г. Москва |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А40-221564/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валиева В.Р.,
судей: Сазоновой Е.А., Яниной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по правилам первой инстанции
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2022 года
по делу N А40-221564/21, принятое судьёй Романовым О.В.
по иску ООО Страховая компания "Сбербанк страхование"
к ГБУ "Жилищник района Лефортово"
третьи лица: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, ООО "РЕГИОНСТРОЙ"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Четвериков Г.В. по доверенности от 17.10.2022;
от третьего лица Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы: Алешин В.В. по доверенности от 17.02.2022;
от третьего лица ООО "РЕГИОНСТРОЙ": не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
ООО Страховая компания "Сбербанк страхование" (далее- истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы к ГБУ "Жилищник района Лефортово" (далее- ответчик) о взыскании 37 885 руб. 66 коп. - в счёт возмещения ущерба в порядке суброгации, на основании статей 15, 929, 965 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2022 года по делу N А40- 221564/21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (в порядке ст. 42 АПК РФ) обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение и принять новый судебный акт.
Определением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2022 года восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы Фонду капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, произведен переход к рассмотрению дела N А40-221564/21 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы и ООО "РЕГИОНСТРОЙ".
Ответчик просит в иске отказать, согласен с выводами, изложенными в мотивировочной части.
Третье лицо, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, считает иск подлежащим удовлетворению, так как ввиду ковидного моратория, являвшегося форс-мажорным обстоятельством, третье лицо ООО "РегионСтрой" не приступило к выполнению работ по ремонту крыши.
Заслушав доводы и возражения ответчика и третьего лица, судебная коллегия находит решение суда от 18 февраля 2022 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, 23.06.2020 г. по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 3, кв. 315, произошёл залив, в результате которого было повреждено жилое помещение. Вышеуказанное имущество на момент происшествия было застраховано в ООО СК "Сбербанк страхование" по договору страхования N 001СБ1870442014.
Согласно Акта N б/н от 23.06.2020 г. составленного экспертной комиссией установлено что, в результате течи из вентиляционного короба с крыши дома произошёл залив жилого помещения, что привело к имущественному ущербу потерпевшего страхователя.
Причиной залива является неисправность в имуществе, которое является общей собственностью. Содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 3, кв. 315, находится в ведении ГБУ "Жилищник района Лефортово" что подтверждается информацией размещённой на официальном сайте "ГИС ЖКХ" https://dom. gosuslugi.ru который в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209- ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и частью 10.1 ст. 161 ЖК РФ является официальным сайтом по раскрытию информации организациями осуществляющими управление многоквартирными домами.
В указанном многоквартирном доме производился капитальный ремонт фасада, крыши, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений, внутри- домовых инженерных систем горячего водоснабжения (стояки и разводящие магистрали), внутри- домовых инженерных систем холодного водоснабжения (стояки и разводящие магистрали), внутридомовых инженерных систем водоотведения (стояки, канализация, выпуски и сборные трубопроводы, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (стояки и разводящие магистрали), внутридомовых инженерных сетей электроснабжения.
Данный залив произошел во время проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома подрядной организацией ООО "РЕГИОНСТРОЙ".
ГБУ "Жилищник района Лефортово" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 3.
Заказчиком проведения работ по капитальному ремонту выступал Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы. Ответчик не является стороной договора по выполнению работ капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Между ФКР г. Москвы и ООО "РЕГИОНСТРОЙ" был заключен Договор N ККР-000144- 18 от 28.05.2018 г. на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в много- квартирном(ых) доме(ах) города Москвы, являющимся(хся) объектом(ами), выявленным(и) объек- том(ами) культурного наследия, расположенном(ых) по адресу(ам): ЮВАО, Красноказарменная ул. 3.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в настоящем кодексе. В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требований закона, иных правовых актов. У управляющей организации отсутствуют обязательства перед собственниками помещений по формированию фонда и организации проведения капитального ремонта и по закону, и по договору управления МКД.
Предметом договора управления МКД в силу требований, установленных частью 3 ст. 162 ЖК РФ, не является формирование фонда капитального ремонта и его организация. Кроме того, в силу требований, предъявляемых к управлению МКД и установленных частью 1 ст. 161 ЖК РФ, является только содержание общего имущества, такими требованиями не устанавливается, что управление МКД должно обеспечивать капитальный ремонт. Это означает, что к отношениям, связанным с капитальным ремонтом общего имущества, нормы, связанные с управлением МКД, не применяются.
Подрядчик, производящий капитальный ремонт МКД, должен обеспечить качество выполняемых работ в соответствии со строительными нормами и правилами.
Контроль за качеством производящихся работ должно осуществлять лицо, заключившее договор о капитальном ремонте.
В соответствии с ч. 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
В соответствии с ч. 6, ст. 182 ЖК РФ, Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 188 ЖК РФ, убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Следует также отметить, что на основании Постановления Правительства Москвы N 834 - 1111 от 29.12.2014 г. на ФКР г. Москвы возложены функции регионального оператора капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Москвы.
Порядок привлечения и заключения договора подряда на выполнение работ капитального ремонта регламентируется также Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (ред. от 09.09.2017) "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Положение).
Согласно п. 196 Положения, договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
Согласно п. 231 Положения, в договоре о проведении капитального ремонта предусматривается ответственность подрядчика и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о проведении капитального ремонта.
Данные положения регулируют правоотношения Фонда капитального ремонта г. Москвы с Подрядчиком, привлеченным для выполнения работ капитального характера. В свою очередь ответственность ФКР г. Москвы перед собственниками прямо предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации.
Нормами ст. 723 ГК РФ также предусмотрена ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы.
Доводы третьего лица Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы о том, что работы не были выполнены третьим лицом ООО "РегионСтрой" в силу форс-мажорных обстоятельств, вызванных ковидными ограничениями подлежат отклонению, так как согласно п. 13.1 Договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме города Москвы, являющимся объектом культурного наследия, выявленным объектом культурного наследия N ККР-000144-18 от 28.05.2018 г., договор должен был быть исполнен до 01.06.2019 г.
В соответствии с Приложением N 1 к договору, устанавливающим график работ, работы по ремонту крыши должны были быть проведены с 01 по 10 октября 2018 года.
То есть, обязательства по ремонту крыши должны были быть исполнены до ковидных ограничений.
Из вышеизложенного следует сделать вывод, что Фонд капитального ремонта города Москва ненадлежащим образом осуществлял контроль за действиями подрядной организации. Право осуществления технического надзора принадлежит Заказчику (в данном случае ФКР г. Москвы) (п. 6.3 СНиП 12-01-2004), а ГБУ г.Москвы "Жилищник район Лефортово" является по настоящему спору ненадлежащим ответчиком, что уже само по себе является достаточным основанием к отказу в иске.
Поскольку иск отклонен по причине его предъявления к ненадлежащему ответчику, а также, учитывая наличие дела N А40-203855/22 по иску ООО "Страховая компания "Сбербанк Страхование" к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, судебная коллегия воздерживается от оценки акта б/н от 23.06.2020 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2022 года по делу N А40-221564/21 отменить. В иске отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221564/2021
Истец: ООО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЛЕФОРТОВО"
Третье лицо: ООО "РегионСтрой", Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы