г. Самара |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А65-20040/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Лениногорского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2022 года по делу N А65-20040/2022 (судья Насыров А.Р.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛенПромСтройСервис", г.Лениногорск (ОГРН 1031614000054, ИНН 1649009008), к Лениногорскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, Лениногорск, судебному приставу - исполнителю Лениногорского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Безруковой Е.А., с привлечением (взыскатель) - МРИ ФНС N17 по РТ, административного ответчика (взыскателя по исполнительскому сбору) - Управления Федеральной службы судебных приставов России по РТ, о признании недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора по ИИ имущественного характера от "30" июня 2022 г. в размере 10 000 руб. вынесенное судебным приставом-исполнителем Лениногорского РОСП УФССП России по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛенПромСтройСервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Лениногорскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, судебному приставу - исполнителю Лениногорского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Безруковой Е.А. (далее - ответчики), с привлечением (взыскатель) - МРИ ФНС N 17 по РТ, административного ответчика (взыскателя по исполнительскому сбору) - Управления Федеральной службы судебных приставов России по РТ, о признании недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора по ИИ имущественного характера от "30" июня 2022 г. в размере 10 000 руб. вынесенное судебным приставом-исполнителем Лениногорского РОСП УФССП России по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным постановление судебного пристава - исполнителя Лениногорского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Безруковой Е.А. о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера от "30" июня 2022 г. по исполнительному производству N 49718/22/16034-ип.
На судебного пристава-исполнителя судебного пристава - исполнителя Лениногорского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Безрукову Е.А. возложена обязанность устранить допущенные нарушения законных прав и интересов заявителя.
Не согласившись с выводами суда, Лениногорский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2022 года по делу N А65-20040/2022 по административному исковому заявлению ООО "ЛЕНПРОМСТРОЙСЕРВИС" к административному ответчику УФССП России по Республики Татарстан, старшему судебному приставу Лениногорского РОСП УФССП России по Республики Татарстан, судебному приставу - исполнителю Лениногорского РОСП УФССП России по Республики Татарстан Безруковой Елене Арсентьевне о признании действий незаконными.
Принять новое решение по делу, которым в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными действий судебного пристава - исполнителя Лениногорского РОСП Безруковой Е.А., выраженные в виде вынесения Постановления об исполнительском сборе, отказать. Признать действия судебного пристава - исполнителя Лениногорского РОСП Безруковой Е.А. о взыскании исполнительского сбора законными.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на непредставление должником в материалы дела доказательств, подтверждающих, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Полагает обоснованным оспариваемое постановление, поскольку основанием для взыскания с должника исполнительского сбора является неисполнение в назначенный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа без уважительных причин, что и имело место в рассматриваемой ситуации.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛенПромСтройСервис" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На исполнении в ОСП по Лениногорскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан находилось исполнительное производство N 497/22/16034-ип о взыскании с заявителя в пользу МИ ФНС N 17 по РТ задолженности в размере 5774 рублей.
Поскольку в пределах установленного для добровольного исполнения 5-ти дневного срока, исполнительный документ должником не был исполнен, судебным приставом-исполнителем на основании Федерального закона "Об исполнительном производстве" вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 30.06.2022.
Не согласившись с данными постановлениями и действиями ответчика, должник обратился в Арбитражный суд РТ с заявлением о признании их незаконными.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона РФ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 11 указанной нормы Закона РФ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 17 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ч.1, 2, 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, указанная статья 81 Закона РФ N119-ФЗ (в настоящее время ст.112 Закона РФ N229-Фз) содержит по сути специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Из указанного постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П также следует, что по смыслу статьи 81 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьями 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения.
Исходя из совокупности статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из общих принципов юридической ответственности.
Отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения и исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
В связи с чем, в пункте 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П правоприменителю предписано обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Закона об исполнительном производстве.
В рассматриваемом случае суд правильно согласился с доводом заявителя об отсутствии у ответчика правовых оснований для взыскания исполнительского сбора.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", вступившим в силу со дня его официального опубликования 01.04.2020, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" был дополнен статьей 9.1, согласно которой для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации; в акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория (абзацы 1 и 2 пункта 1 ).
Статья 9.1 Закона "О несостоятельности" (банкротстве) предусматривает, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве, подаваемым кредиторам" сроком на 6 месяцев введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Указанным Постановлением в пункте 2 предусмотрено единственное исключение о том, что Положения пункта 1 настоящего постановления не применяются в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что на заявителя распространялся мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов.
Указанное обстоятельство создает презумпцию наличия оснований приостановления исполнительных производств по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, в силу пункта 4 части 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.9.1 Закона РФ N 127-ФЗ на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
Исходя из требований статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" одним из правовых последствий распространения на должников, определенных по указанным выше правилам, моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов является приостановление исполнительного производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.
Судом верно отмечено, что такой вывод следует и из содержания иных законов.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" приостановление исполнительного производства допускается только в исключительных случаях по четко определенным основаниям, а иные основания такого приостановления помимо Закона об исполнительном производстве могут быть предусмотрены только федеральным законом.
Так, 08.06.2020 вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", согласно которому часть 1 статьи 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" дополнена пунктом 9.
С отмеченной даты, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Поскольку данная норма имеет императивный характер, что обуславливает необходимость ее соблюдения судебным приставом-исполнителем, с учетом отсутствия заявления ООО "ЛенПромСтройСервис" об отказе от применения в отношении него моратория, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", исполнительное производство должно быть приостановлено судебным приставом-исполнителем по собственной инициативе.
Такой вывод суда также согласуется с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 18 апреля 2022 г. N 305-ЭС21-25305 по делу N А40-233155/2020.
В п.11 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020 г. было разъяснено, что введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В развитие данной правовой позиции Верховным судом РФ был принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно разъяснениям, данным в п.6 указанного Постановления Верховного суда РФ, с учетом того, что законодатель допустил сохранение арестов в период действия моратория (в отличие от процедуры наблюдения - абзац четвертый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве), исполнительные листы в этот период выдаются судами. На основании таких исполнительных листов может быть возбуждено исполнительное производство.
Со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (подпункт 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве).
Исполнительное производство считается приостановленным на основании акта о введении в действие моратория до его возобновления. Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В случае поступления исполнительного документа в банк в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, банк принимает такой исполнительный документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория.
В ходе приостановленного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.
Таким образом, действие данной нормы направлено не только на упреждение последствий возбуждения дел о банкротстве, но и приостановление исполнительных производств по имущественным взысканиям в целях недопущения наступлений негативных последствий для лиц, включенных вышеуказанным Постановлением Правительства в соответствующий перечень.
Согласно п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).
Как следует из материалов дела, постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении заявителя вынесено судебным приставом-исполнителем 30.06.2022, то есть в период действия моратория.
Вместе с тем, в нарушение вышеизложенных положений Закона РФ N 229-ФЗ и разъяснений Верховного суда РФ, судебный пристав-исполнитель, не приостановив исполнительное производство, фактически не обосновал невозможность распространения на заявителя введенного моратория, тем самым допустив впоследствии принудительное взыскание исполнительского сбора до истечения действия периода моратория.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2022 года по делу N А65-20040/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20040/2022
Истец: ООО "ЛенПромСтройСервис", г.Лениногорск
Ответчик: Лениногорский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, Лениногорский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, Лениногорск
Третье лицо: Начальник отделения - старший судебный пристав Лениногорского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Галеев Раиль Фаритович, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Судебный пристав - исполнитель Лениногорского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Безрукова Е.А., Управление Федеральной Налоговой Службы По Рт, Межрайонная Инспекция N 17, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан