленный в аренду ООО "Хоперские зори" по договору аренды земельного участка N 02 от 11.01.2015 г., заключенного между ООО "Хоперские зори" и Укустовым А.Т.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 23.06.2021 г. по делу N 33-6399/2021 решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 09.04.2021 г. отменено, исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворены. Признан недействительным (ничтожным) заключенный между Администрацией Нехаевского муниципального района Волгоградской области и Укустовым А.Т. договор N 25 от 03.10.208г. аренды земельного участка с кадастровым номером 34:17:050006:7, площадью 50 000 кв.м. (5 га), местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир обл. Волгоградская, р-н Нехаевский, х. Родниковский, участок находится примерно в 5,4 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Волгоградская область, р-н Нехаевский, х. Захоперский.
Волгоградский областной суд пришел к выводу, что Администрация Нехаевского муниципального района, не имея полномочий, распорядилась спорным земельным участком, а также учитывая, что общая площадь переданного в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства превышает в 10 раз установленный законом максимальный размер земельных участков с таким видом разрешенного использования, совершенные действия свидетельствуют о превышении сторонами пределов дозволенного гражданским правом осуществления правомочий, в связи с чем, признал договор N 25 от 03.10.2008 г. недействительной (ничтожной) сделкой.
29.04.2022 г. ООО "Хоперские зори" обратилось в Облкомимущество с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 34:17:050006:7 без проведения торгов по правилам 24 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, сославшись на заключение охотхозяйственного соглашения от 16.07.2019 N 03-20/46. В заявлении указана цель использования земельного участка - для создания охотничьей инфраструктуры.
06 мая 2022 года Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области принято решение об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемого земельного участка, оформленное письмом с исх. N 21-23/8077.
Основаниями к отказу явились следующие обстоятельства: вид разрешенного использования земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства" не предусматривает размещение объектов охотничьей инфраструктуры, категория земель - земли населенных пунктов не предусматривает возможности осуществления на таких землях видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; целевое назначение земельного участка не соответствует целям, указанным в заявлении; согласно действующему генеральному плану Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района земельный участок расположен в границах населенного пункта; земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории Природный парк "Нижнехоперский" в подзоне интенсивной рекреации рекреационной зоны; на земельном участке, находящемся в собственности Волгоградской области размещен объект капитального строительства - жилой дом, на который зарегистрировано право собственности ООО "Хоперские зори", а также иные объекты, права на которые у ООО "Хоперские зори" отсутствуют; земельный участок накладывается на водный объект без названия и расположен в пределах береговой полосы, прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта.
Согласно п.5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
Как следует из материалов дела, установлено Комитетом и судом согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", относится к категории земель "земли населенных пунктов".
В границах указанного земельного участка расположен объект недвижимости (кадастровый номер 34:17:050006:31), что подтверждается выпиской от 04.05.2022 N КУВИ-001/2022-67155339.
Объект недвижимости с кадастровым номером 34:17:050006:31 является жилым домом площадью 120 кв.м., назначение - жилое, принадлежит на праве собственности ООО "Хоперские зори" (запись государственной регистрации права от 22.10.2018 N 34:17:050006:31-34/128/2018-1).
Кроме того, актом обследования земельного участка от 09.12.2021 N 969 подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером 34:17:050006:7 размещены иные объекты, а именно:
- двухэтажный объект, обшитый фасадным материалом,
- беседка с замощенной площадкой из природного камня,
- одноэтажный объект, обшитый фасадным материалом с двускатной крышей,
- одноэтажный объект, обшитый фасадным материалам с раздвижными гаражными воротами, замощенная природным камнем площадка,
- одноэтажный объект, обшитый фасадным материалом,
- объект, обшитый металлопрофилем с плоской крышей, металлическая конструкция, установленная в грунт,
- замощение из природного камня (пешеходная дорожка),
- опоры воздушной линии электропередач, имеющие продолжение на смежных земельных участках,
- металлическая цистерна, установленная на бетонных блоках,
- две бетонированных площадки,
- металлический объект, расположенный в грунте,
- складированы изделия из бетона (блоки), со следами физического износа.
При этом, документы (сведения), подтверждающие права ООО "Хоперские зори"
на указанные объекты отсутствуют.
Таким образом, на земельном участке, находящемся в собственности Волгоградской области, помимо объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Хоперские зори" на праве собственности, находятся объекты, собственник которых не установлен.
Согласно п.1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Комитет и суд пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие документов, подтверждающих права ООО "Хоперские зори" на объекты, расположенные в границах Участка - является препятствием для предоставления Обществу земельного участка без проведения торгов.
Согласно Экологическому заключению N 235 о возможности формирования/использования земельного участка, о соответствии использования земельного участка для создания охотничьей инфраструктуры требованиям природоохранного законодательства (далее - экологическое заключение), Участок находится в границах особо охраняемой природной территории Природный парк "Нижнехоперский" (далее - Природный парк), в подзоне интенсивной рекреации рекреационной зоны.
