г. Саратов |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А57-435/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Волкова Сергея Витальевича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2022 года по делу N А57-435/2022
по иску акционерного общества "Ситиматик", г.Москва (ОГРН 1117746488232 ИНН 7725727149)
к индивидуальному предпринимателю Волкову Сергею Витальевичу, г.Саратов (ОГРНИП 304641335800100, ИНН 642301728102)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области", Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик", Прокуратура Саратовской области, г. Саратов,
о внесении изменений в условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ситиматик" - Власенко Марины Олеговны, действующей на основании доверенности от 21 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Волкову Сергею Витальевичу о внесении изменений в условия договора N 32/312/007001 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части объектов по адресам: Саратовская область, Озинский район, Озинки р.п., Пушкинская улица, дом N85 и 413620, Саратовская область, Озинский район, Озинки р.п., 8 Марта улица, дом N31А и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 13.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" (ИНН 6450606762, ОГРН 1056405412964, адрес: 410031, г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 69).
Определением от 30.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (ОГРН: 1136455002507, ИНН: 6455059390, адрес: 410005, г.Саратов, ул.1-ая Садовая, 131-а; 410012, Саратов, ул. Университетская, д. 45/51).
Определением от 19.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО
"Ситиматик" (ИНН 6732054083, ОГРН 1136733001140 адрес: 210009, Смоленская область, город Смоленск, Рославльское шоссе, дом.9, лит А, этаж 1; 410031, г. Саратов, ул. Некрасова, д. 49а).
Определением от 01.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена Прокуратура Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Григорьева, д. 33/39).
Акционерным обществом "Ситиматик" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, в котором истец просит внести изменения в условия договора N 32/312/0007001 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с ИП Волковым Сергеем Витальевичем, в части объектов по адресам: Саратовская обл. Озинский р-н, Озинки р.п., Пушкинская ул. дом N 85 и 413620, Саратовская обл. Озинский р-н, Озинки р.п., 8 Марта ул. дом N 31А, изложив их в следующей редакции Приложения N 1 к договору:
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ДОГОВОРА
1. Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО)
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Расчетная единица |
Кол-во расчетных единиц |
Норматив накопления, м.куб/год |
Объем принимаемых ТКО в соответствии с пп.1 п.5.1 куб./год |
Объем принимаемых ТКО в соответствии с пп.1 п.5.1 куб./год |
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов |
Способ склади- рования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Магазин "Весна 2" |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул, дом N 85 |
м3 |
- |
- |
36,30 |
|
Контейнерная площадка |
контейнер |
Магазин "Весна" |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул, дом N 31А |
м3 |
- |
- |
114,4 |
|
Контейнерная площадка |
контейнер |
2. Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
(в случае коммерческого учета количества ТКО в соответствии с подпунктом 2 пункта 5.1 настоящего договора заполнение данных о технических
характеристиках мест (площадок) накопления ТКО не является обязательным)
Наименование объекта (назначение) |
Адрес объекта |
Данные о нахождении (месторасположении) контейнерной площадки |
Количество контейнеров, шт |
Вместимость (объем) контейнера, м3 |
Периодичность вывоза ТКО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Магазин "Весна 2" |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул, дом N 85 |
413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки р.п., Пушкинская ул., дом N 85 |
1 |
1,1 |
3 раза в месяц 1,15,30 числа (в период с 01 марта по 30 ноября); 2 раза в месяц 10, 20 числа (в период с 01 декабря по 28 февраля) |
Магазин "Весна" |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул, дом N 31А |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул, дом N 31А |
1 |
1,1 |
2 раза в неделю (ВТ и ПТ) |
и взыскать с Ответчика в пользу АО "Ситиматик" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Соответствующие уточнения исковых требований приняты арбитражным судом, поскольку они не противоречат закону и не нарушают права других лиц.
