г. Москва |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А41-50270/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 марта 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Калачникова Аркадия Олеговича - Кирилина Ю.В. по доверенности от 15.07.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от Администрации городского округа Мытищи Московской области - Уразова Т.А. по доверенности от 10.01.2024 диплом о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "Сухарево-Инвест" - извещено, представитель не явился;
от Министерства жилищной политики Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калачникова Аркадия Олеговича на решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2023 года по делу N А41-50270/23 по заявлению индивидуального предпринимателя Калачникова Аркадия Олеговича (ОГРНИП 310774621000449, ИНН 774395529360)
к Администрации городского округа Мытищи Московской области (ОГРН 1025003534423, ИНН 5029009950),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Сухарево-Инвест" (ОГРН 1135029007310, ИНН 5029176849), Министерство жилищной политики Московской области (ОГРН 1185053037476, ИНН 5024190060),
об оспаривании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Калачников Аркадий Олегович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Мытищи Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями (с учетом письменных уточнений принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ):
1. Признать отказы Администрации городского округа Мытищи Московской области в принятии постановления о признании частично утратившим силу Постановления Администрации с.п. Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 "Об утверждении представленного ООО "Сухарево-Инвест" проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района" в части земельных участков с кадастровыми номерами: 50:12:0020301:496, 50:12:0020301:524, 50:12:0020301:526, 50:12:0020301:545, 50:12:0020301:549, 50:12:0020301:550, 50:12:0020301:546, 50:12:0020301:548, 50:12:0020301:576, 50:12:0020301:577, 50:12:0020301:493, 50:12:0020301:522, 50:12:0020301:575, 50:12:0020301:492, 50:12:0020301:491, 50:12:0020301:495, 50:12:0020301:484, выраженные в ответах от 18.03.2022 исх. И-1986-ОГ, 06.04.2023 г. исх. И-1559-ОГ-Э, 18.04.2023 г. исх. И-1559-ОГ-Э, 07.03.2023 г. исх. И-1559-ОГ-Э, 16.05.2023 г. исх. И-5108-ОГ-Э.
2. Обязать Администрацию городского округа Мытищи Московской области в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда принять постановление об отмене Постановления Администрации с.п. Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 "Об утверждении представленного ООО "Сухарево-Инвест" проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района" в части наложения красных линий на земельные участки заявителя с кадастровыми номерами:
50:12:0020301:496,50:12:0020301:524,50:12:0020301:526, 50:12:0020301:545, 50:12:0020301:549, 50:12:0020301:550, 50:12:0020301:546, 50:12:0020301:548, 50:12:0020301:576, 50:12:0020301:577, 50:12:0020301:493, 50:12:0020301:522, 50:12:0020301:575, 50:12:0020301:492, 50:12:0020301:491, 50:12:0020301:495, 50:12:0020301:484.
3. При неисполнении судебного акта в течение 10 дней с момента его вступления в силу взыскать с Администрации городского округа Мытищи Московской области в пользу Индивидуального предпринимателя Калачникова Аркадий Олеговича неустойку в размере 10 000 рублей за каждый день просрочки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2023 года по делу N А41-50270/23 заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными отказы Администрации городского округа Мытищи Московской области от 07.03.2023 N И-1559-ОГ-Э, от 06.04.2023 N И-1559-ОГ-Э, от 18.04.2023 N И-1559-ОГ-Э, от 16.05.2023 N И-5108-ОГ-Э. Суд обязал Администрацию городского округа Мытищи Московской области восстановить нарушенное право ИП Калачникова Аркадия Олеговича в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2023 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В остальной части заявленных требований отказано.
ИП Калачников А.О. не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в мотивировочной части по мотивам, изложенным в жалобе.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ИП Калачников Аркадий Олегович является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:12:0020301:496, 50:12:0020301:524, 50:12:0020301:526, 50:12:0020301:545, 50:12:0020301:549, 50:12:0020301:550, 50:12:0020301:546, 50:12:0020301:548, 50:12:0020301:576, 50:12:0020301:577, 50:12:0020301:493, 50:12:0020301:522, 50:12:0020301:575, 50:12:0020301:492, 50:12:0020301:491, 50:12:0020301:495, 50:12:0020301:484, которые были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020301:82, который в свою очередь был образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020301:10.
Проектом планировки территории и проектом межевания территории, утв. Постановлением Администрации с.п. Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 "Об утверждении представленного ООО "Сухарево-Инвест" проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района" (далее по тексту - "Постановление"), предусмотрено, что данные земельные участки расположены в границах красных линий.
Постановлением Губернатора Московской области от 16 ноября 2015 года N 489-ПГ "Об упразднении сельского поселения Федоскинское Мытищинского района Московской области и включении сельских населённых пунктов сельского поселения Федоскинское Мытищинского района Московской области в состав сельских населённых пунктов, административно подчинённых городу Мытищи Мытищинского района Московской области" сельского поселение Федоскинское вошло в состав городского округа Мытищи.
18.02.2022 заявителем в адрес Администрации направлено обращение об отмене красных линий на земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0020301:82, 50:12:0020301:54, 50:12:0020301:70.
Письмом от 18.03.2022 N И-1986-ОГ Администрация отказала в отмене красных линий в части территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0020301:82, 50:12:0020301:54, 50:12:0020301:70.
Письмом от 07.03.2023 N И-1559-ОГ-Э Администрацией рассмотрено обращение заявителя вх. N134-ОГ-1559-Э от 10.02.2023, по результатам которого указано: "Земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0020301:496, 50:12:0020301:524; 50:12:0020301:526; 50:12:0020301:545; 50:12:0020301:549; 50:12:0020301:550; 50:12:0020301:546; 50:12:0020301:548; 50:12:0020301:576; 50:12:0020301:577; 50:12:0020301:493; 50:12:0020301:473; 50:12:0020301:522; 50:12:0020301:495; 50:12:0020301:484 частично расположены в границах красных линий, установленных в составе проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 (с изм. от 21.06.2021 N 2306, от 11.08.2022 N 3561, от 25.08.2022 N 3803, от 14.09.2022 N 4146, от 28.11.2022 N 5505). Администрацией городского округа Мытищи направлено обращение в Министерство жилищной политики в части предоставления позиции Министерства по вопросу отмены красных линий, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0020301:496, 50:12:0020301:524; 50:12:0020301:526; 50:12:0020301:545; 50:12:0020301:549; 50:12:0020301:550; 50:12:0020301:546; 50:12:0020301:548; 50:12:0020301:576; 50:12:0020301:577; 50:12:0020301:493; 50:12:0020301:473; 50:12:0020301:522; 50:12:0020301:495; 50:12:0020301:484. После предоставления позиции Министерства жилищной политики Московской области по вышеуказанному вопросу в адрес Администрации городского округа Мытищи, Администрацией будет подготовлен и направлен в Ваш адрес окончательный ответ".
10.02.2023 заявителем в адрес Администрации направлено обращение N 134-ОГ-1559-Э об отмене красных линий и линий застройки расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0020301:496, 50:12:0020301:524, 50:12:0020301:526, 50:12:0020301:545, 50:12:0020301:549, 50:12:0020301:550, 50:12:0020301:546, 50:12:0020301:548, 50:12:0020301:576, 50:12:0020301:577, 50:12:0020301:493, 50:12:0020301:522, 50:12:0020301:575, 50:12:0020301:492, 50:12:0020301:491, 50:12:0020301:495, 50:12:0020301:484.
В ответ на данное обращение Администрацией направлено письмо от 06.04.2023 N И-1559-ОГ-Э, из содержания которого следует, что
"Администрацией городского округа Мытищи направлены обращения в адрес Министерства жилищной политики Московской области в части предоставления позиции Министерства по вопросу (исх. N И-843-Э от 03.02.2023) полного признания утратившим силу постановления Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 "Об утверждении представленного ООО "Сухарево-Инвест" проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района" (далее - Документация) и по вопросу (исх. N И-1559-1-ОГ-Э от 07.03.2023) частичной отмены Документации в отношении красных линий и линий регулирования застройки, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0020301:496, 50:12:0020301:524; 50:12:0020301:526; 50:12:0020301:545; 50:12:0020301:549; 50:12:0020301:550; 50:12:0020301:546; 50:12:0020301:548; 50:12:0020301:576; 50:12:0020301:577; 50:12:0020301:493; 50:12:0020301:473; 50:12:0020301:522; 50:12:0020301:495; 50:12:0020301:484; 50:12:0020301:523. Учитывая отсутствие ответов Министерства жилищной политики Московской области на вышеуказанные обращения Администрации городского округа Мытищи, а также положение подпункта 2 пункта 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отмена Документации в части красных линий и линий застройки, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0020301:496, 50:12:0020301:524; 50:12:0020301:526; 50:12:0020301:545; 50:12:0020301:549; 50:12:0020301:550; 50:12:0020301:546; 50:12:0020301:548; 50:12:0020301:576; 50:12:0020301:577; 50:12:0020301:493; 50:12:0020301:473; 50:12:0020301:522; 50:12:0020301:495; 50:12:0020301:484, не представляется возможной. Согласно п.6.1.2 "Положения о порядке принятия решения о подготовке проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в Московской области", утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.12.2018 N 884/39 (ред. от 30.12.2022), основанием для обращения за принятием решения о подготовке проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в Московской области и результатом рассмотрения обращения является установление, изменение или отмена красных линий. Таким образом, в целях отмены или изменения указанных линий градостроительного регулирования Вы можете осуществить разработку и утверждение в установленном законом порядке документации по планировке территории. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" принятие решений о подготовке и утверждении документации по планировке территории находится в полномочиях Министерства жилищной политики Московской области".
Также письмом от 18.04.2023 N И-1559-ОГ-Э Администрацией рассмотрено обращение заявителя вх N 134-ОГ-1559-Э от 10.02.2023, по результатам рассмотрение заявителю сообщено следующее:
"Министерством жилищной политики Московской области (далее - Министерство) направлен ответ (исх. N 13ТГ-3860 от 07.04.2023) на обращение Администрации городского округа Мытищи (исх. N И-1559-1-ОГ-Э от 07.03.2023) по вопросу отмены документации по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 (далее - ДППТ), в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0020301:496; 50:12:0020301:549; 50:12:0020301:576; 50:12:0020301:522; 50:12:0020301:545; 50:12:0020301:548; 50:12:0020301:473; 50:12:0020301:524; 50:12:0020301:526; 50:12:0020301:550; 50:12:0020301:546; 50:12:0020301:577; 50:12:0020301:493; 50:12:0020301:495; 50:12:0020301:484. Согласно ответу Министерства в связи с поступлением обращения ООО "Сухарево-Инвест" в Министерстве 17.01.2023 проведено рабочее совещание по вопросу возобновления реализации строительства жилых домов в соответствии ДППТ с участием представителей Министерства образования Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, Администрации городского округа Мытищи и ООО "Сухарево-Инвест". По результатам совещания застройщику предложено переработать проект с учетом мероприятия по созданию комфортной среды и направить концепцию планируемого развития в Министерство.
Администрацией рассмотрено обращение заявителя от 21.04.2023 вх. N 134-ОГ-5108-Э, ответ по результатам рассмотрения направлен Письмом от 16.05.2023 N И-5108-ОГ-Э.
Как следует из содержания данного ответа: "Постановлениями Администрации городского округа Мытищи от 21.06.2021 N 2306, от 11.08.2022 N 3561, от 25.08.2022 N 3803, от 14.09.2022 N 4146, от 28.11.2022 N 5505, от 12.01.2023 N 93, от 05.04.2023 N 1622 постановление Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 "Об утверждении представленного ООО "Сухарево-Инвест" проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района" (далее - ДПТ) признано утратившим силу в части территорий, расположенных вне границ проектируемых подъездных автомобильных дорог к комплексной малоэтажной жилой застройке в д. Сухарево, предусмотренных ДПТ к строительству. Дополнительно сообщило, что Администрацией городского округа Мытищи было повторно направлено обращение в Министерство жилищной политики Московской области (далее - Министерство) по вопросу признания утратившим силу постановления Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 в целях отмены красных линий, накладывающих ограничения на существующие земельные участки в части невозможности осуществления строительства индивидуальных жилых домов и сроков разработки новой концепции малоэтажной жилой застройки ООО "Сухарево-Инвест".
Министерством направлен ответ (исх. N 13ТГ-4690 от 26.04.2023) на указанное обращение Администрации городского округа Мытищи, что рассмотрение концепции на Градостроительном совете Московской области будет возможно при поступлении соответствующей заявки от ООО "Сухарево-Инвест". На настоящее время концепция развития территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0020207:35 и 50:12:0020207:36 в Министерство не поступала".
Полагая, что вышеуказанные письма (ответы на обращения), нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя в части оспаривания решения Администрации, изложенного в ответе от 18.03.2022 исх. И-1986-ОГ, в связи с пропуском заявителем установленного ст. 198 АПК РФ срока для обращения в суд.
В этой части решение суда не обжалуется.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу положений ч.1 ст. 198 и ч.4 ст. 200 АПК РФ, для признания оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения ими на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом нормативной совокупности статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 34 ГрК РФ красные линии устанавливаются для обозначения границ территориальных зон.
На основании статьи 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к областям, в т.ч. объектов транспорта (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов РФ, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименование муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
На картах территориального планирования отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.
Как указывалось ранее, Постановлением Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района от 24.09.2014 N 480 утвержден проект планировки и межевания территории в д. Сухарево в сельском поселении Федоскинское Мытищинского муниципального района.
