город Омск |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А70-14919/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14970/2022) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2022 по делу N А70-14919/2022 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН: 1027200812308, ИНН: 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58, А), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Печериной Татьяны Вячеславовны, об оспаривании постановления от 30.06.2022 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-138/2022,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Дегтярев Алексей Сергеевич по доверенности от 14.07.2022 N 81491 сроком действия по 29.04.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - административный орган, антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-138/2022 об административном правонарушении от 30.06.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена потерпевшая Печерина Татьяна Вячеславовна (далее - Печерина Т.В.).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2022 по делу N А70-14919/2022 заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа, назначенного АО "Россети Тюмень" постановлением от 30.06.2022 N 072/04/9.21-138/2022, снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Россети Тюмень" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене полностью постановления о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-138/2022 об административном правонарушении от 30.06.2022.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что АО "Россети Тюмень" при проведении работ по присоединению энергопринимающих устройств Печериной Т.В. столкнулось с непредвиденными трудностями, что вызвало нарушение сроков выполнения мероприятий по договору; АО "Россети Тюмень" со своей стороны проинформировало Печерину Т.В. о возникших трудностях и предложило рассмотреть вопрос о заключении дополнительных соглашений к договору; АО "Россети Тюмень" не осуществляет мероприятия по технологическому присоединению своими силами без привлечений подрядных организаций, ввиду отсутствия штата квалифицированных специалистов для выполнения землеустроительных и проектно-изыскательских работ, а также отсутствия у общества лицензии и свидетельств о проведения подобного вида работ; увеличение сроков выполнения мероприятий обусловлено отказом подрядных организаций от участия в закупках, вызванным сложной экономической ситуацией в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации; суд первой инстанции не применил постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), согласно которому с 10.03.2022 не допускается составлять протоколы должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
В представленном отзыве антимонопольный орган просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Россети Тюмень" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Тюменское УФАС России, Печерина Т.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав представителя АО "Россети Тюмень", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 17.03.2021 Печерина Т.В. обратилась в АО "Россети Тюмень" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажной застройки (индивидуального жилого дома/садового/дачного дома), расположенного по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Успенка, земельный участок с кадастровым номером 72:17:2209002:1818, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
30.03.2021 обществом в личном кабинете клиента на портале электросетевых услуг были размещены условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет от 30.03.2021 N Т13/21/1244-ДТП-1, технические условия от 30.03.2021 N Т13/21/1244-ТУ и инструкция по осуществлению заявителем фактического присоединения и приема напряжения и мощности энергопринимающих устройств на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже.
24.05.2021 платежным поручением N 44544 Печериной Т.В. произведена оплата счета от 30.03.2021 N Т13/21/1244-ДТП-1 за технологическое присоединение.
Из указанного следует, что 24.05.2021 между обществом и Печериной Т.В. заключен договор от 30.03.2021 N Т13/21/1244-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев в соответствии с абзацем 8 подпункта б пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), соответственно, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истекал 24.11.2021.
Основанием для возбуждения дела N 072/04/9.21-138/2022 об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления явилось обращение Печериной Т.В. на действия общества, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ходе проведения административного расследования Тюменским УФАС России установлено, что в нарушение Правил N 861 обществом не выполнены мероприятия по технологическому присоединению в установленный срок.
По факту выявленного нарушения специалистом антимонопольного органа в присутствии уполномоченного представителя АО "Россети Тюмень" 24.05.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 072/04/9.21-138/2022 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
30.06.2022 заместителем руководителя Тюменского УФАС России вынесено постановление по делу N 072/04/9.21-138/2022 об административном правонарушении, которым АО "Россети Тюмень" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 09.11.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона руб.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, в том числе, заключается в несоблюдении лицом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861, согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Материалами дела подтверждено, что между Печериной Т.В. и обществом заключён договор от 30.03.2021 N Т13/21/1244-ДТП-1 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств малоэтажной застройки (индивидуального жилого дома/садового/дачного дома), расположенного по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Успенка, земельный участок с кадастровым номером 72:17:2209002:1818, с заявленной максимальной мощностью 15 кВт., со сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев со дня заключения договора.
Договор считается заключенным со дня оплаты счета за технологическое присоединение заявителем (пункт 23 договора).
24.05.2021 Печериной Т.В. произведена оплата счета от 30.03.2021 N Т13/21/1244-ДТП-1 за технологическое присоединение платежным поручением N 44544, соответственно, как верно указал суд первой инстанции, мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены сетевой организацией не позднее 24.11.2021.
Согласно материалам дела, мероприятия по технологическому присоединению ВРУ - 0,4 индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Успенка, земельный участок с кадастровым номером 72:17:2209002:1818, выполнены 18.04.2022, что подтверждается актом технологического присоединения N Т13/21/1244-АТП от 18.04.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 08.09.2020 N 072/04/9.21-337/2020 о привлечении к административной ответственности, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 15.03.2021, 12.05.2021 уплачен штраф).
Доводы общества о том, что предпринимались попытки заключения дополнительного соглашения об изменении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, несостоятельны, поскольку Правилами N 861 не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, условия пункта 16 названных Правил носят императивный характер и не могут быть изменены по соглашению сторон; в рассматриваемом случае речь идет о существенном условии договора, содержание которого предписано, в частности, Правилами N 861 и статьей Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы общества о том, что увеличение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Печериной Т.В. обусловлено отказом подрядных организаций от участия в закупках, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства находились в зоне ответственности общества, соответственно, не могут быть восприняты судом в качестве обстоятельств непреодолимой силы.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки общества на сложную экономическую ситуацию в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также введение ряда международных санкций в отношении Российской Федераций на фоне сложившейся геополитической ситуации, поскольку АО "Россети Тюмень" не конкретизировано каким образом данные обстоятельства препятствовали последнему привлечь подрядные организации для осуществления мероприятий по технологическому присоединению не позднее 24.11.2022.
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, и учитывая, что до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Постановление N 336 судебной коллегией отклоняются.
Введение указанным актом ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела.
В отношении общества не проводился какой-либо контроль, регулируемый Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вменяемые нарушения выявлены в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения потерпевшей.
Состав вменяемого административного правонарушения не включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля антимонопольного органа.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 300 000 руб.
Как указывает в апелляционной жалобе общество, при решении вопроса о возможности снижения ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд должен учитывать конкретные обстоятельства дела, а именно: отсутствие в материалах дела доказательств наличия негативных последствий в результате совершенного правонарушения; негативное влияния на экономику и на финансовое положение хозяйствующих субъектов распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Между тем в силу положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Соответственно, назначенный обществу административный штраф в размере 300 000 руб. не может быть еще больше уменьшен в силу положений КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и замены наказания на предупреждение не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в обжалуемой части.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2022 по делу N А70-14919/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14919/2022
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Печерина Т.В.