28 октября 2022 года Арбитражным судом Саратовской области внесены изменения в условия договора N 32/312/0007001 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14 февраля 2019 года, заключенного АО "Ситиматик" в лице Саратовского филиала АО "Ситиматик" с индивидуальным предпринимателем Волковым Сергеем Витальевичем в отношении объектов по адресам: Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки р.п., Пушкинская улица, дом N 85 и 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки р.п., 8 Марта улица, дом N 31 А, изложив их в следующей редакции Приложения N 1 к договору:
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ДОГОВОРА
1. Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО)
Наименование объекта |
Адрес объекта |
Расчетная единица |
Кол-во расчетных единиц |
Норматив накопления, м.куб/год |
Объем принимаемых ТКО в соответствии с пп.1 п.5.1 куб./год |
Объем принимаемых ТКО в соответствии с пп.1 п.5.1 куб./год |
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов |
Способ склади- рования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Магазин "Весна 2" |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул, дом N 85 |
м3 |
- |
- |
36,30 |
|
Контейнерная площадка |
контейнер |
Магазин "Весна" |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул, дом N 31А |
м3 |
- |
- |
114,4 |
|
Контейнерная площадка |
контейнер |
2. Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
(в случае коммерческого учета количества ТКО в соответствии с подпунктом 2 пункта 5.1 настоящего договора заполнение данных о технических
характеристиках мест (площадок) накопления ТКО не является обязательным)
Наименование объекта (назначение) |
Адрес объекта |
Данные о нахождении (месторасположении) контейнерной площадки |
Количество контейнеров, шт |
Вместимость (объем) контейнера, м3 |
Периодичность вывоза ТКО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Магазин "Весна 2" |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул, дом N 85 |
413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки р.п., Пушкинская ул., дом N 85 |
1 |
1,1 |
3 раза в месяц 1,15,30 числа (в период с 01 марта по 30 ноября); 2 раза в месяц 10, 20 числа (в период с 01 декабря по 28 февраля) |
Магазин "Весна" |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул, дом N 31А |
413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул, дом N 31А |
1 |
1,1 |
2 раза в неделю (ВТ и ПТ) |
Индивидуальный предприниматель Волков Сергей Витальевич не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в данном случае Стороны к соглашению не пришли, а суд первой инстанции не был вправе придавать Договору обратную силу при отсутствии соглашения Сторон относительно условий договора, вступление в силу новых санитарных правил и норм не является существенным изменением обстоятельств в смысле ст.451 ГК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Региональным оператором Саратовской области АО "Ситиматик" в лице Саратовского филиала АО "Ситиматик" (до переименования - АО "Управление отходами") и ИП Волковым Сергеем Витальевичем заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 32/312/0007001 от 14 февраля 2019 года в отношении объектов, расположенных по адресам:
* 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул., дом N 85;
* 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Фрунзе ул., дом N 16, квартира2;
* 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Пионерская ул., дом N 31А;
* 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул., дом N 31А;
* 413623, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Лесная ул., владение N 24.
Условиями указанного договора регламентирован порядок коммерческого учета твердых коммунальных отходов по вышеуказанным объектам посредством его осуществления в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 расчетным путем исходя из:
-нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (в отношении объекта по адресу: 413623, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Лесная ул., владение N 24);
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (в отношении объектов по адресам: 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул., дом N 85; 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Фрунзе ул., дом N 16, квартира 2; 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Пионерская ул., дом N 31А; 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул., дом N 31А).
По мнению истца учет твердых коммунальных отходов в отношении объектов, расположенных по адресам: 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул, дом N 85 и 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул., дом N 31А, предусмотренный условиями договора N 32/312/0007001 от 14 февраля 2019 года, не соответствует требованиям действующих нормативно-правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
* в отношении объекта по адресу: 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул., дом N 85 коммерческий учет ТКО осуществляется исходя из количества и объема контейнеров исходя из следующих характеристик:1 контейнер объемом 1,1 куб./м с периодичностью приема 1 р. в месяц 18 числа.
* в отношении объекта по адресу: 413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул., дом N 31А коммерческий учет ТКО осуществляется исходя из количества и объема контейнеров исходя из следующих характеристик: 1 контейнер объемом 1,1 куб./м с периодичностью приема 1 р. в месяц 18 числа.
Вместе с тем, согласно вступившим в силу с 01.03.2021 Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21)количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО (Пункт 6 СанПиН 2.1.3684-21). Кроме того, СанПиН 2.1.3684-21 регламентированы сроки временного накопления несортированных ТКО, подлежащих в дальнейшем приему региональным оператором (в зависимости от температурного режима 1 раз в 3 дня или ежедневно).
Таким образом, по мнению истца СанПиН 2.1.3684-21 предусматривают необходимость соответствия объема твердых коммунальных отходов, определенного исходя из количества и объема контейнеров, объему отходов, определенному исходя из нормативов накопления ТКО.
