г. Москва |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А40-55765/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ТЕМИС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2022 по делу N А40-55765/22
по заявлению ООО "Темис" (ОГРН: 1152540007916, ИНН: 2540215639)
к Центральной акцизной таможне (ОГРН: 1027700552065, ИНН: 7703166563)
третье лицо: 1) Министерство промышленности и торговли РФ (ОГРН: 1047796323123, ИНН: 7705596339); 2) Министерство финансов РФ (ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Митряшкин В.В. по дов. от 13.12.2022; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Темис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным требования Центральной акцизной таможни (далее также - ЦАТ) от 25.01.2022 по ДТN 10009100/240122/30008843, о признании незаконным решения от 20.01.2022 об отказе в выпуске ДТ 10009100/251221/3016060, о возложении обязанности возвратить денежные средства 1550 рублей.
Решением суда от 25.10.2022 заявление ООО "Темис" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Темис" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Податель апелляционной жалобы приводит довод, что гибридный автомобиль ни в каком режиме не имеет мощности в 361 л.с. Ссылается, что в данном автомобиле мощность (энергия) вырабатывается только первичным двигателем внутреннего сгорания. А вторичные два электродвигателя, только используют аккумулированную энергию, ранее выработанную ДВС и переданную силовой батарее. В связи с изложенным полагает, что 30-минутная мощность электродвигателей для целей налогообложения не может быть учтена, поскольку она производна от ранее выработанного источника энергии - ДВС, от мощности которого акциз посчитан и уплачен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЦАТ поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя ЦАТ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.12.2021 ООО "Темис" на Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара (графа 31 "Грузовые места и описание товаров"): "Автомобиль легковой б/у, TOYOTA ESTIMA HYBRID, категория. В, дата выпуска. 15.02.2009, кузов AHR20-7031415, груз.мощн. 150 / ПО КВТ, 30-минутная мощность эл.двигателей 211 Л.С/ 155 КВТ.: Производитель TOYOTA MOTOR CORPORATION Тов.знак TOYOTA", код 8703 50 409 2 ТН ВЭД ЕАЭС, подана ДТ N 10009100/251221/3016060.
При совершении таможенных операций в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10009100/251221/3016060, декларантом совместно с декларацией на товары представлено заключение эксперта N 84924/2021 (СВ N 335836-335837) (далее также - Заключение эксперта), составленное на основании заявления ООО "Темис" по результатам проведенного автотехнического исследования без осмотра транспортного средства, путем анализа имеющейся информации, с целью определения даты выпуска, объема и мощности двигателя транспортного средства.
По результатам проведенного автотехнического исследования экспертом установлены следующие характеристики транспортного средства марки "ТОУОТА ESTIMA HYBRID", номер кузова AHR20-7031415 - модель двигателя 2AZ (бензин), дата выпуска 2009/02, объем двигателя (см3) 2362, мощность двигателя (л.с.) 150, 30-ти минутная мощность электр. двигателя (л.с/ кВт) 211/155.
Исходя из технических характеристик ввозимого транспортного средства (гибридное транспортное средство: двигатель внутреннего сгорания, два электрических двигателя передней и задней оси) с учетом положений о порядке налогообложения акцизом легковых автомобилей, оснащенных одновременно двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2021 N 03-13-06/102119, 20.01.2022 таможенным постом в адрес декларанта направлено требование о внесении изменений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска N 10009100/251221/3016060 (далее также - Требование таможенного поста).
Согласно требованию таможенного поста декларанту в срок до 20.01.2022 необходимо внести соответствующие изменения, указав суммарный показатель максимальной полезной мощности системы электротяги и мощности двигателя внутреннего сгорания, исходя из полученного показателя осуществить расчет подлежащих уплате таможенных платежей, внести изменения в графы 47 "Исчисление платежей", в "Подробности подсчета" декларации на товары.
В связи с невыполнением требования таможенного органа, в соответствии со ст. 125 ТК ЕАЭС 20.01.2022 АСТП (ЦЭД) принято решение об отказе в выпуске товаров, предъявленных к таможенному декларированию по ДТ N 10009100/251221/3016060.
24.01.2022 ООО "Темис" повторно на Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара (графа 31 "Грузовые места и описание товаров"): "Автомобиль легковой б/у, TOYOTA ESTIMA HYBRID, КАТ. В, ДАТА ВЫП. 15.02.2009, БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГ., 2AZ - Н328432, ОБЪЕМ 2362СМЗ, ГРУЗ.МОЩН. 150 Л.С/ ПО КВТ: Производитель TOYOTA MOTOR CORPORATION Тов.знак "TOYOTA", код 8703 50 409 2 ТН ВЭД ЕАЭС, подана ДТN 10009100/240122/3008843.
Исходя из технических характеристик ввозимого транспортного средства (гибридное транспортное средство: двигатель внутреннего сгорания, два электрических двигателя передней и задней оси) с учетом положений о порядке налогообложения акцизом легковых автомобилей, оснащенных одновременно двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2021 N 03-13-06/102119, 25.01.2022 таможенным постом в адрес декларанта направлено требование о внесении изменений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска N 10009100/240122/3008843 (далее также - Требование таможенного поста).
Согласно требованию таможенного поста, декларанту в срок до 03.02.2022 необходимо внести соответствующие изменения, указав суммарный показатель максимальной полезной мощности системы электротяги и мощности двигателя внутреннего сгорания, исходя из полученного показателя осуществить расчет подлежащих уплате таможенных платежей, внести изменения в графы 47 "Исчисление платежей", в "Подробности подсчета" декларации на товары.
На основании вышеуказанного требования в соответствии с п. п. 4, 5, 6 ст. 119 ТК ЕАЭС принято решение о продлении срока выпуска товаров до 03.02.2022, о чем в адрес декларанта направлено уведомление о разрешении продления срока выпуска товаров от 25.01.2022.
26.01.2022 посредством автоматизированной информационной системы таможенных органов "АИСТ-М" от декларанта получена корректировка декларации на товары (КДТ), согласно которой расчет акциза осуществлен исходя из суммарного показателя мощности двигателя внутреннего сгорания (150 л.с.) и максимальной полезной мощности электродвигателей (211 л.с), 361 л.с. х 1425 рубля за 0,75 кВт (1л. с.).
26.01.2022 КДТ принята таможенным органом, выдано разрешение на внесение изменений.
26.01.2022 товар, сведения о котором заявлены в графе 31 ДТ N 10009100/240122/3008843, был выпущен согласно заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Не согласившись с требованием таможенного поста от 25.01.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска N 10009100/240122/3008843, решением таможенного поста от 20.01.2022 об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10009100/251221/3016060, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с подп. 2 пункта 2 статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют, в том числе функцию по взиманию таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контролю правильности их исчисления и своевременности уплаты.
Согласно статье 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам, в том числе относятся акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 50 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. п. 1, 7 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов. Налоги исчисляются в соответствии с законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате.
Согласно п. п. 1, 2 статьи 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза.
Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором они подлежат уплате, и, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации (п. п. 1, 4 ст. 53 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подп. 3 пункта 1 статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) налогоплательщиками акциза, в том числе являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно подп. 6 пункта 1 статьи 181 НК РФ легковые автомобили признаются подакцизными товарами.
Объектом налогообложения признается, в том числе ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Ставки акцизов на легковые автомобили определены в подп. 27 - 33 п. 1 ст. 193 НК РФ в абсолютной сумме (твердом выражении) в рублях за единицу мощности двигателя, выраженной в киловаттах и лошадиных силах, т.е. размеры указанных ставок дифференцируются в зависимости от диапазонов показателя мощности двигателя, конкретный размер которой указывается в технической документации транспортного средства.
В соответствии со статьей 193 НК РФ Налогового кодекса: подакцизными товарами являются:
27) автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно с 1 января 2021 года - 0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.);
28) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно:
29) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 150 кВт (200 л. с.) включительно:
30) автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л. с.) и до 225 кВт (300 л. с.) включительно.
Суд указал, что в подп. 1 пункта 1 статьи 191 ТК ЕАЭС закреплено положение, согласно которому при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) налоговая база определяется - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.
Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 (далее также - Порядок).
Согласно пункту 10 Порядка электронный паспорт транспортного средства содержит сведения по перечню согласно приложению N 3 к Порядку.
Так, в перечень сведений, указываемых в электронном паспорте транспортного средства, включаются описание гибридного транспортного средства, сведения о двигателе внутреннего сгорания, а также в показателе электродвигатель электромобиля указывается максимальная 30-я мощность.
Требования к структуре электронного паспорта транспортного средства (далее также - ЭПТС) в части структуры содержащихся в нем прикладных сведений утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2016 N 81 (далее также - Решение N 81).
Реквизитный состав структуры электронного документа (сведений) "Электронный паспорт транспортного средства" закреплен в таблице 3 к Решению N 81.
Согласно пункту 17.24.8 таблицы 3 в ЭПТС указывается информация о максимальной мощности двигателя внутреннего сгорания;
В пункте 17.26.5 таблицы 3 в ЭПТС указывается информация о максимальной мощности электродвигателя, под которой понимается максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ввезенное заявителем транспортное средство ""TOYOTA ESTIMA HYBRID", имеет конструкцию гибридного транспортного средства.