Данный проект был утверждён на основании обращения ООО "Сухарево-Инвест".
Данным проектом были установлены красные линии границы линейных объектов/подъездных автомобильных дорог к комплексной малоэтажной жилой застройке в д. Сухарево.
Заявитель, обращаясь в суд с настоящими требования в обосновании своих доводов указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0020301:496,50:12:0020301:524,50:12:0020301:526, 50:12:0020301:545, 50:12:0020301:549, 50:12:0020301:550, 50:12:0020301:546, 50:12:0020301:548, 50:12:0020301:576, 50:12:0020301:577, 50:12:0020301:493, 50:12:0020301:522, 50:12:0020301:575, 50:12:0020301:492, 50:12:0020301:491, 50:12:0020301:495, 50:12:0020301:484, находящиеся в его собственности, частично расположены в границах красных линий, установленных в составе проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480.
Между тем, как указывает заявитель, данный проект не реализуется ООО "Сухарево-Инвест" в связи с утратой интереса последнего, а также в нарушении части 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в собственности заявителя, не изъяты.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции установлено, что Постановлениями Администрации городского округа Мытищи Московской области от 21.06.2021 N 2306, от 11.08.2022 N 3561, 25.08.2022 N 3561, от 14.09.2022 N 4146, 28.11.2022 N 5505, от 12.01.2023 N 93, от 05.04.2023 N 1622, от 25.08.2022 N 3561, от 31.05.2023 N 2701, от 28.11.2023 N 6185 "О признании частично утратившими силу Постановления Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480" в отношении ряда земельных участков признано частично утратившим силу постановление главы сельского поселения Федоскинское Мытищинского района Московской области от 05.08.2010 N 189 и постановление администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского района Московской области от 24.09.2014 N 480.
Суд первой инстанции правильно определил, что требования заявителя вытекают из правоотношений, связанных с градостроительной деятельностью, в связи с чем правильно применил к спорным правоотношениям нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), регулирующие порядок ведения градостроительной деятельности в части процедуры подготовки и утверждения документации по планировке территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Частью 8 этой же статьи предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 данной статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайга городского округа) в сети "Интернет" (часть 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом, частью 21 статьи 45 ГрК РФ определено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
Суд первой инстанции правильно указал, что корректировка (внесение изменений) в документацию по планировке территории осуществляется в том же порядке, что и ее подготовка и утверждение, а любое заинтересованное лицо (в рассматриваемом случае - это предприниматель являющий собственником земельных участков) может выступать инициатором внесения изменения в документацию по планировке территории и вносить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании таких изменений.
Иного порядка, вопреки доводам апелляционной жалобы, ГрК РФ не предусмотрено. В апелляционной жалобе заявителя также не приведено ссылок на нормы права, которым не соответствует приведённая выше мотивировочная часть решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости существующего проекта планировки территории с учётом отмены его действия в отношении ряда других земельных участков признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку наличие оснований для внесения изменений в проект планировки территории не влияет на порядок внесения таких изменений.
При этом соблюдение Администрацией процедуры, установленной ГрК РФ при вынесении постановлений от 21.06.2021 N 2306, от 11.08.2022 N 3561, 25.08.2022 N 3561, от 14.09.2022 N 4146, 28.11.2022 N 5505, от 12.01.2023 N 93, от 05.04.2023 N 1622, от 25.08.2022 N 3561, от 31.05.2023 N 2701, от 28.11.2023 N 6185 "О признании частично утратившими силу Постановления Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480" не является предметом рассмотрения по настоящему делу и не подлежит оценке судом при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 41, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обращение Предпринимателя о внесении изменений в проект планировки и межевания территории, утвержденный постановлением Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района от 24.09.2014 N 480, пришел к верному выводу о том, что у Администрации не имелось правовых оснований для отказа заявителю в принятии такого решения как запускающего процедуру внесения изменения в соответствующую документацию по планировке территории применительно к данной территории.
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом положений статей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации дальнейшая реализация инициативы внесения изменений в документацию по планировке территории осуществляется за счет заявителя и относится к его предпринимательским рискам.
Между тем органом местного самоуправления в оспариваемых ответах не указано, какие именно действия, связанные с внесением изменений в проект планировки территории и межевания, требуются.
Также в ходе рассмотрения настоящего спора ни администрацией, ни Министерством в материалы дела не представлено письменной позиции в обосновании конкретных доводов заявителя, а заинтересованным лицом не представлено обоснование оснований для внесения изменений в проект планирования и межевания территории по иным участкам, когда вносились изменения в Постановление от 24.09.2014 N 480.
В связи с вышеизложенным суд пришёл к выводу, что оспариваемы письма не основаны на нормах права и нарушают права заявителя на установленный законом порядок обращения с заявлением о внесении изменений в проект планировки и межевания территории.
В части требования заявителя об обязании Администрацию городского округа Мытищи Московской области в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда принять постановление об отмене Постановления Администрации с.п. Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 "Об утверждении представленного ООО "Сухарево-Инвест" проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района" в части наложения красных линий на земельные участки заявителя с кадастровыми номерами:
50:12:0020301:496, 50:12:0020301:524, 50:12:0020301:526, 50:12:0020301:545, 50:12:0020301:549, 50:12:0020301:550, 50:12:0020301:546, 50:12:0020301:548, 50:12:0020301:576, 50:12:0020301:577, 50:12:0020301:493, 50:12:0020301:522, 50:12:0020301:575, 50:12:0020301:492, 50:12:0020301:491, 50:12:0020301:495, 50:12:0020301:484, суд первой инстанции указал следующее.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Проект межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частью 16 статьи 45 ГрК РФ.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 ГрК РФ).
Как указано в статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения в том числе по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Из названных норм также следует вывод, что проект межевания территории затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.
Так, проект межевания территории содержит: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков). На чертежах межевания территории отображаются среди прочего: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 указанной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы публичных сервитутов. Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия; границы лесничеств, лесопарков, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов (статья 43 ГрК РФ).
О направленности документации по планировке территории на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что проект межевания территории подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 ГрК РФ).
При определении документации по планировке территории как нормативного правового акта следует также учесть, что она рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, определение местоположения объектов федерального, регионального, местного значения).
Таким образом, проект межевания территории отвечает признакам нормативного правового акта.
Аналогичные правовые позиции изложены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2019 N 45-АПГ18-22, от 05.06.2019 N 87-КА19-1, от 19.11.2019 N 305-ЭС19-20770, от 13.05.2015 N 307-КГ15-4283.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что рассматриваемом случае у суда отсутствуют законные основания для обязания органа местного самоуправления отменить Постановления Администрации с.п. Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 24.09.2014 N 480 "Об утверждении представленного ООО "Сухарево-Инвест" проекта планировки и межевания территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки с объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры в д. Сухарево с/пос Федоскинское Мытищинского муниципального района", поскольку данные муниципальный акт обладает признаками нормативно-правого акта, при этом он не оспаривался заявителем.
В данном случае в целях восстановления нарушенного права суд выбрал правильный способ восстановления нарушенного права заявителя, который соответствует закону, характеру допущенного нарушения и направлен на полное восстановление нарушенного права заявителя.
Суд, в частности указал, что поскольку установлен отдельный порядок внесения изменений в документацию по планировке территории (часть 21 статьи 45 ГрК РФ), но при рассмотрении настоящего спора заявителем не представлены доказательства соблюдения данной процедуры, на Администрацию городского округа Мытищи Московской области подлежит возложение обязанности восстановить нарушенное право ИП Калачникова Аркадия Олеговича (ОГРНИП 310774621000449, ИНН 774395529360) в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2023 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В части требований заявителя об установлении судом судебной неустойки при неисполнения судебного акта в течение 10 дней с момента его вступления в силу, оснований для его удовлетворения суд первой инстанции не усмотрел, что подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных судом первой инстанции обстоятельствах и соответствуют закону. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку не свидетельствуют о принятии судом первой инстанции неправильного судебного акта.
Мотивировка судебного акта является исключительно прерогативой суда, разрешающего спор. Приведенная судом первой инстанции мотивировка является правильной, соответствующей закону и не привела к принятию неправильного решения. Желание заявителя апелляционной жалобы включить в мотивировку другие основания само по себе не является основанием для признания недействительным решения суда в части мотивировки, которая соответствует закону и является правильной.
При этом заявителем апелляционной жалобы не приведено норм законодательства, которые были неправильно применены судом первой инстанции, или фактических обстоятельств, которые не учтены судом первой инстанции и не отражены в мотивировочной части решения.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции признаёт несостоятельными и подлежащими отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для изменения мотивировочной части обжалуемого судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на заявителя апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
При подаче апелляционной жалобы индивидуальным предпринимателем Калачниковым Аркадием Олеговичем по платежному поручению от 19.01.2024 N 6 уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2850 рублей подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2023 года по делу N А41-50270/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Калачникову Аркадию Олеговичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 6 от 19.01.2024 года за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50270/2023
Истец: ИП КАЛАЧНИКОВ АРКАДИЙ ОЛЕГОВИЧ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АНО АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