город Омск |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А46-8448/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14176/2022) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2022 по делу N А46-8448/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ОГРН 1225500009811, ИНН 5503259055, адрес: 644099, город Омск, улица Некрасова, дом 6) к акционерному обществу "Дорожное ремонтно-строительное управление N 3" (ОГРН 1175543012820, ИНН 5528034409, адрес: 644508, Омская область, Омский район, село Розовка, улица Дорожная, дом 1) о взыскании средств субсидии 5 526 640 руб., штрафной санкции 298 665 руб. 68 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Дорожное ремонтно-строительное управление N 3" - Архицкая К.В. (по доверенности от 10.12.2022 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к акционерному обществу "Дорожное ремонтно-строительное управление N 3" (далее - ответчик, общество, АО "ДРСУ N 3") о взыскании средств субсидии в размере 5 526 640 руб., штрафной санкции в размере 298 665 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.10.2022 по делу N А46-8448/2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указывает, что обществом не обеспечено достижение значения результата предоставления субсидии из областного бюджета в 2020 году на содержание Черлакской переправы по количеству перевезенных пассажиров и автотранспорта; в нарушение положений законодательства, а также обязательств принятых на себя АО "ДРСУ N 3", последнее не обеспечило возврат бюджетных средств и не оплатило штрафные санкции, предусмотренные соглашением сторон.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ДРСУ N 3" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Министерством и АО "ДРСУ N 3" 25.06.2020 в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Порядком предоставления за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 11.03.2015 N 49-п (далее - Порядок), распоряжением Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области от 17.06.2020 N 186-рп "О предоставлении в 2020 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, имеющим право на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципалыюго значения, относящихся к собственности Омской области в 2020 году" заключено соглашение N 3-п о предоставлении в 2020 году субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат, в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства обществом (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения затрат общества, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области.
На основании Соглашения размер предоставленной истцом АО "ДРСУ N 3" субсидии составил 5 526 640 руб.
Пунктом 5.3.4 Соглашения на ответчика была возложена обязанность по обеспечению достижения значения результата предоставления субсидии, установленного Соглашением в 2020 году, а именно: объем перевезенных пассажиров в количестве 9,5 тыс. чел.; объем перевезенного автотранспорта - 16,0 тыс. ед.
Истцом в период с 12.07.2021 по 23.07.2021 проведена камеральная плановая проверка результативности и эффективности использования обществом средств субсидии, предоставленных по Соглашению, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
По результатам проведения указанной проверки Министерством 22.07.2021 составлен акт N 2021-5, из которого следует, что АО "ДРСУ N 3" не достигнуто значение результата предоставления субсидии, установленного пунктом 5.3.4 Соглашения. Так, Черлакской переправой фактически перевезено пассажиров 7 586 человек (вместо 9 500 человек), автотранспорта 11 666 единиц (вместо 16 000 единиц).
Выявив недостижение показателей результативности предоставления субсидии, Министерство 10.08.2021 направило обществу уведомление о возврате субсидии в полном объеме. Также Министерством направлено в адрес ответчика уведомление от 04.04.2022 о необходимости погашения штрафных санкций в размере 298 665 руб. 68 коп.
В связи с невозвратом обществом суммы субсидии, а также непогашением им штрафных санкций, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
14.10.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвёртым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Требование Министерства мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, предусмотренных пунктом 5.3.4 Соглашения, а именно: не обеспечено достижение значения результата предоставления субсидии из областного бюджета в 2020 году на содержание Черлакской переправы по количеству перевезенных пассажиров и автотранспорта.
Правовым последствием указанного, по мнению истца, является возврат суммы субсидии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме в сумме 5 526 640 руб.
Кроме того, неисполнение уведомления о возврате субсидии, с позиции истца, возлагает на ответчика также штрафные санкции в размере 298 665 руб. 68 коп., рассчитанные в соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 6.5 Соглашения.
В настоящем случае правоотношения сторон регламентированы поименованным ранее Порядком.
В соответствии с пунктом 1 Порядка (здесь и далее в редакции, действующей на момент заключения соглашения - от 13.11.2019), он определяет цель предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям (далее - перевозчики) в связи с оказанием услуг в сфере дорожного хозяйства (далее - субсидии), критерии отбора перевозчиков, имеющих право на получение субсидий, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году (далее - остатки субсидий).
Целью предоставления субсидий является возмещение перевозчикам затрат, связанных с выполнением работ по содержанию паромных переправ на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области (далее - паромные переправы), в том числе осуществлением среднего и (или) капитального ремонта судов, плавучих объектов, используемых для работы на паромных переправах (далее - ремонт судов), а также финансовое обеспечение затрат по ремонту судов в рамках реализации подпрограммы "Модернизация и развитие автомобильных дорог, пассажирского транспорта в Омской области" государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 262-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области".
Субсидии в 2020 году предоставлялись Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (пункт 2.1 Порядка).
Условия и порядок предоставления субсидий закреплены в разделе 3 Порядка, а порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий предусмотрен разделом 4 Порядка.
В случае нарушения перевозчиками, получившими субсидии, условий, установленных подпунктами 1, 2, 5, 6 пункта 9 настоящего Порядка, Министерство в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет перевозчикам, получившим субсидии, уведомление о возврате субсидий (пункт 15 Порядка).
Субсидии (остатки субсидий) подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о возврате субсидий (остатков субсидий) (пункт 17 Порядка).