В нарушение положений СанПиН 2.1.3684-21 объем твердых коммунальных отходов, принимаемых АО "Ситиматик" с территории объектов по адресам: 413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул, дом N 85 и 413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул, дом N 31А, рассчитанный исходя из согласованных сторонами количества и объема контейнеров и периодичности приема твердых коммунальных отходов, не соответствует объему твердых коммунальных отходов, рассчитанному в отношении данных объектов исходя из нормативов накопления отходов, а именно:
в отношении объекта по адресу: 413620, Саратовская обл, Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул., дом N 85 объем, рассчитанный исходя из нормативов накопления ТКО, составляет 36,894 куб.м./год (с учетом количества расчетных единиц 55,9 кв.м. (площадь эксплуатируемого объекта) и норматива накопления твердых коммунальных отходов, установленного в размере 0,66 для категории объектов "Продовольственные магазины" в населенных пунктах с численностью населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек). Согласно условиям заключенного договора принимаемый объем составляет 13,2 куб.м/год.
В отношении объекта по адресу: 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул., дом N 31А объем, рассчитанный исходя из нормативов накопления ТКО, составляет 120,648 куб.м/год (с учетом количества расчетных единиц 182,8 кв.м (площадь эксплуатируемого объекта) и норматива накопления твердых коммунальных отходов, установленного в размере 0,66 для категории объектов "Продовольственные магазины" в населенных пунктах с численностью населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек). Согласно условиям заключенного договора принимаемый объем составляет 13,2 куб.м/год.
Руководствуясь изложенным, Региональным оператором АО "Ситиматик" в адрес ИП Волкова С.В. направлено дополнительное соглашение от 13.09.2021 к договору N 32/312/0007001 от 14 февраля 2019 года с сопроводительным письмом исх. N 18924/21 от 15.09.2021 по адресу электронной почты, а также заказным почтовым отправлением, предусматривающее изменение условий договора в части условий приема твердых коммунальных отходов по объектам: 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, Пушкинская ул., дом N 85 и 413620, Саратовская обл., Озинский р-н, Озинки рп, 8 Марта ул., дом N 31А - увеличена периодичность приема отходов, что истец обосновывает как необходимость приведения условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствие принимаемого объема ТКО объему отходов, рассчитанному исходя из нормативов их накопления.
ИП Волковым С.В. получено указанное дополнительное соглашение и направлен ответ с отказом от его подписания.
В связи с тем, что подготовленное истцом дополнительное соглашение от 13.09.2021 к договору N 32/312/0007001 от 14 февраля 2019 года ответчиком не было подписано, истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области в целях изменений условий договора N32/312/0007001 от 14 февраля 2019 года с настоящим иском.
Свои требования истец обосновывает тем, что вступление в силу СанПиН 2.1.3684-21 рассматривается им в качестве существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, руководствуясь положениями статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4)из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Ситиматик" (до переименования - АО "Управление отходами") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Часть 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 24.10 N 89-ФЗ в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), предусматривают учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления отходов, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления отходов (пункты 5 и 6 Правил N 505).
При осуществлении коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из нормативов их накопления на территории Саратовской области в настоящее время необходимо руководствоваться размерами нормативов, установленными приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 27 сентября 2022 N 481 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области для соответствующих категорий объектов.
При осуществлении коммерческого учета твердых коммунальных отходов альтернативным способом необходимо руководствоваться количеством и объемом контейнеров для накопления отходов в соответствии с согласованной сторонами по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами периодичностью приема отходов на территории объекта потребителя с соблюдением требований экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, при заключении договора у сторон имеется право выбора расчетного способа коммерческого учета ТКО: по нормативу, либо исходя из количества и объема установленных контейнеров.
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее по тексту Правила N1156), накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Законодательство Российской Федерации в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, разработанные и утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1 статьи 38, пункты 1, 3 статьи 39 поименованного федерального закона).
Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установлено, что основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания (пункт 1). Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие в том числе оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания (пункт 2).
Под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 1 Федерального закона N 52-ФЗ).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, в соответствии с пунктами 4-6 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1100 является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), организацию государственного надзора осуществляет руководитель Роспотребнадзора - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации утвердил и ввел в действие постановлением от 28.01.2021 N 3 Санитарные правила 2.1.3684-21, определяющие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установив срок их действия до 1 марта 2027 года.
Пункт 6 действующих Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее -СанПиН 2.1.3684-21), регламентирует, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Статья 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в пунктах 1 и 2 предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Пункт 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил N 505 предусматривает, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 данных правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (пункт 8 Правил N 505).
Какие-либо правила определения количества и объема контейнеров, подлежащих размещению на контейнерных площадках, приведенные положения нормативных правовых актов не предусматривают и имеют иной предмет правового регулирования в отличие от Санитарных правил.
