г. Чита |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А10-4997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Луценко О.А., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия Гончиковой В.Г. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 октября 2022 года по делу N А10-4997/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4" (ОГРН 1020300966289, ИНН 0323051250, далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571, далее - административный орган) о признании недействительным акта камеральной проверки от 16.05.2022 N 42 в части возврата излишне понесенных расходов на специальную социальную выплату в размере 2 093 337 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 октября 2022 года по делу N А10-4997/2022 завяленное требование удовлетворено. Акт камеральной проверки от 16.05.2022 N42 в части возврата излишне понесенных расходов на специальную социальную выплату в размере 2 093 337 рублей признан недействительным, как не соответствующий Постановлению Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
Суд обязал Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что вследствие недостоверности представленных страхователем сведений, отделением Фонда излишне понесены расходы на выплату специальной социальной выплаты в сумме 2 093 337,00 руб. По результатам рассмотрения акта проверки N 42 от 16.05.2022 и материалов проверки ГБУЗ "Городской больнице N4" предложено в срок до 14.07.2022 возместить расходы, излишне понесенные отделением Фонда на специальную социальную выплату в сумме 2 093 337,00 руб. кроме того, апеллянт ссылается на то обстоятельство, что оспариваемый акт проверки не является ненормативным правовым актом, который можно оспорить в арбитражном суде.
Учреждение в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с 01.01.2023 года создан Социальный фонд России путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия реорганизовано в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия.
Факт реорганизации также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 16 января 2023 года.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, суд апелляционной инстанции усматривает наличие оснований для замены стороны по делу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия его правопреемником - Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.12.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ГБУЗ "Городская больница N 4" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия заявило ходатайство о направлении запроса в федеральный орган исполнительной власти о разъяснении правовой позиции Отделения и подтверждения ее обоснованности.
Суд апелляционной инстанции, учитывая процессуальную необоснованность такого ходатайства, признал его неправомерным и неподлежащим удовлетворению.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя административного органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка (далее - проверка) полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" представленных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская больница N 4" за период с ноября 2020 года по декабрь 2021 года.
В ходе проверки установлено, что на основании реестров сведений, направленных страхователем в отделение Фонда, назначены и выплачены специальные социальные выплаты сотрудникам ГБУЗ "Городская больница N 4" - медицинским дезинфекторам Лаптевой Ольге Владимировне, Шангину Алексею Анатольевичу, Бороеву Владимиру Викторовичу, Капустину Виктору Ивановичу и Шангину Андрею Анатольевичу по кодам 032 "средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях".
Проверкой выявлено несоответствие должности работников "Медицинский дезинфектор" категории "средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях".
Страхователь указал категорию 032 "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных помещениях" в реестрах за период с марта 2021 по декабрь 2021 года.
В соответствии с п.п. "а" п. 2 Постановления N 1762 для 032 категории размер выплаты за одну нормо-смену установлен в сумме 2430 руб. Согласно представленным сведениям назначена и выплачена специальная социальная выплата за 1,0 нормативную смену в размере 3 645 руб. (2430 руб.*1,0 смены*1,2 РК+2430*1,0 смены*0,3 повыш коэфф).
Вместе с тем, следовало назначить специальную социальную выплату за 1,0 нормативную смену в размере 900 руб. (900 руб.*1,0 смены*1,2 РК+900 *1,0 смены*0,3 повыш коэфф).
Таким образом, сумма переплаты составила 2 093 337 руб.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 16.05.2022 N 42, согласно которому вследствие недостоверности представленных страхователем сведений, отделением Фонда излишне понесены расходы на выплату специальной социальной выплаты в сумме 2 193 617 руб. 50 коп., из которых 2 093 337 руб. - сумма переплаты в связи с неверным указанием категории работников (032), 100 280 руб.50 коп. - в связи с неверным расчетом нормативной смены (в указанной части акт от 16.05.2022 N 42 не оспаривается заявителем).
В указанном акте изложено требование, в соответствии с которым Больница обязана возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования на специальную социальную выплату в размере 2 193 617 руб. 50 коп.
ГБУЗ "Городская больница N 4", не согласившись с актом камеральной проверки от 16.05.2022 N 42 в части выводов об излишне понесенных расходов на выплату специальной социальной выплаты в связи с неверным указанием категории работников "медицинский дезинфектор" в сумме 2 093 337 руб., обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, предоставляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержденный приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 272 в соответствии с пунктом 11 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762, не регламентирует возможности обжалования акта проверки в случае несогласия с выводами проверки.
Так, согласно пунктам 15-19 Порядка N 272 в случае несогласия с фактами, изложенными в Акте проверки, а также с выводами и предложениями, отраженными в нем, организация, в отношении которой проводилась проверка (ее уполномоченный представитель), в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения (доставки) Акта проверки вправе представить в территориальный орган Фонда письменные возражения по Акту проверки в целом или по его отдельным положениям.
Организация (ее уполномоченный представитель) вправе представить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В случае неисполнения установленных в Акте проверки сроков для возмещения излишне понесенных Фондом расходов, взыскание таких расходов осуществляется в судебном порядке.
В случае если документы, представленные организацией (ее уполномоченным представителем) к письменным возражениям, подтверждают обоснованность таких возражений, а результаты проверки этих доводов признаются обоснованными, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Фонда выносит Решение об отмене Акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - Решение об отмене Акта проверки), рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку.
Решение об отмене Акта проверки в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения вручается организации, в отношении которой оно вынесено (ее уполномоченному представителю), лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Вместе с тем, приведенное нормативное регулирование не лишает заявителя права обратиться в арбитражный суд за восстановлением нарушенных прав в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку в оспариваемом акте проверки изложены выводы о нарушении заявителем Правил N 1762, а также содержится требование, в соответствии с которым Больница обязана возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования на специальную социальную выплату в размере 2 193 617 руб. 50 коп., то есть возлагает на заявителя соответствующие обязанности, следовательно, оспариваемый акт проверки обладает признаками ненормативного правового акта.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Решения могут быть приняты как в письменной, в том числе в электронной форме (в частности, в автоматическом режиме), так и в устной форме.
По правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию.
При этом пунктом 6 названного постановления Пленума предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
Кроме того, согласно пунктам 42.3., 47 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н, частью 12 статьи 38, частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ Акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению.
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Указанные нормы судом апелляционной инстанции применены по аналогии в соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ.
При таком правовом регулировании суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для прекращения производства по делу.
По существу спора судебная коллегия находит выводы проверки неправомерными и необоснованными по следующим мотивам.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COV ID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID -19), Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила N 1762).
Правительство Российской Федерации в постановлении от 30.10.2020 N 1762 постановило, в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID -19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID -19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
В соответствии с Правилами N 1762, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена) (пункт 3).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
Размер специальной социальной выплаты повышается на сумму, определяемую умножением специальной социальной выплаты (без учета районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах), на повышающий коэффициент к специальным социальным выплатам, утвержденный постановлением Нравительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Нравительства Российской Федерации".
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25 -го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5).
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:
а) категория, должность (профессия);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
г) фактическое число нормативных смен;
д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах;
е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 6).
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7).
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8).
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10).
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11).
Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной камеральной проверки полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлением N 1762, Фондом выявлено несоответствие должности работников "Медицинский дезинфектор" категории "средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях". По мнению Фонда, должность "Медицинского дезинфектора" соответствует категории "младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой короновирусной инфекции COVID-19 при выполнении должностных обязанностей". Ввиду неверного указания категории (кода) сотрудников (медицинских дезинфекторов) Фондом излишне понесены расходы в размере 2 093 337 руб.
В соответствии с пп а) пункта 5 Приказа Минздрава России от 30.10.2020 N 1184н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" позиция "дезинфектор" в разделе приказа Минздрава РФ N 198н от 19.03.2020 г. "Приемное отделение для взрослого населения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID -19" заменено позицией "медицинский дезинфектор".
Согласно приложению N 16 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" должность "медицинский дезинфектор", утверждена Временными штатными нормативами структурных подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях.
В соответствии с указанным приказом, ГБУЗ "Городская больница N 4" приказом от 27.02.2021 N 160 введено временное штатное расписание для обеспечения мер по защите населения по нераспространению новой короновирусной инфекции и утверждена штатная численность круглосуточного стационара, оказывающего медицинскую помощь взрослому населению с новой короновирусной инфекцией COVID-19 в количестве 280,00 штатных единиц.
Согласно Приказу от 27.02.2021 N 160 в штат приемного отделения для взрослого населения с подтвержденным диагнозом новой короновирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию включена должность "медицинского дезинфектора".
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н утверждена Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников.
В соответствии с пунктом 1.4 указанной номенклатурой, должность "медицинский дезинфектор" отнесена к должностям среднего медицинского персонала.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", в соответствии с которым требования к квалификации "медицинский дезинфектор" - среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
В оспариваемом акте Фонд указал, что исходя из представленных на проверку документов (трудовые книжки) Шангин Алексей Анатольевич, Лаптева Ольга Владимировна не имеют базового медицинского образования, не представлены документы, свидетельствующие о получении медицинского образования по лицам, работающим дезинфекторами: Бороев Владимир Викторович, Капустин Виктор Иванович, Шангин Андрей Анатольевич. В связи с тем, что вышеперечисленные работники не имеют базового медицинского образования, их следует отнести к категории 045 "младший медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID -19 при выполнении должностных обязанностей".
Между тем, как следует из пояснений сторон и подтверждается материалами дела, сотрудники, принятые на должность "медицинский дезинфектор" - Шангин А.А., Шангин A.А., Бороев В.В., Капустин В.И., Лаптева О.В., имеют дополнительную подготовку, что подтверждается свидетельством о профессии "Медицинский дезинфектор", выданным ООО "Межотраслевой институт охраны труда пожарной и экологической безопасности" г. Ижевск АНО ДПО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников здравоохранения". При этом дополнительную подготовку возможно пройти только при наличии среднего (полного) общего образования, которое у указанных работников имеется (в материалы дела представлены свидетельства о профессии, аттестаты, подтверждающие наличие среднего (полного) общего образования, профессионального образования (л.д. 48-57, т.1).
Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством предусмотрено введение в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, должности "медицинского дезинфектора", в связи с чем, ГБУЗ "Городская больница N 4" правомерно введена указанная должность в штатное расписание.
Учитывая, что должность "медицинского дезинфектора" отнесена к должностям среднего медицинского персонала и сотрудники - Шангин А.А., Шангин А.А., Бороев B.В., Капустин В.И., Лаптева О.В. соответствуют квалификационным характеристикам указанной должности, суд признает, что ГБУЗ "Городская больница N 4" (страхователь) правомерно указал в реестрах работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (категория - 032) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762, в размере 2 430 руб.
Вопреки доводам Фонда должность "медицинского дезинфектора" может быть отнесена только к должностям среднего медицинского персонала.
Следовательно, выводы Фонда об излишне понесенных расходах в размере 2 093 337 руб. на выплату специальной социальной выплаты сотрудникам - Шангин А.А., Шангин А.А., Бороев В.В., Капустин В.И., Лаптева О.В., являются необоснованными.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия - его правопреемником - Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 октября 2022 года по делу N А10-4997/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
О.А. Луценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4997/2022
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская больница N 4
Ответчик: ГУ РО ФСС РФ по РБ
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