город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2023 г. |
дело N А32-54264/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
при участии:
от заявителя: представитель Березкин Е.В.по доверенности от 01.03.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2022 по делу N А32-54264/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег" (ОГРН 1102304002206 ИНН 2304058856)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ОГРН 1092312004113ИНН 2312161984)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" (ОГРН 1072348002253 ИНН 2348027076)
о признании незаконным отказа, обязании заключить дополнительное соглашение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный берег" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды N 07-05-02 от 09.01.2008 о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:63, расположенного по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал 31 Б, части выделов 3-5, принадлежащего на праве аренды обществу, отраженного в письме от 21.08.2019 N202-06.3-10-25424/19 незаконным; обязании подготовить и заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды от 09.01.2008 N07-05-02 о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:63. расположенного по адресу: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал 31 Б, части выделов 3-5, принадлежащего на праве аренды ООО "Изумрудный берег", в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу, согласно тексту дополнительного соглашения, приложенного к настоящему заявлению (согласно исковым требованиям, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - третье лицо, комитет).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обжаловало его в порядке главы 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе апеллянт просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявления отказать.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на то, что лесным законодательством установлена недопустимость внесения изменений в договор аренды лесного участка, условия для изменения договора судом не обоснованы, конфигурация участка не соответствует конфигурации, установленной в договоре, доказательств согласования границ не имеется, отказ не нарушает права общества.
В представленном в материалы дела отзыве общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство министерства об участии в онлайн-заседании отклонено апелляционным судом в связи с отсутствием технической возможности его проведения.
Министерство и комитет, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие министерства и комитета.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.01.2008 между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем Гонтарем Виталием Александровичем заключен договор аренды лесного участка N 07-05-032, согласно условиям которого в аренду передан лесной участок площадью 2,1 га, расположенный: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал N 31Б, выдел (часть) 3-5, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-04-08-00032.
В силу пункта 5.2 договора внесение изменений в настоящий договор по соглашению сторон допускается только в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами).
В приложениях N N 1, 2, 3, 4 стороны согласовали схему расположения и границы лесного участка, характеристику лесного участка и насаждений, цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, расчет арендной платы за пользование лесным участком.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 30.04.2008.
Участок передан арендатору по акту приема-передачи 16.07.2008.
21.09.2009 лесной участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 23:40:0808000:63.
Соглашением от 28.10.2009 об уступке права по договору аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032 права и обязанности переданы индивидуальному предпринимателю Моисеенко К.А., соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 17.11.2009.
В 2009 году новый арендатор обратился в ООО "Геоид" с заявлением об изготовлении проекта освоения лесов в отношении вышеуказанного земельного участка.
Изготовленный ООО "Геоид" проект освоения лесов утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 15.02.2010 N 57.
На основании соглашения от 28.04.2011 об уступке прав по договору аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032 права и обязанности переданы обществу. Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 02.05.2012.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу от 10.12.2012 N А32-20446/2012 иск Департамента лесного хозяйства Краснодарского края о признании соглашения от 28.04.2011 недействительным в силу ничтожности ввиду неполучения согласия арендодателя на эту сделку удовлетворен. Судом применены последствия недействительности соглашения в виде обязания общество передать (вернуть) индивидуальному предпринимателю Моисеенко К.А. лесной участок.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения его к министерству природных ресурсов Краснодарского края.
Права и обязанности арендодателя по договору аренды перешли к министерству.
03.03.2015 индивидуальный предприниматель Моисеенко К.А. обратился в министерство с заявлением о даче согласия на передачу прав и обязанностей обществу.
Письмом от 19.03.2015 N 202-3858/15-05.2 министерство отказало в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2015 по делу N А32-13873/2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2016, признан незаконным отказ министерства от 19.03.2015, суд обязал министерство принять решение о даче согласия на передачу прав и обязанностей индивидуальным предпринимателем Моисеенко К.А. по договору аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032 обществу и направить его индивидуальному предпринимателю Моисеенко К.А.
Между индивидуальным предпринимателем Моисеенко К.А. и обществом заключено соглашение об уступке права по договору аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032, на основании которого права и обязанности арендатора перешли к обществу. Данное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 16.12.2015.
08.04.2019 общество обратилось в министерство с заявлением о заключении дополнительного соглашения о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Письмом от 05.06.2019 N 202-06.3-10-16555/19 министерство отказало в заключении дополнительного соглашения ввиду того, что конфигурация земельного участка не соответствует конфигурации и длинам линий границ указанного в плане лесного участка.
Обществом подготовлен новый проект освоения лесов.
Согласно заключению государственной экспертизы проекта освоения лесов от 14.06.2019 N 339 основанием для отказа в даче положительного заключения является то, что конфигурация земельного участка, отраженная в проекте освоения лесов, а также в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости не соответствует условиям договора аренды.
22.07.2019 общество обратилось в министерство с заявлением о заключении дополнительного соглашения о кадастровом учете лесного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:63, в котором будут содержаться сведения о том, что лесной участок прошел государственный кадастровый учет и имеет внесенные в единый государственный реестр недвижимости границы.
Письмом от 21.08.2019 N 202.06.3-10-25424/19 министерство отказало в заключении дополнительного соглашения с указанием на то, что согласно информации, представленной комитетом, конфигурация земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:63 не соответствует конфигурации и длинам линий границ, указанных в плане лесного участка. Договор заключен по результатам проведенного аукциона по предоставлению права на заключение договора аренды лесного участка, изменение договора возможно только на основании пункта 5.2 договора.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 по делу N А32-3648/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2022, в удовлетворении иска министерства к обществу о расторжении договора аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032; обязании общество в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения за счет собственных средств снести (демонтировать) все строения, возведенные в границах лесного участка и освободить лесной участок площадью 2,1 га с местоположением: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Архипо-Осиповское участковое лесничество, квартал 31Б, выдел (часть) 3-5 (далее - лесной участок); обязании общество в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения привести лесной участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования, путем проведения мероприятий по рекультивации земель за счет собственных средств и вернуть участок министерству по акту приема-передачи отказано.
Ссылаясь на то, что в договор должны быть внесены изменения, общество обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в договор аренды лесного участка должны быть внесены изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ основанием для изменения или расторжения договора является также существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
На основании пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами: 1) по основаниям, установленным законом; 2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита); 3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
В силу части 2 статьи 73.1 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Из приведенных норм права следует, что ЛК РФ установлена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
В настоящее время понятие "количественные и качественные характеристики лесного участка" и критерии "существенного изменения" законодательно не закреплены.
Исходя из буквального толкования норм части 3 статьи 74.1 ЛК РФ в ее взаимосвязи с частью 2 этой статьи, изменение количественно-качественных характеристик лесного участка должно носить объективный характер и иметь место в период действия договора аренды, то есть после его заключения. По общему правилу действующее законодательство не предусматривает возможности изменения договора аренды лесного участка в целях приведения его условий в соответствие с характеристиками лесного участка, фактически имевшими место на момент заключения договора аренды, но не отраженными в аукционной документации при проведении торгов на право заключения договора аренды.
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 30.06.2020 N 1540-О, от 29.05.2014 N 1021-О, следует, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Положения статьи 74.1 ЛК РФ, предусматривающие лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям возможность изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, создают, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора, баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Удовлетворяя заявление министерства, суд первой инстанции верно определил, что после постановки лесного участка на кадастровый учет общество вправе обратиться в суд за изменением договора аренды.
Из межевого плана лесного участка следует, что при постановке данного лесного участка на государственный кадастровый учет составлялся акт согласования местоположения границ, в котором имеется подпись представителя Архипо-Осиповского участкового лесничества Геленджикского лесничества и печать комитета.
Министерство не согласилось с установленными границами спорного земельного участка, однако доказательств несоответствия данных границ границам на местности, в материалы дела не представило.
Между тем, согласно заключению специалиста - кадастрового инженера Перепелица И.О. от 13.05.2022 при постановке на государственный кадастровый учет местоположение границ, конфигурации и площадь лесного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:63 согласованы со смежным землепользователем ООО "Урожай", а также представителем Архипо-Осиповского участкового лесничества Геленджикского лесничества.
У лесного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:63 имеются смежные земельные участки имеющие общие с ним границы (23:40:0808000:53, 23:40:0808000:747, 23:40:0808000:64), то приведение местоположения его границ в соответствие с границами, указанными в карте-схеме расположения границы лесного участка, приложенной к договору аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032 является невозможным.
Из заключения ГБУ КК "Крайтехинвентаризация" Краевое БТИ" от 22.05.2022 следует, что при постановке земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:63, расположенного по адресу: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое Лесничество Архипо-Осиповское, квартал 31Б, часть выделов 3,4,5 на государственный кадастровый учет соблюдены требования действующего законодательства; земельный участок с кадастровым номером 23:40:0808000:63 соответствует по площади и смежным границам соседних земельных участков, земельному участку, предоставленному по договору аренды лесного участка от 09.01.2008 N 07-05-032; поскольку на момент государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:40:0808000:63, сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0808000:64, 23:40:0808000:53, 23:40:0808000:6, являющихся по отношению к нему смежными уже содержались в ЕГРН, то не представлялось возможным учесть земельный участок с кадастровым номером 23:40:0808000:63 в других координатах характерных точек.
Исходя из вышеизложенного, неправильность границ с учетом наличия в ЕГРН сведений о смежных земельных участках, не обоснована заинтересованным лицом.
В то же время договор аренды лесного участка должен отражать объективные данные в отношении объекта аренды, которые зафиксированы в ЕГРН.
Ссылка апеллянта на положения договора признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку в силу норм лесного законодательства изменение условий договора аренды лесного участка возможно в определенных законом случаях в судебном порядке. К таким основаниям, в частности, относится изменение качественных характеристик лесного участка, к которым можно отнести постановку участка на кадастровый учет и закрепление его границ в ЕГРН. Данные изменения не влияют на условия заключения договора на торгах, не изменяют цену договора и не создают необоснованных преимуществ для арендатора.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что министерство не обосновало, по какой причине комитет как подведомственная организация подписал акт согласования границ в межевом плане. До подачи настоящего заявления в суд министерство не выражало несогласия как с установленными границами, так и с постановкой участка на кадастровый учет.
Более того, как установлено судом и не отрицается сторонами, в 2009 году предыдущий арендатор изготовил проект освоения лесов, который без замечаний утвержден правопредшественником министерства.
На момент утверждения предыдущего проекта освоения лесов земельный участок с кадастровым номером 23:40:0808000:63 уже прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем были внесены в ЕГРН.
В совокупности действия министерства с учетом наличия судебного спора о расторжении договора свидетельствуют о нежелании продолжения арендных правоотношений с обществом, что не может являться препятствием для реализации арендатором своих прав.
Однако заключение дополнительного соглашения необходимо обществу для получения положительного заключения нового проекта освоения лесов, без которого оно не может заниматься освоением лесного участка, чем существенно нарушаются его права на пользование и владение лесным участком.
Указание апеллянтом на то, что незаконности его действий не доказано, не является основанием для отмены решения, так как из вышеизложенных норм ЛК РФ следует, что изменение договора аренды лесного участка возможно только в судебном порядке.
Наличие данных ограничений необходимо для стабильности лесных правоотношений, однако не может необоснованно ограничивать права арендаторов на использование объекта аренды.
Таким образом, суд первой инстанции правильно внес изменения в договор в части качественных характеристик лесного участка, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2022 по делу N А32-54264/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54264/2019
Истец: ООО Изумрудный берег
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу"