город Воронеж |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А14-8244/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 января 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Пороника А.А.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области: Журавлева Н.И. - представитель по доверенности от 29.06.2020 N 2345/5, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "НЕФРОСОВЕТ": Жегульский А.А. - представитель по доверенности от 13.09.2022 N 486/НС, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ; Григорьев Н.В. - представитель по доверенности от 13.09.2022 N 486/НС, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на решение Арбитражного суд Воронежской области от 22.09.2022 по делу N А14-8244/2021 по заявлению медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "НЕФРОСОВЕТ" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Воронежской области: о признании недействительным акта плановой комплексной проверки ТФОМС Воронежской области использования средств обязательного медицинского страхования от 19.02.2021 за период финансово-хозяйственной деятельности с 01.10.2018 по 30.09.2021 в Медицинском частном учреждении дополнительного профессионального образования "Нефросовет" частично: пункта 1 заключительной части проверки в части нецелевого расходования средств ОМС в сумме 1 907 160,02 руб., в том числе в 4 квартале 2018 года - 282 243,12 руб., в 2019 году - 1 088 474,07 руб., за 9 месяцев 2020 года -536 442,76 руб.; пункта 2 предложений комиссии об уплате штрафа в сумме 190 716 руб.; о признании недействительным Требования от 29.03.2021 N 960/10 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа, в части сумм требования, а именно: 1 907 160,02 руб., в том числе в 4 квартале 2018 года - 282 243,12 руб., в 2019 году - 1 088 474,07 руб., за 9 месяцев 2020 года - 536 442,76 руб., и штрафа в размере 190 716 руб.,
УСТАНОВИЛ:
медицинское частное учреждение дополнительного профессионального образования "НЕФРОСОВЕТ" (далее - заявитель, МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - ТФОМС Воронежской области, заинтересованное лицо) о признании недействительными:
- акта плановой комплексной проверки ТФОМС Воронежской области использования средств обязательного медицинского страхования от 19.02.2021 за период финансово-хозяйственной деятельности с 01.10.2018 по 30.09.2021 в Медицинском частном учреждении дополнительного профессионального образования "Нефросовет" частично: пункта 1 заключительной части проверки в части нецелевого расходования средств ОМС в сумме 1 907 160,02 руб., в том числе в 4 квартале 2018 года - 282 243,12 руб., в 2019 году - 1 088 474,07 руб., за 9 месяцев 2020 года - 536 442,76 руб.; пункта 2 предложений комиссии об уплате штрафа в сумме 190 716 руб.
- требования от 29.03.2021 N 960/10 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа, в части сумм требования, а именно: 1 907 160,02 руб., в том числе в 4 квартале 2018 года - 282 243,12 руб., в 2019 году - 1 088 474,07 руб., за 9 месяцев 2020 года - 536 442,76 руб., и штрафа в размере 190 716 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суд Воронежской области от 22.09.2022 прекращено производство по делу N А14-8244/2021 в части требований о признании недействительным акта плановой комплексной проверки ТФОМС Воронежской области использования средств обязательного медицинского страхования от 19.02.2021 в части.
Признано недействительным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области от 29.03.2021 N 960/10 в части обязания медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "НЕФРОСОВЕТ" возвратить денежные средства обязательного медицинского страхования в размере 1 903 785,29 руб. и уплатить штраф в размере 90 378 руб., как не соответствующее в указанной части Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Суд обязал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "НЕФРОСОВЕТ". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции о признании незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" требования ТФОМС Воронежской области от 29.03.2021 N 960/10 в части обязания возвратить МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" 596 117,72 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и уплатить штраф в размере 59 611,77 руб.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области ссылается на положения статей 28, 38, 306.4 БК РФ, п. 2 ч. 5 ст. 20, ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ, исходя из которых затраты по содержанию структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих образовательную деятельность, и затраты по обеспечению платной образовательной деятельности, не включены в структуру тарифа, установленную ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ. Как установлено проверкой, средства ОМС в размере 596 117,72 руб. направлены Воронежским филиалом заявителя не на оплату обучения своих работников, а на содержание обособленного структурного подразделения заявителя, оказывающего платные образовательные услуги. Поскольку фактические затраты на содержание данного обособленного структурного подразделения не являются оплатой услуг по обучению на курсах по повышению квалификации работников медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "НЕФРОСОВЕТ", указанные расходы не могли быть компенсированы за счет средств ОМС.
ТФОМС Воронежской области также обращает внимание, что стоимость обучения, указанная медицинской организацией на сайте и в локальных нормативных актах, размещенных на официальном сайте, не соответствует суммам списываемым заявителем ежемесячно со счета по учету ОМС, эти суммы значительно превышают объявленную стоимость образовательных программ. Ссылки общества на то, что им в спорный период не оказывались платные образовательные услуги иным слушателям, не являющимся работниками, не подтверждены финансовыми документами, включая налоговые отчеты о доходах за соответствующий период. Справка, представленная в суд, не может быть принята в качестве допустимого доказательства, поскольку не подтверждается финансовыми документами. Кроме того, согласно представленным заявителем первичным бухгалтерским документам, обществом ежемесячно списывались средства ОМС не за обучение, а на содержание НКИ нефрологии, в целях обеспечения платной образовательной деятельности, которая складывалась за месяц деятельности института, и распределялась заявителем на все филиалы, что подтверждается назначением платежей в платежных поручениях и в представленных документах "Распределение расходов НКИН между филиалами" за весь проверяемый период, что также свидетельствует об ошибочности вывода суда о том, что спорные денежные средства являются фактически платой за обучение сотрудников филиала.
В отзыве на апелляционную жалобу МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указывая, что расходы на содержание обособленного подразделения Нефросовета, занимающегося образовательной деятельностью и обучающего исключительно сотрудников учреждения, являются платой за обучение сотрудников Воронежского филиала Нефросовет в образовательном подразделении - Научно клинический институт нефрологии (далее - НКИН), и порядок определения размера таких расходов определяется локальными нормативными актами Нефросовета.
Из апелляционной жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области следует, что решение суда обжалуется в части признания незаконным требования Фонда об обязании возвратить МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" 596 117,72 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и уплатить штраф в размере 59 611,77 руб., по эпизоду, касающемуся целевого расходования денежных средств ОМС в размере 596 117,72 руб. на покрытие расходов на содержание структурного подразделения - НКИ нефрологии.
Возражений в части проверки решения суда в полном объеме от сторон не поступало, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" за период с 01.10.2018 по 30.09.2020.
В ходе проведения проверки ТФОМС, в том числе, было установлено, что заявитель в проверяемый период использовал средства ОМС, поступившие из Воронежского филиала, в размере 596 117,72 руб. (в 4 квартале 2018 года - 135 339,47 руб., в 2019 году - 290 294,90 руб., за 9 месяцев 2020 года -170 483,35 руб.), на покрытие расходов на содержание структурного подразделения МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" - научно-клинического института нефрологии (НКИ нефрологии, образовательная организация), не относящихся к расходам медицинской организации, связанным с оказанием медицинской помощи по территориальной программе ОМС на территории Воронежской области. Данный вывод был сделан на основании платежных поручений и письменных расчетов расходов образовательной организации, предоставленных заявителем в ходе проведения проверки.
По итогам проверки 19.02.2021 составлен акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС, согласно которому в проверяемый период МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" допустило нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 2068401 руб. 11 коп., в том числе по спорному эпизоду - 596 117,72 руб., которые подлежат возврату в Фонд ОМС. Также заявитель по делу обязан был уплатить 10% от суммы ОМС, названной выше.
На основании рассмотрения акта МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" направлено требование от 29.03.2021 N 980/10 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Согласно указанному требованию Учреждению необходимо:
1. Возвратить денежные средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 2068401 руб. 11 коп., в бюджет ТФОМС Воронежской области в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Воронежской области настоящего требования.
2. Уплатить в бюджет ТФОМС Воронежской области штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 206840 руб. 11 коп. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования.
Не согласившись с актом проверки, в котором зафиксированы выводы Фонда о нецелевом использовании средств в сумме 2 068 402,11 руб., требованием о возврате денежных средств ОСМ в указанном размере и штрафа в сумме 206 840,11 руб., МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" обратилось в суд с рассмотренным заявлением.
Судом области производство по делу в части оспаривания акта проверки от 19.02.2021 прекращено, поскольку данный документ не отвечает критериям ненормативного акта, установленным в ст. 197 - 198 АПК РФ.
Придя к выводу, что вопрос о распределении расходов в размере 1307667 руб. 57 коп. не относится к компетенции ответчика, требование МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" в указанной части признано судом недействительным. В части целевого расходования средств ОМС в размере 596117,72 руб., суд области пришел к выводу, что указанные средства могут быть включены в затраты, покрываемые за счет средств ОМС, исходя из положений ст.ст. 2, 25, 28, 101, 102 Федерального закона N 273-ФЗ, ввиду того, что плата на обучение, при отсутствии иных источником финансирования, является источником средств на содержание образовательного учреждения, в свою очередь, позволяет признать наличие правового тождества между понятиями "плата за обучение" и "средства на содержание образовательного учреждения".
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области в обжалуемой части, исходит из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" (далее - Положение N 73).
В соответствии с пунктом 15 Положения N 73 проверке в составе прочего подлежат направление использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС (пункт 17 Положения) и соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС (пункт 16 Положения).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
В пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий.
В свою очередь, территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленных базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Воронежской области от 28.12.2017 N 1090 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на территории Воронежской области", Постановлением Правительства Воронежской области от 26.12.2018 N 1200 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов на территории Воронежской области", Постановлением Правительства Воронежской области от 27.12.2019 N 1306 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на территории Воронежской области" (далее Территориальные программы).
Территориальной программой установлено, что за счет средств ОМС компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
Территориальной программой на 2018 год, 2019, соответствующим разделом Тарифного соглашения на 2018 и 2019 год установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Аналогичные нормы также отражены применительно к периоду 2020 года.
Согласно таблице 9 раздела 3.7 "Структура тарифа" на 2018 год, таблице 9 раздела 3.9 "Структура тарифа" Тарифных соглашений на 2018 и 2019 годы расходы на оплату прочих услуг включают расходы медицинской организации на выполнение работ, оплату услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, в том числе расходы на оплату услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников медицинской организации"
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 - 225, в том числе услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.
Частью 1 статьи 82 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что подготовка медицинских работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования: образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования, дополнительных профессиональных программ.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила совершенствования профессиональных знаний и навыков определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".
При этом программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки являются дополнительными профессиональными программами, относящимися к дополнительным образовательным программам (пункт 4 статьи 12 Закона N 273-ФЗ).
Обязанность медицинской организации обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена пунктом 8 части 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ.
Таким образом, медицинские организации вправе производить оплату расходов по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки медицинских работников за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, указанные расходы входят в структуру тарифа
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании лицензии от 06.02.2015, выданной Департаментом образования г. Москвы, заявитель имеет право осуществлять образовательную деятельность по дополнительному профессиональному образованию.
Согласно п.5.11.5 учетной политики заявителя на соответствующий год распределение расходов на обучение осуществляется между филиалами заявителя пропорционально доли слушателей из соответствующего филиала к общему количеству всех слушателей за отчетный месяц.
При этом, в проверяемые периоды структурное образовательное подразделение заявителя (НКИ нефрологии) осуществляло обучение только сотрудников учреждения, направленных из соответствующего филиала. Сторонние слушатели в названные периоды в образовательном подразделении заявителя обучение не проходили, что подтверждается представленной в материалы дела справкой от 02.03.2022 N 75/нс, приказами о приеме на работу в Воронежский филиал лиц, прошедших дополнительное профессиональное обучение.
В материалы дела также представлены утвержденные программы обучения дополнительного профессионального образования, отражающие цели и содержание обучения, объем часов, учебные планы подготовки специалистов Воронежского филиала, содержащие наименование программы обучения, фамилии специалистов, формы обучения, объем и сроки, приказы о зачислении сотрудников Воронежского филиала на курсы профессионального дополнительного образования. В представленных приказах указаны фамилии сотрудников, период обучения.
Из содержания платежных поручений (основания платежа) усматривается, что денежные средства перечислялись Воронежским филиалом на расчетный счет головной организации для НКИН, за счет средств ОМС, и расходовались в дальнейшем по строкам : "заработная плата, начисления на оплату труда", "арендная плата за пользование имуществом", "прочие работы, услуги", и другие. Расходы между филиалами распределялись в соответствии с п.5.115 приказов заявителя об учетной политике на соответствующий год,. пропорционально доли обучавшихся сотрудников филиала за соответствующий месяц ко всему количеству обучавшихся сотрудников заявителя.
Поскольку данное структурное подразделение производило обучение исключительно работников учреждения, указанные средства фонда ОМС являлись единственным источником покрытия расходов образовательного учреждения, и, по сути являлись платой за обучение сотрудников.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что фактически названные платежи следует рассматривать как плату за обучение.
Положения ч. 1 ст. 101, ч. 1 ст. 102 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусматривают, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями. При этом образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм действующего законодательства, судом первой инстанции сделан верный вывод, что плата на обучение, при отсутствии иных источником финансирования, является источником средств на содержание образовательного учреждения.
Ссылки Фонда на отсутствие договоров у МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" с обучаемыми лицами на оказание образовательных услуг, апелляционным судом не принимаются.
Статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлены права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников.
Указанной нормой установлено лицо, которое определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, которым является работодатель.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Как следует из материалов дела, в проверяемые периоды образовательное подразделение МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" осуществляло обучение только своих сотрудников, направленных из соответствующего филиала. Сторонние слушатели в образовательном подразделении МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" обучение не проходили. Соответствующая справка от 02.03.2022 N 75/НС представлена МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" в материалы электронного дела. Указанные обстоятельства Фондом не опровергнуты.
В связи с чем у учреждения отсутствовали основания для заключения договоров на оказание платных услуг со своими работниками.
Как следует из части 1 статьи 53 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
Именно в связи с зачислением лица на обучение возникают расходы у образовательного учреждения, связанные с обучением, на основании плановой калькуляции формируется стоимость обучения.
Как правило, в калькуляции учитывается оплата преподавательского состава, прочего персонала, расходы на услуги связи, коммунальные и транспортные услуги, содержание имущества и т.д. Данные расходы учреждение начинает нести с даты зачисления студента, так как выплачивает сотрудникам заработную плату и иные расходы.
Соответствующие приказы о зачислении сотрудников Воронежского филиала на курсы профессионального дополнительного образования представлены в материалы дела.
В связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что средства на содержание структурного подразделения образовательного учреждения, которое обучало исключительно работников учреждения в рассматриваемом случае нельзя квалифицировать исключительно как расходы на осуществление платной образовательной деятельности, а фактически указанные расходы применительно к работникам данного учреждения и являются платой за обучение, является правильным.
Суд области правомерно признал приведенные расходы обычными для образовательной деятельности, с учетом того, что плата за обучение представляет собой средство для покрытия расходов образовательного учреждения.
По сути учреждением понесены фактические затраты связанные с проведением профессионального дополнительного образования своих работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам (обучение по направлениям: сестринское дело, нефрология, заболевание почек, гемодиализ, заболевания мочевыделительной системы и методы из диагностик и т.д.), размер данных затрат не был опровергнута стороной ответчика, не представившей доказательства, опровергающие такие расходы или ставящие под сомнение их достоверность.
Поскольку в состав тарифа входит оплата услуг по обучению, то определение стоимости этих услуг, исходя из расходов на содержание НКИН с учетом расходов по статьям: заработная плата, начисления на оплату труда, арендная плата за пользование имуществом, иные прочие работы, услуги.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции были представлены доказательства, подтверждающие, что в спорный период иных поступлений на финансирование деятельности учреждение не было (т. 5 л.д. 82-93).
При этом, действующее законодательство не предусматривает заключение договоров на оказание образовательных услуг между филиалом юридического лица и самим юридическим лицом, в связи с тем, что филиал действует от имени юридического лица.
В апелляционной жалобе фонд ссылается на отличие сумм, перечисленных Воронежским филиалом на содержание НКИН, и стоимости обучения, размещенной на официальном сайте НКИН, что, по мнению фонда, противоречит статье 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Положению "Об оказании платных образовательных услуг" (подпункты 5.1 и. 5.2 пункта 5). Вместе с тем, указанный довод фонда судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку определение цены за обучение является правом заявителя.
МЧУ ДПО "НЕФРОСОВЕТ" пояснило, что опубликованная ранее цена определена в отношении сторонних лиц. Так, на сайте НКИН был опубликован Приказ от 01.07.2017 за N 01/06-17уч "Об утверждении Перечня платных образовательных услуг на 2017 год". Названным приказом был утвержден Перечень платных образовательных услуг, реализуемых Учреждением только в 2017 году.
По результатам работы 2017 года, в связи с отсутствием спроса сторонних физических и юридических лиц на услуги НКИН, было принято решение: действие приказа не продлевать и новый перечень платных образовательных услуг не утверждать и не публиковать.
С учетом изложенного, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства в размере 596117 руб. 72 коп., являясь платой за обучение, могут быть включены в затраты, покрываемые за счет средств ОМС, в связи с чем, требование от 29.03.2021 N 960/10 в указанной части подлежит признанию недействительным.
В остальной части решение суда не обжалуется.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения в обжалуемой части не имеется.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Воронежской области от 22.09.2022 по делу N А14-8244/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8244/2021
Истец: Медицинское дополнительного профессионального образования "Нефросовет"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области