В свою очередь пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ и пункт 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в силу пункта 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, также осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанное свидетельствует о том, что пункт 6 Санитарных правил 2.1.3684-21 входит в предмет санитарно-эпидемиологического нормирования и устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к месту накопления ТКО (контейнерной площадке), в частности к количеству размещаемых контейнеров, не изменяя и не затрагивая правовых основ определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также вопросов осуществления их коммерческого учета.
Данная позиция, в том числе подтверждена выводами Верховного суда Российской Федерации, изложенными в Решении Верховного Суда РФ от 30.06.2022 N АКПИ22-343 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 6 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3".
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.9 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.02.2022 N 48 (далее - Порядок накопления ТКО), количество и объем контейнеров и (или) бункеров на контейнерной площадке, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяется данными лицами, исходя из нормативов накопления ТКО на территории Саратовской области и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, при осуществлении Региональным оператором приема твердых коммунальных отходов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, непосредственно связанного с порядком учета твердых коммунальных отходов, предусмотренным статьей 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положения СанПиН 2.1.3684-21 и положения Порядка накопления ТКО должны быть учтены Региональным оператором при обращении с твердыми коммунальными отходами.
Зависимость количества мусоросборников от нормативов накопления твердых коммунальных отходов, прямо предусмотренная пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 и пунктом 4.9 Порядка накопления ТКО, непосредственно связана с необходимостью соответствия вмещающего в себя мусоросборниками, установленными на территории контейнерной площадки, объема твердых коммунальных отходов, образующемуся и накапливаемому на такой площадке ТКО с учетом регламентированных сроков временного хранения ТКО.
Количество мусоросборников, установленных на территории объекта ответчика, с учетом согласованной сторонами периодичности Региональным оператором АО "Ситиматик" приема твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО не предполагает накопление отходов в образующемся объеме, который рассчитывается для соответствующих категорий объектов исходя из нормативов накопления ТКО.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указывает что картон, пластик и целлофан, образуемый от деятельности магазинов, сдается в специализированные организации. Многооборотная тара и товары с истекшим сроком годности, такие как молочная продукция, колбасные изделия, хлебобулочные изделия и другие возвращаются поставщикам продукции, а иные отходы, связанные с просрочкой продукции забираются и используются сотрудниками магазинов для личных подсобных хозяйств.
Суд первой инстанции, отклоняя данные доводы ответчика, пришел к правомерному выводу, что все доводы строятся лишь исключительно на обосновании необходимости финансовой экономии, без обоснования безопасности такого расчета, тогда как периодичность, установленная нормативными документами, базируется на проведенных при их разработке необходимых расчетах и исследованиях.
Между тем, ответчик не представил документов, подтверждающих, что согласованный ранее вариант вывоза отходов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО будет действительно безопасным для населения и окружающей среды и будут соответствовать экологическому законодательству Российской Федерации и законодательству Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Напротив, представленные суду фотоматериалы свидетельствуют о переполнении контейнеров на территории объектов ответчика.
Требования к срокам накопления и вывоза ТКО предусмотрены в действующих СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно пункту 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
В силу пункта 25 Правил обращения с ТКО N 1156 периодичность и время вывоза ТКО является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО, в связи с чем указанное условие подлежит обязательному согласованию сторонами договора.
Положениями пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21 установлены правила определения периодичности вывоза ТКО, в соответствии с которыми в приложении N 1 к договору закреплена периодичность вывоза ТКО со спорного объекта ответчика 3 раза в неделю.
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;
плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
При этом региональным оператором обоснованно не учитывается периодичность, предложенная ответчиком и, по мнению потребителя, отвечающая его фактическим потребностям, так как противоречит требованиям действующих санитарных норм и правил.
Следовательно, представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что ответчик не обеспечивает безопасность населения и окружающей среды при накоплении им твердых коммунальных отходов.
Данный подход согласуется с целями и задачами судопроизводства, одной из которых является разрешение спора по существу и внесение определенности в отношения сторон.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом на основании вышеизложенного.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционный суд также учитывает, что в апелляционной жалобе не содержится доводов о том, какие нормы материального или процессуального права были нарушены судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2022 года по делу N А57-435/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-435/2022
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Волков Сергей Витальевич
Третье лицо: ГУ ОАСР МВД РФ по Саратовской области, министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии СО, ООО СИТИМАТИК, Прокуратура Саратовской области, Прокуратура СО, ФГУЗ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ФГУЗ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В СО