Природный парк "Нижнехоперский" создан постановлением главы Администрации Волгоградской области от 25.03.2003 г. N 205 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Нижнехоперский". Природный парк включает в свои границы населенные пункты, расположенные на территории Алексеевского, Кумылженского и Нехаевского районов Волгоградской области.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии
с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории.
Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ.
Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.
Статьей 6 Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных
территориях" и статей 27 и 95 ЗК РФ применяются к населенным пунктам, сведении о границах которых внесены в ЕГРН.
Границы населенного пункта - х. Родниковский в ЕГРН не внесены.
Таким образом, для Участка основные виды разрешенного использования установлены Положением о Природном парке "Нижнехоперский", утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2016 N 455-п (далее - Положение).
Согласно Положению для земельных участков, расположенных в рекреационной зоне, основным видом разрешенного использования установлен вид - "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) код 2.2) (только для земельных участков, полностью находящихся в границах населенных пунктов)".
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2022 N П/0412 содержание вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок)" (код 2.2) предусматривает размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Таким образом, установленный вид разрешенного использования спорного земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства" не предусматривает размещение объектов охотничьей инфраструктуры.
При указанных обстоятельствах, отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что Положение не содержит запретов связанных с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Кроме того, данный довод прямо противоречит пункту 4.4 Положения, прямо запрещающему изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природного парка.
Таким образом, ссылка Общества на положения Охотхозяйственного соглашения в части необходимости проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и созданию охотничьей инфраструктуры не имеет в рассматриваемом случае правового значения.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - N 209-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (статья 3, пункт 1 статьи 4 N 209-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7 Закона N 209-ФЗ в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно градостроительному заключению об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка, представленному письмом администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 06.05.2022 N 1481/05, документация по планировке рассматриваемой территории не разработана.
Согласно действующему генеральному плану Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденному решением Совета Депутатов Захоперского сельского поселения от 27.12.2013 N 68/1, данный земельный участок расположен в границах населенного пункта - х. Родниковский.
Спорный земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов.
Категория земель - земли населенных пунктов, не предусматривает возможности осуществления на таких землях видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе, для создания объектов охотничьей инфраструктуры.
Довод жалобы Общества о том, что границы населенного пункта не установлены и не внесены в ЕГРН, в связи с чем, невозможно установить, что земельный участок расположен в границах населенного пункта, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 84 ЗК РФ границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются путем утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Как указано выше согласно действующему генеральному плану Захоперского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденному решением Совета Депутатов Захоперского сельского поселения от 27.12.2013 N 68/1, данный земельный участок расположен в границах населенного пункта - х. Родниковский.
Таким образом, отсутствие в ЕГРН сведений о границах населенного пункта - х. Родниковский, не свидетельствует о том, что земельный участок расположен за границами населенного пункта и имеет иную категорию земель.
В соответствии со статьей 53 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2017 N 1469-р утвержден перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре: вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; егерский кордон; охотничья база.
Таким образом, объект, находящийся на спорном земельном участке и принадлежащий истцу на праве собственности - жилой дом не относится к охотничьей инфраструктуре.
Из имеющегося в материалах дела отзывы Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области следует, что заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению, поскольку категория земель и вид разрешенного использования земельного участка исключают возможность его предоставления и использования для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
С учетом изложенного, фактическое целевое назначение участка не соответствует
целям, указанным в заявлении вх. от 29.04.2022 N 21/16652 Общества, что в соответствии
с подпунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно экологическому заключению спорный участок накладывается на водный объект без названия, а также расположен в пределах береговой полосы, прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта без названия.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно статье 65 ВК РФ в границах прибрежных полос запрещается распашка земель.
Производство и переработка сельскохозяйственной продукции предполагает использование земли, в том числе в сельскохозяйственных целях, и по своему назначению не исключает возможности осуществления запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта.
Осуществление хозяйственной, в том числе сельскохозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе ограничено пунктом 17 статьи 65 ВК РФ.
Пунктом 14 статьи 105 ЗК РФ установлено, что прибрежная защитная полоса относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ).
С учётом изложенного, у общества отсутствовали основания для приобретения земельного участка без торгов на основании пп. 24 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на необходимость предоставления земельного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, с целью его использования для создания охотничьей инфраструктуры на основании статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являлась предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонена судом на основании вышеизложенного.
Таким образом, изложенное в письме от 06.05.2022 N 21-23/8077 решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:17:050006:7 является законным и обоснованным.
Заявителем не предоставлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечёт в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалованного решения. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 ноября 2022 года по делу N А12-21114/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21114/2022
Истец: ООО "ХОПЕРСКИЕ ЗОРИ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ НЕХАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