При этом подпунктами 1, 2, 5, 6 пункта 9 поименованного Порядка установлены следующие условия предоставления субсидий:
1) выполнение работ по содержанию паромных переправ, предусмотренных в Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402;
2) осуществление в соответствии с законодательством бесплатной перевозки:
- детей в возрасте до 5 лет;
- транспорта общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
- специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, и сотрудников соответствующих служб;
- транспортных средств организаций федеральной почтовой связи, осуществляющих перевозки почтовых отправлений, денежных средств, и работников, сопровождающих почтовые отправления и денежные средства;
5) использование субсидии, предоставленной в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по осуществлению ремонта судов, в соответствии с целью ее предоставления и представление Министерству в установленный им срок соответствующих сведений об использовании субсидии;
6) в случае предоставления перевозчикам, являющимся юридическими лицами, субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с выполнением работ по осуществлению ремонта судов, - включение в соглашение запрета приобретения за счет полученных средств иностранной валюты (за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 статьи 78 БК РФ).
Как следует из материалов дела, паромные перевозки на Черлакской переправе осуществляются судами, принадлежащими АО "ДРСУ N 3" на праве собственности.
АО "ДРСУ N 3" имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров от 03.08.2017 серия МР-2 N 002706, необъемлемой частью которой является приложение от 03.08.2017 с перечнем объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности: теплоход буксир-толкач "БТ-306", несамоходный паром "ПК-1" для перевозки автомобильной техники и пассажиров.
В связи с изложенным, на основании заявления АО "ДРСУ N 3" между Министерством и обществом 25.06.2020 заключено Соглашение.
Заключённым между сторонами соглашением закреплено право Министерства:
- требовать возврата субсидии в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии, установленных Порядком и настоящим соглашением, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем средств областного бюджета и уполномоченным органом государственного финансового контроля (пункт 5.1.3);
- требовать возврата субсидии в случае, если получателем не достигнуты установленные значения конкретного результата предоставления субсидии (пункт 5.1.5);
- требовать уплаты штрафной санкции в размере ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды, за каждый день просрочки от суммы субсидии, подлежащей возврату, в случае нарушения получателем условий предоставления субсидий (пункт 5.1.6).
Получатель субсидии, в свою очередь, в соответствии с пунктом 5.3.2 Соглашения обязуется вернуть субсидию в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных подпунктами 1, 2 пункта 9 Порядка и настоящим соглашением в срок, установленный пунктом 6.3 настоящего соглашения.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Соглашения на ответчика возложена обязанность по обеспечению достижения значения результата предоставления субсидии, установленного Соглашением в 2020 году, а именно: объем перевезенных пассажиров в количестве 9,5 тыс. чел.; объем перевезенного автотранспорта - 16,0 тыс. ед.
В случае недостижения установленного значения результата предоставления субсидии получатель обязуется вернуть субсидию в срок, установленный пунктом 6.3 настоящего соглашения (пункт 5.3.5 Соглашения).
Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о возврате субсидий (пункт 6.3 Соглашения).
Судом первой инстанции установлено, что в настоящем случае показатель результативности, содержащийся в пункте 5.3.4 Соглашения, установлен на основании письма АО "ДРСУ N 6", в соответствии с которым в 2020 году общество планировало осуществить перевозку указанного количества пассажиров и автотранспорта.
Так, с учетом количества перевезенных пассажиров и грузов за предыдущие периоды АО "ДРСУ N 3" был установлен план в 9,5 тыс. чел.; объем перевезенного автотранспорта - 16,0 тыс. ед. на 2020 год.
Как следует из представленных документов, обществом в 2017 году перевезено 1 370 пассажиров, 7 215 штук грузов, в 2018 году - 8 634 пассажира, 19 576 штук грузов, в 2019 году - 9 620 пассажиров, 15 831 груз.
Вместе с тем, в настоящем случае, предприятие по объективным причинам, возникшим в начале 2020 года, не смогло достичь результата в виде количества перевезенных получателем субсидии пассажиров на 31 декабря текущего финансового года на заявленном уровне.
Так, как пояснил ответчик, к паромным переправам пассажиры доставляются муниципальными автобусами или добираются на личном транспорте.
Губернатор Омской области распоряжением от 17.03.2020 N 19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области" ввел ограничения на перемещение людей и транспорта. Нарушение ограничений влекло административную ответственность.
Таким образом, существовавшие ограничения хозяйственной деятельности в 2020 году повлияли на объем перевозки пассажиров и грузов на Черлакской переправе.
Указанные выводы суда первой инстанции подателем жалобы не опровергнуты.
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта была включена в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Министерством не оспаривается, что полученные в рамках соглашения денежные средства использованы предприятием в соответствии с целями, определенными условиями Соглашения.
Факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки Министерством не установлено и из материалов дела не усматривается.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В настоящем случае недостижение показателей результативности, предусмотренных Соглашением, было обусловлено общеизвестным фактом распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, поэтому не требовало дополнительного обоснования и документального подтверждения со стороны общества.
Кроме того, как указывалось выше, пунктом 15 Порядка в редакции, действовавшей в 2020 году, предусмотрено направление перевозчикам, получившим субсидии, уведомления о возврате субсидий в случае нарушения условий, установленных подпунктами 1, 2, 5, 6 пункта 9 данного Порядка, что отсутствует в рассматриваемом случае.
Поскольку пунктами 1, 2, 5, 6 Порядка не предусмотрена обязанность перевозчика, получившего субсидию, по достижению значения результата предоставления субсидии, то Порядком в редакции от 13.11.2019 не была установлена обязанность по возврату средств субсидии в полном объеме в связи с недостижением получателем субсидии показателя результативности.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2022 по делу N А46-8448/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8448/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 3"