Согласно выписке из электронного паспорта транспортного средства N 16430204218466, представленной Заявителем в суд, "описание конструкции гибридного транспортного средства" - оснащение гибридной установки включает в себя: двигатель внутреннего сгорания, два электромотора: передний и задний соответственно. Режимы работы: возможно движение на двигателе внутреннего сгорания и комбинированная работа двух моторов пи режиме частичной нагрузки.
Максимальная мощность двигателя внутреннего сгорания - 110,3 кВт/150 л.с. Максимальная 30-минутная мощность электродвигателя (передний) 105 кВт/143 л.с. Максимальная 30-минутная мощность электродвигателя (задний) 50 кВт/68 л.с.
Аналогичные показатели о мощности двигателя внутреннего сгорания и электродвигателей указаны в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства N ТС RU A-JP.HY80.17241, представленном Заявителем в материалы настоящего дела.
Также Заявителем в суд представлен документ, содержащий описание основных технических характеристик ввезенного транспортного средства, согласно которым максимальная мощность двигателя внутреннего сгорания равна ПО кВт/150 л.с; максимальная мощность электродвигателей - передний/задний 105 кВт/143 л.с./50 кВт/68 л.с.
Таким образом, ввезенное декларантом гибридное транспортное средство, использует для привода ведущих колес более одного источника энергии, а величина мощности каждого из двигателей определена заводом-изготовителем в технической документации на транспортное средство.
В графе 33 "код товара" ДТ N N 10009100/251221/3016060, 10009100/240122/3008843 декларантом заявлен код 8703 50 409 2 ТН ВЭД ЕАЭС
Согласно пунктам 8, 9 дополнительных примечаний Евразийского экономического союза к группе 87. "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" в данной группе любая ссылка на "электрический двигатель" распространяется также на несколько электрических двигателей.
Термин "максимальная 30-минутная мощность электрического двигателя" означает максимальную мощность при нагрузке, которую электрический двигатель может непрерывно обеспечивать в течение 30-минутного периода времени, указанную в одобрении типа транспортного средства.
При наличии в моторном транспортном средстве нескольких электрических двигателей, приводящих его в движение, их максимальные 30-минутные мощности суммируются.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговую базу - как стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (статья 53 НК РФ).
В связи с чем, суд установил, что объектом налогообложения в рассматриваемом случае является ввезенное транспортное средства - TOYOTA ESTIMA HYBRID, имеющее конструкцию гибридного транспортного средства, т.е. обладающий тремя силовыми агрегатами: двигатель внутреннего сгорания и два электродвигателя.
Суд также учел, что налоговая база при исчислении акциза налоговая база определяется - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.
Таким образом, как следует из положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок исчисления акциза, налоговая база и размеры ставок акцизов, установленные статьей 193 НК РФ, не ставятся в зависимость от конструктивных (инженерных) особенностей легкового автомобиля. Для целей обложения акцизом имеет значение показатель мощности силовой установки - двигателя(ей).
Показатель мощности двигателя(ей) используется для расчета акциза как формально определенная Законодателем величина, не подлежащая изменению по воле налогоплательщика и иных субъектов.
Исходя из изложенного выше, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с учетом комплектации ввезенного транспортного средства двигателем внутреннего сгорания и электродвигателями, для целей исчисления и взимания акциза должна быть использована суммарная мощность двигателей как формально определенная величина.
Суд указал, что данная позиция подтверждается разъяснениями Министерства Финансов Российской Федерации, изложенными в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 14.12.2021 N 03-13-06/102119 по вопросу налогообложения акцизами автомобилей, оснащенных одновременно двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем, согласно которому при наличии в легковом автомобиле одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих данное транспортное средство в движение, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на легковой автомобиль максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течение 30-минутного периода времени, и мощность двигателя внутреннего сгорания.
Суд первой инстанции верно отклонил довод заявителя о применении письма Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.09.2011 N АЗ-101-26/8058 по вопросу заполнения строки "10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)" паспортов транспортного средства при их выдаче на легковые автомобили, оснащенные гибридными силовыми установками.
Разъяснения, изложенные в письме от 22.09.2011 N АЗ-101-26/8058, относятся к порядку заполнения паспортов транспортных средств, изложенном в совместном приказе МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 N 6842). Вместе с тем, документ признан утратившим силу с 1 ноября 2020 года.
Суд учел, что правила оформления электронных паспортов транспортных средств (приложение N 7) утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники", согласно которым в перечень сведений, указываемых в электронном паспорте транспортного средства, включаются описание гибридного транспортного средства, сведения о двигателе внутреннего сгорания, а также в показателе электродвигатель электромобиля указывается максимальная 30-минутная мощность.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ЦАТ исполнила процессуальные обязанности, установленные частью 5 статьи 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Темис" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2022 по делу N А40-55765/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-55765/2022
Истец: ООО "ТЕМИС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