г. Тула |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А09-7866/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ушаковым В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа-Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2022 по делу N А09-7866/2022 (судья Халепо В.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Европа-Брянск" (г. Брянск, ОГРН 1073254007793, ИНН 3254500845) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) о признании постановления от 22. 08.2022 N 1440/1 не подлежащим исполнению в части взыскания административного штрафа в размере 7830 руб.;
при участии в заседании:
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску: Анищенко Ю.А. (доверенность от 07.12.2022 N 03-10/20);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Европа-Брянск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - инспекция) о признании постановления от 22.08.2022 N 1440/1 не подлежащим исполнению в части взыскания с общества административного штрафа в размере 7830 руб. (с учетом уточнения).
Решение Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2022 обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что так как должностное лицо общества уже привлечено к административной ответственности, необходимо применить ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, должностным лицом инспекции в отношении общества проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что общество при осуществлении расчетов с работниками - нерезидентами производило выплату заработной платы наличными денежными средствами без использования банковских счетов в уполномоченных банках (выдача 15.04.2020 денежных средств в размере 39 150 руб. (расходный кассовый ордер от 15.04.2020 N 19)).
По результатам проверки составлены акт от 19.10.2021 N 325720210247006 и протокол об административном правонарушении от 10.11.2021 N 1393.
Постановлением заместителя начальника инспекции от 14.12.2021 N 1440 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 29 362 руб. 50 коп.
Не согласившись с постановлением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании постановления от 14.12.2021 N 1440 незаконным.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2022 по делу N А09-31/2022 в удовлетворении заявления обществу было отказано.
В дальнейшем общество обратилось в инспекцию с заявлением о прекращении исполнения постановления от 14.12.2021 N 1440 на основании ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника инспекции от 22.08.2022 N 1440/1 постановление от 14.12.2021 N 1440 признано не подлежащим исполнению в части взыскания административного штрафа в размере 21 532 руб. 50 коп. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ, которым была смягчена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением инспекции от 22.08.2022 N 1440/1, общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с требованием признать его не подлежащим исполнению в части взыскания административного штрафа в размере 7830 руб., освободив общество от административной ответственности по постановлению от 14.12.2021 N 1440 в полном объеме.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) данный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
К валютным операциям положения пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Частью 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ.
Пунктом 2.2. инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", действовавшей в спорный период (аналогичное положение предусмотрено п. 2.1 инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И "Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)", действующей в настоящее время), физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
Возможность выплаты резидентом физическому лицу-нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Согласно ст. 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент привлечения общества к административной ответственности, за осуществление незаконных валютных операций была установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, а обществом не отрицается, что общество-резидент осуществило 15.04.2020 выплату работникам-нерезидентам (иностранным гражданам) заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках, в общей сумме 39 150 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ внесены изменения в абзац второй ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, согласно которым осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции. Указанные изменения вступили в силу с 24.07.2022.
Таким образом, после вынесения в отношении общества постановления инспекции от 14.12.2021 N 1440 и решения Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2022 по делу N А09-31/2022 административная ответственность за совершенное обществом административное правонарушение смягчена; постановление о назначении административного наказания от 14.12.2021 N 1440 не исполнено.
Минимальный размер штрафа в соответствии с действующей редакцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ - 20 процентов от суммы незаконной валютной операции, что в рассматриваемом случае составляет 7830 pyб. (39 150 х 20 %).
При таких обстоятельствах заместителем начальника инспекции правомерно было вынесено постановление от 22.08.2022 N 1440/1, которым постановление от 14.12.2021 N 1440 признано не подлежащим исполнению в части взыскания с общества административного штрафа в размере 21 532 руб. 50 коп. (29 362 руб. 50 коп. - 7830 pyб.).
Ссылка апеллянта на привлечение должностного лица общества к административной ответственности за это же правонарушение как на основание для применения положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ), отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
Закон N 173-ФЗ не допускает возможность осуществления юридическим лицом - резидентом расчетов с физическими лицами - нерезидентами по выплате заработной платы наличными денежными средствами. Приведенный в ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ порядок, учитывая публично-правовой характер валютного регулирования, направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2021 N 1664-О).
По смыслу положений ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ отсутствие вины предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленных обязанностей.
В соответствии с ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи.
Таким образом, как справедливо отметил суд первой инстанции, обязательным условием для применения в отношении юридического лица положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ является принятие таким юридическим лицом всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о невозможности соблюдения обществом законодательно установленных правил, необходимости принятия мер, не зависящих от него, а также объективных препятствий для соблюдения обществом запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, равно как и принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, в том числе по урегулированию вопроса формы оплаты заработной платы с учетом требований валютного законодательства при заключении трудового договора с работниками-нерезидентами.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2021 N 1664-О, от 24.02.2022 N 484-О, от 31.03.2022 N 553-О, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2022 N Ф10-3690/2022 по делу N А23-9644/2021, судебная коллегия приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден; размер назначенного обществу штрафа установлен инспекцией в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в актуальной редакции; основания для применения положений ст. 2.9, 3.4, и 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют; назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Доводов в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2022 по делу N А09-7866/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7866/2022
Истец: ООО "Европа-Брянск"
Ответчик: ИФНС России по г. Брянску