город Омск |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А75-12840/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14343/2022) общества с ограниченной ответственностью "Новый город" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.2022 по делу N А75-12840/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый город" (ОГРН 1068601011720, ИНН 8601029464, адрес: 628007, город Ханты-Мансийск, улица Дунина - Горкавича, дом 13) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104) о признании недействительным предписания от 13.04.2022 N 27- Пр-КНО-58,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Новый город" - Булатова П.Ф. по доверенности сроком действия 31.12.2023;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новый город" (далее - заявитель, общество, ООО "Новый город") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее -заинтересованное лицо, Служба) о признании недействительным предписания от 13.04.2022 N 27-Пр-КНО-58.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.2022 по делу N А75-12840/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что 11.05.2016 протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Посадская, д. 12 (вопрос N 4) принято решение о распределении объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета (далее - ОДПУ), между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения. Указанный протокол является действующим, поскольку согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.07.2018 решение о нераспределении либо об отмене ранее принятого решения не принято, учитывая, что по вопросу N 7 протокола от 25.07.2018 решение не принято ввиду отсутствия необходимого кворума, соответственно решение, ранее принятое протоколом от 11.06.2016, сохраняет свою силу до его отмены.
Службой представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором она не согласилась с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ООО "Новый город" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Служба, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя общества, установил следующие обстоятельства.
ООО "Новый город" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) на основании лицензии N 086000056 от 24.04.2015.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 20.03.2015 ООО "Новый город" избрано управляющей организацией МКД по ул. Посадская, д. 12 г. Ханты-Мансийска.
Между собственниками помещений (пользователями) и ООО "Новый город" заключен договор управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом реализован (МКД включен в реестр лицензий 24.04.2015).
24.02.2022 в Службу поступило обращение собственника жилого помещения МКД N 12 по ул. Посадская в г. Ханты-Мансийске N 27-ОГ-1961 о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при определении размера платы за коммунальные ресурсы, затраченные при использовании и содержании общего имущества МКД.
Ханты-Мансийским отделом инспектирования Службы на основании решения от 23.03.2022 N 27-Пр-КНО-58 в период с 07.04.2022 по 13.04.2022 в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка за правильностью начисления платы за ЖКУ, с целью установления фактов, изложенных в обращении жильца МКД N 12 по ул. Посадская в г. Ханты-Мансийке.
По результатам проверки Службой выявлены нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Результаты проверки в отношении ООО "Новый город" отражены в акте проверки от 13.04.2022 N 27-Пр-КНО-58.
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание от 13.04.2022 N 27-Пр-КНО-58, в соответствии с которым на ООО "Новый город" возложена обязанность в срок до 06.06.2022 включительно: выполнить перерасчет (корректировку) размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества МКД N 12 по ул. Посадская в г. Ханты-Мансийске (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (отведение сточных вод), электроснабжение (электроэнергия), всем абонентам многоквартирного дома N 12 за расчетные периоды с июня 2018 года по февраль 2022 года включительно, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утвержден органами государственной власти ХМАО-Югры, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном пунктами 44-46 Правил N354, п.21 (1) Правил N124.
Полагая, что предписание от 13.04.2022 N 27-Пр-КНО-58 является незаконным и необоснованным, а также нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 18.10.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Деятельность Службы осуществляется на основании Положения о Службе жилищного строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения.
В соответствии с пунктом 6.4, 6.4.1 Положения Служба осуществляет государственный жилищный надзор (далее - региональный государственный жилищный надзор) посредством организации и проведения проверок (мероприятий по контролю) в установленном порядке за соблюдением, в том числе юридическими лицами, обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
В силу предоставленных указанным Положением полномочий Служба вправе выносить предписания об устранении выявленного нарушения (пункт 6.14.4 Положения).
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Оспариваемое предписание от 13.04.2022 N 27-Пр-КНО-58 выдано Службой в связи с установленными нарушениями при распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунального ресурса на содержание общедомового имущества.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения - с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи ЖК собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МДК
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 39 ЖК РФ).
Такими Правилами являются утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Пунктом 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы на содержание общего имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и включают в том числе:
а) расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения;
б) расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за исключением случаев, когда соответствующие расходы несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. (Письма Минстроя России от 17.11.2017 N 50534-01704 "О порядке перерасчета коммунальных ресурсов", от 11.06.2019 N 216Ю-ОГЮ4 "Об определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме").
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию (далее - ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522 в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Таким образом, в случае если МКД оснащен ОДПУ, размер расходов на оплату потребленных коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу действующего правового регулирования, рассматриваемая плата рассчитывается как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.
Если разница больше размера платы, рассчитанного по нормативу, между жильцами распределяется только норматив. Если разница меньше размера платы, рассчитанного по нормативу, то начисление производится по фактическому объему потребления.
Как следует из материалов дела, многоквартирный N 12 по ул. ул. Посадская г. Ханты-Мансийска оборудован общедомовым прибором учета коммунальных ресурсов (в том числе электроснабжения).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД N 12 по ул. ул. Посадская г. Ханты-Мансийска от 11.05.2016 собственниками помещений принято решение: распределять объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения (вопрос N 4), (т.1 л.д. 93).
Таким образом, собственниками помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Как усматривается из материалов дела, общество, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД за расчетные периоды с июня 2018 года по февраль 2022 года определяло исходя из показаний ОДПУ коммунальных ресурсов с сверх установленных нормативов потребления коммунальных ресурсов, то есть руководствовалось решением общего собрания собственников помещений от 11.05.2016, полагая, что оно не отменено.
В апелляционной жалобе ООО "Новый город" настаивает, что протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 11.05.2016 является действующим, ссылаясь на то, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.07.2018 решение о нераспределении либо об отмене ранее принятого решения не принято, учитывая, что по вопросу N 7 протокола от 25.07.2018 решение не принято ввиду отсутствия необходимого кворума.
Доводы ООО "Новый город" подлежат отклонению, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД от 25.07.2018 на повестку общего собрания вынесен вопрос N 7 о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Достаточного количества голосов, необходимых для принятия вышеуказанного решения, предложение не набрало, учитывая, что за проголосовало 44,5%, против 39,19 %, воздержалось 16,56%.
Из буквального содержания протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 25.07.2018 следует, что собственниками помещений принято решение: не распределять объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (т.1 л.д. 55).
Решение принято в соответствии с полномочиями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, установленными статьями 44, 156 ЖК РФ.
Указанное решение в установленном законом порядке не оспаривалось, недействительным не признано, следовательно, правовых оснований для распределения всего объема коммунальных ресурсов между собственниками помещений МКД у общества не имелось.
Таким образом, возложение на общество обязанности выполнить перерасчет (корректировку) размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества МКД, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном пунктами 44-46 Правил N 354, п.21 (1) Правил N 124, является обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.2022 по делу N А75-12840/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Новый город" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Югорской отделение N 5940/169 от 02.12.2022 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12840/2022
Истец: Восьмой Арбитражный Апелляционный суд, ООО "НОВЫЙ ГОРОД"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры (Жилстройнадзор Югры)