г. Владимир |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А39-8036/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 12.01.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.10.2022 по делу N А39-8036/2022,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкина Юрия Ивановича (ОГРНИП 304583317600012, ИНН 582000489125) о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 199 882 кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:048701:37, в аренду без проведения торгов,
при участии в деле третьих лиц - Министерства сельского хозяйства Пензенской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, общества с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок площадью 11 875 355 кв.м с кадастровым номером 58:15:0480701:37 (Пензенская область, Лопатинский район), относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Управление) 16.11.2021 поступило заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Симдянкина Юрия Ивановича (далее - Симдянкин Ю.И.) о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 199 882 кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37.
В своем заявлении Симдянкин Ю.И. изъявил желание приобрести земельный участок в аренду сроком на 4 года 11 месяцев без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) для сельскохозяйственного использования, выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур.
Одновременно Симдянкин Ю.И. просил утвердить прилагаемую к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 15.12.2021 N 13-ИВ/15969 Управление сообщило Симдянкину Ю.И., что на рассмотрении Управления находится заявление общества с ограниченной ответственностью "ПензаМолИнвест" (далее - ООО "ПензаМолИнвест") от 30.08.2021 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 10 720 076 кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37, в аренду без проведения торгов. В связи с этим рассмотрение его заявления приостановлено до принятия решения об утверждении представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
Письмом от 28.04.2022 N 10/18873 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка ООО "ПензаМолИнвест" сообщило своему территориальному органу, что не представляется возможным принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Письмом от 06.05.2022 N 13-ИВ/6501 Управление направило комплект документов Симдянкина Ю.И. для рассмотрения в Росимущество.
Письмом от 31.05.2022 N 10/24536 Росимущество по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка Симдянкину Ю.И. сообщило своему Управлению об отказе в предоставлении земельного участка.
Росимущество сообщило, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Согласно письму Минсельхоза России от 14.02.2018 N 15/130 в качестве документов, подтверждающих такое участие, предлагается рассматривать решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки. Между Министерством сельского хозяйства Пензенской области (далее - Министерство) и Симдянкиным Ю.И. заключено соглашение от 08.06.2021 N 10-2021-29398 о предоставлении субсидий из областного бюджета на проведение агротехнологических работ, предметом которого является предоставление субсидии в 2021 году. Кроме того, отсутствует решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки.
Письмом от 03.06.2022 N 13-ИВ/7791 Управление в ответ на обращение Симдянкина Ю.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка сообщило, что Росимущество отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Симдянкин Ю.И. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 199 882 кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:048701:37, в аренду без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство, Росимущество, ООО "ПензаМолИнвест".
Решением от 31.10.2022 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленное Симдянкиным Ю.И. требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Симдянкин Ю.И. не представил суду ни единого доказательства того, что действия Управления нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности либо создают препятствия при ее осуществлении.
Симдянкин Ю.И. в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу оставило рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирует глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьёй 39.18 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в себя принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Как установлено судом первой инстанции, обращение Симдянкина Ю.И. рассмотрено уполномоченным территориальным органом Росимущества - Управлением, который со ссылкой на позицию Росимущества сообщил Симдянкину Ю.И. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Управление фактически приняло решение о таком отказе.
Единственным основанием для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужило непредставление Симдянкиным Ю.И. доказательств участия в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка основано на подпункте 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, подпункте 1 статьи 39.16 настоящего Кодекса, а именно с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Между тем, Симдянкин Ю.И. является участником государственной программы Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 N 691-пП (письмо Министерства от 28.03.2022 N 6-1807).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Министерство 08.06.2021 заключило с Симдянкиным Ю.И. соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета на проведение агротехнологических работ на условиях софинансирования за счёт средств федерального бюджета на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (соглашение от 08.06.2021 N 10-2021-29398).
Обращаясь в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, Симдянкин Ю.И. приложил к заявлению копию указанного соглашения, подтверждающего его участие в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
В дополнение к заявлению от 04.04.2022 Симдянкин Ю.И. представил в Управление письмо Министерства от 28.03.2022 N 6-1807, подтверждающее его участие в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Министерство подтвердило участие Симдянкина Ю.И. в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и оказание заявителю государственной поддержки (отзыв от 19.10.2022 N 10-ю-04/27).
При таких обстоятельствах Симдянкин Ю.И. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, участвующим в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ Симдянкин Ю.И. имеет право на предоставление в аренду на срок до пяти лет испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка применительно к требованиям статьей 39.15, 39.16 ЗК РФ у Управления не имелось.
Судом первой инстанции не установлено нарушений Симдянкиным Ю.И. требований к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, установленных статьей 39.15 ЗК РФ.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы оспоренный отказ не соответствует подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6, статье 39.15 ЗК РФ, пункту 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ и нарушает права и законные интересы Симдянкин Ю.И. как главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Симдянкиным Ю.И. требование.
Сведений о том, что в Управление поступило несколько заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка, не представлено, и предусмотренного абзацем вторым пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ случая для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, также не установлено.
По заявлению ООО "ПензаМолИнвест" о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образуемого из того же исходного земельного участка, решение об утверждении представленной ранее схемы расположения земельного участка не принято. Письмом от 28.04.2022 N 10/18873Росимущество известило Управление, что представленная ООО "ПензаМолИнвест" схема расположения земельного участка, подготовленная с целью образования земельного участка площадью 10 720 076 кв.м путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480701:37, не соответствует обязательным требованиям, в связи с чем не представляется возможным принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который необходимо образовать.
Как сообщило Управление в письме от 06.05.2022 N 13-ИВ/6501 письмом от 29.04.2022 N 13-13082 Росимущество отказало ООО "ПензаМолИнвест" в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В этой связи ссылка заявителя апелляционной жалобы на частичное совпадение испрашиваемого Симдянкиным Ю.И. земельного участка с земельным участком, образование которого было предусмотрено представленной ООО "ПензаМолИнвест" схемой, подлежит отклонению как несостоятельная.
Непосредственно ООО "ПензаМолИнвест" в отзыве на заявление оставило разрешение спора на усмотрение суда первой инстанции, тем самым не претендует на испрашиваемый Симдянкиным Ю.И. земельный участок.
Обстоятельств, препятствующих принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, судом первой инстанции не установлено и иное Управлением не доказано.
В соответствии с часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правильно обязал Управление принять в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, испрашиваемого Симдянкиным Ю.И. по заявлению от 10.11.2021.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.10.2022 по делу N А39-8036/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8036/2022
Истец: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Симдянкин Юрий Иванович
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Пензенской области, ООО "ПензаМолИнвест", Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1316/2024
27.03.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8905/2022
31.01.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8905/2022
04.10.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8905/2022
12.01.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8905/2022
31.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-8036/2022